Уважаемый читатель, сегодня я хочу обратиться к алхимическому символу двуглавого змея как метафорическому отражению динамики поля отношений в паре.
Итак, в алхимии двуглавого змея называют Бинариусом. Мы можем встретить его во многих алхимических трактатах. На первой же гравюре классического Розария философов мы видим его над фонтаном Меркурия:
Здесь мы видим безумные аспекты бессознательного, находящегося в слиянии противоположностей как необходимую основу для предстоящего трансформационного процесса. Однако я хочу сфокусироваться на версии Розария Милиуса, это тоже первое изображение его серии:
Это иллюстрация Йохана Даниеля Милиуса 1622 года. Мне она интересна тем, что имеет более «очеловеченную» форму. При этом Бинариус никуда не пропадает. Но что изменяется в нём у Милиуса? Он коронованный. В том мы можем проследить больше уважения к аспектам бессознательного, которые он символизирует.
Если мы посмотрим на эту символику с точки зрения индивидуального бессознательного, то увидим расщепление. Однако, давайте заглянем именно в отношения пары. В юнгианском анализе мы уважаем аспект интрапсихического в теменосе анализа. Он подразумевает наличие поля между аналитиком и анализантом. Кстати, аспекта поля обозначают и гештальтисты. Но ведь поле – всего лишь результат отношений, которые рождаются в терапии. Это означает, что в любых отношениях существует поле.
Существует разные подходы к полю. Можно думать о том, что оно наполнено исключительно проекциями участников отношений, а можно видеть в нём большее, то, что видели алхимики, - отдельную субстанцию. По мере развития отношений эта субстанция начинает работать как контейнер, приобретая некую относительную независимость. Например, у человека был опыт агрессивного взаимодействия на начальном этапе с кем-то. Поле наполнилось проекциями и контрпроекциями. То есть, один субъект спроецировал на человека внутренний родительский образ и выразил агрессию. Второй оказался вынужденным попасть в позицию (контрпроекцию – ответную проекцию) внутреннего ребёнка и обиделся, к примеру. В результате в поле попала пара противоположностей: родителя и ребёнка. Эта пара оказалась у обоих участников конфликтная. И теперь именно она управляет в поле, воздействуя через бессознательное на отношения. Например, у кого-то из участников уже на этапе последующей встречи может появляться ощущение физического дискомфорта. Ещё ничего не произошло, нет повтора коммуникации, ничего нет, но поле уже действует.
Интересно, что участники могут попадать в то в ребёнка, то в родителя. Это и есть Бинариус. Его головы всегда смотрят в разные стороны, он не способен понять наличие второй части противоположностей, он бессознателен, противоположности в этой стадии слиты. И тем не менее, алхимики предлагают уважать это состояние и испить меркурианские воды, знакомясь с хаосом бессознательного. Алхимики будто говорят нам, истинная трансформация (или развитие) возможно только в отношениях.
Чтобы слияние перестало быть деструктивным, трансформировавшись конструктивную конъюнкцию, и стало помощником в развитии, нам необходимо сделать так, чтобы Бинариус развернулся и увидел свои две головы. Обратите внимание на иллюстрацию из манускрипта выше и на кадуцей Меркурия (сейчас часто используемый медиками как символ исцеления) – они повествуют как раз о такой позиции. В отношениях это означает увидеть бессознательную пару. Нам нужно увидеть, как в этой паре каждый из участников то сливается с родителем, то с ребёнком. И тогда мы можем увидеть, что пара, порой, живёт отдельно, вызывая в нас неадекватные ситуации реакции. Акт вИдения способствует смерти деструктивной силы пары. Кроме того, подход поля и осознания Бинариуса как его символа превращает поле отношений в осознанный контейнер, где оба участника могут преображаться и устанавливать новую глубину связи. Здесь мы используем акт осознавания солярным сознанием лунных энергий бессознательного, как они отражаются не в конкретном человеке, но в акте отношений.
В любом случае, я думаю, что полезно осознавать контейнер поля отношений, где переплетаются противоположности желаний слияния и сепарации. Колебания в поле мы иногда можем наблюдать в циклах отношений, когда единение сменяется холодностью отторжения. Можно искать, кто что сказал, что вдруг возник холод. Однако, необязательно что-то «говорить», мы можем просто попадать в динамику Бинариуса. И в неосознанности этой динамики никогда не видна вторая голова. Это может проявляться, как «трагедия» ссоры, которая «обязательно» должна привести к разводу. Или, когда всё замечательно, складывается ощущение, что «счастье будет вечным». В состоянии слитости противоположностей они действуют как антимиры, как это называл Шварц-Салант, он уничтожают знание о другом спектре в сознании.
Итак, со всем уважение к Бинариусу я призываю нас к большей осознанности и пониманию механики работы поля отношений.
Удачи!
Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/