Найти в Дзене

Алхимические этюды: Бинариус или динамика слияние-отвержение в отношениях

Уважаемый читатель, сегодня я хочу обратиться к алхимическому символу двуглавого змея как метафорическому отражению динамики поля отношений в паре. Итак, в алхимии двуглавого змея называют Бинариусом. Мы можем встретить его во многих алхимических трактатах. На первой же гравюре классического Розария философов мы видим его над фонтаном Меркурия: Здесь мы видим безумные аспекты бессознательного, находящегося в слиянии противоположностей как необходимую основу для предстоящего трансформационного процесса. Однако я хочу сфокусироваться на версии Розария Милиуса, это тоже первое изображение его серии: Это иллюстрация Йохана Даниеля Милиуса 1622 года. Мне она интересна тем, что имеет более «очеловеченную» форму. При этом Бинариус никуда не пропадает. Но что изменяется в нём у Милиуса? Он коронованный. В том мы можем проследить больше уважения к аспектам бессознательного, которые он символизирует. Если мы посмотрим на эту символику с точки зрения индивидуального бессознательного, то увидим ра

Уважаемый читатель, сегодня я хочу обратиться к алхимическому символу двуглавого змея как метафорическому отражению динамики поля отношений в паре.

Итак, в алхимии двуглавого змея называют Бинариусом. Мы можем встретить его во многих алхимических трактатах. На первой же гравюре классического Розария философов мы видим его над фонтаном Меркурия:

Иллюстрация из книги Адама Маклина “Alchemical Sequences Coloured”.
Иллюстрация из книги Адама Маклина “Alchemical Sequences Coloured”.

Здесь мы видим безумные аспекты бессознательного, находящегося в слиянии противоположностей как необходимую основу для предстоящего трансформационного процесса. Однако я хочу сфокусироваться на версии Розария Милиуса, это тоже первое изображение его серии:

Иллюстрация из книги Адама Маклина “Alchemical Sequences Coloured”.
Иллюстрация из книги Адама Маклина “Alchemical Sequences Coloured”.

Это иллюстрация Йохана Даниеля Милиуса 1622 года. Мне она интересна тем, что имеет более «очеловеченную» форму. При этом Бинариус никуда не пропадает. Но что изменяется в нём у Милиуса? Он коронованный. В том мы можем проследить больше уважения к аспектам бессознательного, которые он символизирует.

Если мы посмотрим на эту символику с точки зрения индивидуального бессознательного, то увидим расщепление. Однако, давайте заглянем именно в отношения пары. В юнгианском анализе мы уважаем аспект интрапсихического в теменосе анализа. Он подразумевает наличие поля между аналитиком и анализантом. Кстати, аспекта поля обозначают и гештальтисты. Но ведь поле – всего лишь результат отношений, которые рождаются в терапии. Это означает, что в любых отношениях существует поле.

Существует разные подходы к полю. Можно думать о том, что оно наполнено исключительно проекциями участников отношений, а можно видеть в нём большее, то, что видели алхимики, - отдельную субстанцию. По мере развития отношений эта субстанция начинает работать как контейнер, приобретая некую относительную независимость. Например, у человека был опыт агрессивного взаимодействия на начальном этапе с кем-то. Поле наполнилось проекциями и контрпроекциями. То есть, один субъект спроецировал на человека внутренний родительский образ и выразил агрессию. Второй оказался вынужденным попасть в позицию (контрпроекцию – ответную проекцию) внутреннего ребёнка и обиделся, к примеру. В результате в поле попала пара противоположностей: родителя и ребёнка. Эта пара оказалась у обоих участников конфликтная. И теперь именно она управляет в поле, воздействуя через бессознательное на отношения. Например, у кого-то из участников уже на этапе последующей встречи может появляться ощущение физического дискомфорта. Ещё ничего не произошло, нет повтора коммуникации, ничего нет, но поле уже действует.

Интересно, что участники могут попадать в то в ребёнка, то в родителя. Это и есть Бинариус. Его головы всегда смотрят в разные стороны, он не способен понять наличие второй части противоположностей, он бессознателен, противоположности в этой стадии слиты. И тем не менее, алхимики предлагают уважать это состояние и испить меркурианские воды, знакомясь с хаосом бессознательного. Алхимики будто говорят нам, истинная трансформация (или развитие) возможно только в отношениях.

Иллюстрация из манускрипта 18-го века под название «Библиотека мудрецов». Источник: alchemywebsite.com
Иллюстрация из манускрипта 18-го века под название «Библиотека мудрецов». Источник: alchemywebsite.com

Чтобы слияние перестало быть деструктивным, трансформировавшись конструктивную конъюнкцию, и стало помощником в развитии, нам необходимо сделать так, чтобы Бинариус развернулся и увидел свои две головы. Обратите внимание на иллюстрацию из манускрипта выше и на кадуцей Меркурия (сейчас часто используемый медиками как символ исцеления) – они повествуют как раз о такой позиции. В отношениях это означает увидеть бессознательную пару. Нам нужно увидеть, как в этой паре каждый из участников то сливается с родителем, то с ребёнком. И тогда мы можем увидеть, что пара, порой, живёт отдельно, вызывая в нас неадекватные ситуации реакции. Акт вИдения способствует смерти деструктивной силы пары. Кроме того, подход поля и осознания Бинариуса как его символа превращает поле отношений в осознанный контейнер, где оба участника могут преображаться и устанавливать новую глубину связи. Здесь мы используем акт осознавания солярным сознанием лунных энергий бессознательного, как они отражаются не в конкретном человеке, но в акте отношений.

Титульная гравюра «Мистериум Сигиллорум» Шинберга, 1696г. Источник: alchemywebsite.com
Титульная гравюра «Мистериум Сигиллорум» Шинберга, 1696г. Источник: alchemywebsite.com

В любом случае, я думаю, что полезно осознавать контейнер поля отношений, где переплетаются противоположности желаний слияния и сепарации. Колебания в поле мы иногда можем наблюдать в циклах отношений, когда единение сменяется холодностью отторжения. Можно искать, кто что сказал, что вдруг возник холод. Однако, необязательно что-то «говорить», мы можем просто попадать в динамику Бинариуса. И в неосознанности этой динамики никогда не видна вторая голова. Это может проявляться, как «трагедия» ссоры, которая «обязательно» должна привести к разводу. Или, когда всё замечательно, складывается ощущение, что «счастье будет вечным». В состоянии слитости противоположностей они действуют как антимиры, как это называл Шварц-Салант, он уничтожают знание о другом спектре в сознании.

Итак, со всем уважение к Бинариусу я призываю нас к большей осознанности и пониманию механики работы поля отношений.

Удачи!

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/