Найти в Дзене

Он – Дракон. Часть 2. Образы героев и высокий рейтинг в Китае

Оглавление
Ты просто привык, чтобы тебя боялись. Не знаешь, как это, когда тебя любят. (с) Он – Дракон.

Продолжаем тему прошлой статьи. О символизме и визуальной составляющей фильма можно почитать в первой части. А сегодня мы говорим о героях. Анализировать эти образы, не касаясь сюжетных поворотов, практически невозможно. Поэтому, если Вы ещё не видели «Он – Дракон», будьте осторожны, здесь точно появятся спойлеры.

Кадры из фильма "Он - Дракон"
Кадры из фильма "Он - Дракон"

Главный герой

Персонаж неоднозначен и многолик. Он проявляется в нескольких ролях, которым присущи разные по своей сути функции.

1. Рассказчик.

Голос за кадром, повествующий историю, – это всегда тонкий лёд. Можно переборщить и сделать скучно. Можно уйти в дебри рассуждений и потерять суть сюжета. Рассказчик в кино добавляет сказочности и даже былинности.

Помните бабушек в окошке? Вот здесь что-то похожее.

Даже для литературных жанров важнее показывать, чем просто рассказать. Что уж говорить о кино? Но авторы «…Дракона» выбрали интересную форму, совместив повествование с некой игрой. Кукольный театр создаёт собственное действие, неразрывно связанное с сюжетом. Это создаёт дополнительный эффект.

Будто Арман становится не только участником действия, как главный герой, и не простым наблюдателем, как рассказчик, он выступает потаённым «руководителем».

Куклы в его руках оживают, становясь действующими персонажами. Иногда он всё-таки «теряет управление», но во всём этом плане прослеживается магия. Сказка или быль? Выдумка или реальность? Даже в пределах «вселенной» фильма ответ размывается, давая волю воображению.

2. Триединство: мальчик / дракон/ человек.

Сначала был мальчик. Он находился на середине – ещё не дракон, уже не человек. Некое переходное состояние. У него было право решать. Но опыта, чтобы поступить правильно, ещё не было. Мальчику предстояло пройти своеобразный обряд «инициации». И этот мотив тоже отсылает нас к славянским корням, хотя он и не раскрыт до конца.

Ребёнок станет мужчиной, когда делает свой первый осознанный выбор.

Дракон. Он олицетворение силы и ужаса, но также отождествляет потаённую сторону внутреннего мира. В некоторых исследованиях обращаются к системе Юнга, относя образ дракона к архетипу «Тень». Это самая мрачная, тёмная, звериная сторона индивида, которую хотят подавить. Мотив борьбы с драконом связывают с началом формирования индивидуального сознания, человеческого «я», а самого дракона – с бессознательным, подавляющим это самое «я».

В этом есть смысл, ведь, став драконом, наш герой получил весь опыт поколений, некое «коллективное бессознательное».

Такой подход близок к европейскому образу дракона. И с самого начала мы видим множество параллелей с классическими западными сюжетами. Но наше «чудовище» шире принятой концепции. И взял черты из разных мифологий.

Он не просто «похититель», он скорее сродни божеству – жуткому и суровому, как стихия. Но его можно «задобрить». Такой взгляд на образ ближе Азии. Ещё одна схожая деталь – связь дракона с водой.

Он живёт на острове, окружённом океаном, а невест для него «оставляют» в ритуальном озере.

К тому же, желая того или нет, дракон не раз выполняет функцию защитника, как для героини, так и для своей человеческой стороны. Это тоже вызывает ассоциации с китайскими легендами.

Думаю, на образ повлиял и наш Горыныч. У героя нет трёх голов, но наблюдается определённая степень «раздвоения личности» (если это можно так назвать). К тому же, подобно своему сказочному предшественнику, он живёт на горе, скрытой от людей (которая не совсем и гора), и похищает княжну. Чем не родственник знакомого нам Змея?

Но в фильме дракон – не только главный герой. Его «копии» – маленькие и большие – спрятаны по всему сюжету. Даже остров – огромный скелет его предка, который охраняет «логово» от случайных гостей, не давая лодкам пробиться сквозь шторм, в то время, как на острове царит штиль и солнце.

У этой детали особенный смысл. Старый дракон охраняет молодого, но он же держит его взаперти, отгораживает от мира, не давая мечтам исполнится. Всего-то и нужно – расправить крылья и решиться… Но вот этого-то герой и не может сделать.

Человек. Легко ли им стать, когда внутри не дремлет чудовище?

Арман диковат, он не умеет быть с людьми, хотя очень сильно хочет этого. Он весь состоит из травм. Само его рождение – аномалия и ужас. Он неловкий и слабый. Он – полная противоположность дракона. Но это только на первый взгляд. Он прячется за бронёй и понятия не имеет, как обращаться с девушкой, которую любит.

Дракон реагирует на Миру ярче. И это пугает человека, который никак не может принять свою тёмную сторону. И считает любое её проявление чем-то постыдным и катастрофичным. Он отделяет дракона от своего «я», возможно, оттого ему и сложнее разобраться в собственных чувствах, разрешить себе эмоции.
Кадры из фильма "Он - Дракон"
Кадры из фильма "Он - Дракон"

Но он чист, как утренняя роса. Наивен и искренен во всех своих проявлениях.

А ещё он совершенно не оценивает плюсов, которые таит магия. Закованный островом, он сам постоянно ставит для себя рамки, прячется в пещере, выбирая «переждать» бурю, нежели с ней бороться. Он сам создал для себя тюрьму, наказал за ошибки предков. Единственным другом в этом одиноком мире героя стал неведомый зверёк. Но может ли он заменить тепло человеческого общения?

3. Немного психологии

У каждого внутри живёт дракон. И только сам человек может решить – избавиться от него или поддаться своим страстям. Но есть и ещё один способ – попробовать примириться и принять в себе даже эту тёмную сторону.

Герой всю жизнь боролся с чудовищем, ему и в голову не приходило иное. Он сознательно шёл на то, чтобы всю жизнь остаться разбитым и одиноким.

Только примирение со всеми нашими чудищами и демонами может сделать нас цельными. Исцеление героя начинается не с девушки. Оно начинается с бури, возвращения в травму и проживания её в новом качестве с помощью близкого рядом и колыбельной песни, которая возвращает человеку ощущение невиновности в собственном рождении. А дракону – право быть частью человека, его эмоциональной стороной.

Если углубляться в дебри психологии, можно рассматривать дракона, как раз, как подавленные эмоции героя.

Человек переродился и начал жизнь с чистого листа. Впрочем, это только первый шаг. Не так-то просто сломать систему, которую выстраивал годами.

В конце концов, герою снова придётся пережить предательство и потерю, вернуться в свою пещеру, олицетворяющую не только оковы дракона, но и самую тёмную «комнату» души, в которой спрятаны все боли и страхи.

Главная героиня

1. От детскости к осознанию. От бездействия к действию.

С самого начала Мира выглядит более цельной, в противовес одинокому Арману, с первых кадров девушку окружает множество людей, которые так или иначе желают ей счастья. Она юна, в меру капризна и, возможно, в чём-то взбалмошна. Ей, как княжеской дочери, это простительно.

И всё-таки в первых эпизодах героиня представлена, как «продолжение» невест прошлого. Она перенимает традиции и некоторые их черты. Она не ведает ничего о настоящей любви, но идёт замуж, потому что так положено. Это престижно и статусно. И ей это нравится. Её больше интересует внешние атрибуты жениха, нежели его внутренние качества. Она даже едко укоряет сестру, пытающуюся её вразумить.

По ходу сюжета Мира проживает большие изменения в первую очередь в себе. Ей приходится остаться одной в незнакомом месте с тем, кто её пугает и раздражает одновременно. Это вынуждает её брать на себя ответственность, начать действовать самой. Но взрослеет героиня не только через испытание, но и через любовь.

В первой половине фильма можно заметить ещё одно противопоставление между героями.

В отличие от Армана, которой с детства понял, что хочет стать человеком (нашёл свою мечту), Мира движется «по инерции», даже не пытаясь осознать собственных желаний и целей.

Героине предстоит научиться слышать себя и найти свою мечту, обрести истинную свободу, которая всегда рождается из души. Этот путь чётко прослеживается не только в поворотах сюжета, но и в символических знаках, подсказках, которые оставляют создатели по всему фильму.

2. Эволюция, показанная через ритуал

Кадры из фильма "Он - Дракон"
Кадры из фильма "Он - Дракон"

Свадебная церемония проводится по всем традициям. И героиня принимает их, становясь в безвольную позицию. Она улыбается, но ничего, по сути, не решает. Даже положение, в котором невеста находится в лодке (лёжа), будто отсылает нас к погребальному обряду. Дружина жениха поёт призывную песню, а сам жених выступает в роли дракона. Выходит, что, даже победив чудовище, люди продолжают ему служить, наряжаясь в красное или ассоциируя себя с ним самим.

Всё иначе во второй раз. Героиня прошла большой путь. И теперь она не может бездействовать.

Она сопротивляется, не желая быть в роли слабой и безвольной невесты. Она поднимается на ноги и сама выбирает свою судьбу.

Мира больше не может быть жертвой дракона, но сама встаёт в позицию драконоборца. Просто действовать будет иными методами.

3. Ещё раз о косе

С самого начала мы видим, как сестра заплетает Мире косу, причиняя боль, создавая неудобства. Девушка сопротивляется, но терпит. Ведь коса – символ её нового статуса, «девичья краса». Она же является олицетворением некоторых оков, «цепей». Но, оказавшись в пещере дракона, героине приходится отрезать свои длинные волосы.

На этот раз Мире приходится самой переплести их, делая себе верёвку.

Так персонаж лишается «девичьей гордости», но обретает внутреннюю свободу. У неё больше нет статуса, но именно это открывает новые горизонты – бескрайние и манящие. Больше ничего не сковывает её, нет причин держаться в рамках. Усиливает это новое значение косы и тот факт, что сплетённая из неё верёвка открывает путь к побегу, т.е. выступает неким «орудием свободы».

Ветер, как символ любви и связи между героями

Образ занимает особую роль в истории. Герой видит ветер, героиня – нет. Это ещё больше подчёркивает его связь со всей природой. Он не то, чтобы повелевает стихиями, но является их продолжением. Будто огонь, вода и воздух сходятся в одном существе, которого так бояться люди. Здесь отражена и его сложная натура, и его уязвимая душа.

Но однажды, ещё до того, как Арман показал Мире эту чудесную способность, ей самой всё же удалось ощутить её на себе. Помните снежинку, сменившую направление во время обряда?

Это то, что объединяет героев. Делает обычную девушку достаточно особенной, чтобы любить дракона. Но, чтобы постигнуть такую волшебную тайну, нужно было дорасти, отыскать в себе ту чуткость, которая помогает видеть сердцем.

Кадр из фильма "Он - Дракон"
Кадр из фильма "Он - Дракон"
Ещё более символичными становятся эпизоды с бумажным драконом, который никак не хочет взлетать в начале фильма, чем очень расстраивает непоседливую Миру. И как легко он взмыл в финале! Будто с самого начала эта игрушка больше олицетворяла героиню, а не самого дракона.

И подобно своему оригами, девушка освобождается от старых устоев и навязанного безволия, учится «летать», обретает свои мечты и смелость, чтобы за ними следовать.

О рейтинге в Китае

Как я уже писала, в Поднебесной наша сказка получила большую популярность, чем на Родине. И если внимательно приглядеться к деталям, смыслам и символическим особенностям картины, причины такой любви становятся гораздо понятнее. Ведь, несмотря на общий славянский антураж и заимствование некоторых деталей (включая облик самого чудовища) из западных мифологий, история получилась вполне в духе китайского фэнтези. Здесь вам и траурное значение белого цвета, и природно-божественные истоки самого дракона, и общая визуальная составляющая. Очень уж любят в Азии созерцательную картинку с множеством деталей и волшебной атмосферой. Кроме того, большое внимание уделено музыке. Даже не самые выразительные песни в контексте фильма звучат максимально правильными и подходящими, добавляют настроения и смысла.

Кадры из фильма "Он - Дракон"
Кадры из фильма "Он - Дракон"

Недавно читала на канале «Дорамные истории», что наши совместно с Китаем подумывали снимать продолжение. Подробностей на эту тему в интернете немного. Но, вообще,я осторожно отношусь к последующим частям настолько любимых мною картин. Очень просто всё испортить или пойти по накатанной. Хотя литературный оригинал освоен не до конца, а, значит, есть куда истории развиваться.

Но всё это пока лишь круги на воде. А реальность такова: один уж очень похожий фильм в Китае всё же сняли. Я не нашла никаких сведений о заимствовании (или покупке прав), но не заметить того, как сильно «вдохновились» нашим «…Драконом» в экранизации «Большая морская рыба» невозможно. О подробностях, общих чертах и различиях этих двух историй я, пожалуй, расскажу в следующей статье. А пока…

От всей души благодарю, что терпеливо дочитали до конца! Буду рада мнениям, реакциям и подпискам! Ваш Рифмующий писатель!