Найти в Дзене
Российская газета

Режиссер Донецкого молодежного театра: Мы рассказываем о том, что было. Без приукрашиваний

На XXVI Международный театральный фестиваль Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева "Молодежь. Театр. Фест" Донецкий республиканский академический молодежный театр (РАМТ, Макеевка) привез спектакль "Шахтерская дочь". Современную драму о суровой жизни дончан. Место и время действия: Донецк, 2014 год. В основе - поэма Анны Ревякиной, донбасской поэтессы, написанная в 2016 году. Кстати, отмеченная многими литературными призами, в числе которых, например, премия "Лицей" имени Александра Пушкина, Гран-при международного фестиваля "Чеховская осень", золотая медаль премии "Русский колокол". Главная героиня - девушка Мария, шахтерская дочка. Защищая свой родной город, погибает ее отец. Любимый папа, который звал ее "Машка-Чебурашка", играл с ней в бадминтон…Мария принимает решение занять его место на передовой, став снайпером. И ценой своей жизни защищает донбасские степи. Анна Ревякина родилась и выросла в Донецке. "…эту девочку звать Мариею. И она на две трети я, - пишет она. - Я - Мария, и

На XXVI Международный театральный фестиваль Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева "Молодежь. Театр. Фест" Донецкий республиканский академический молодежный театр (РАМТ, Макеевка) привез спектакль "Шахтерская дочь". Современную драму о суровой жизни дончан.

   Режиссер Максим Жданович. / Пресс-служба ДРАМТ
Режиссер Максим Жданович. / Пресс-служба ДРАМТ

Место и время действия: Донецк, 2014 год. В основе - поэма Анны Ревякиной, донбасской поэтессы, написанная в 2016 году. Кстати, отмеченная многими литературными призами, в числе которых, например, премия "Лицей" имени Александра Пушкина, Гран-при международного фестиваля "Чеховская осень", золотая медаль премии "Русский колокол".

Главная героиня - девушка Мария, шахтерская дочка. Защищая свой родной город, погибает ее отец. Любимый папа, который звал ее "Машка-Чебурашка", играл с ней в бадминтон…Мария принимает решение занять его место на передовой, став снайпером. И ценой своей жизни защищает донбасские степи.

Анна Ревякина родилась и выросла в Донецке. "…эту девочку звать Мариею. И она на две трети я, - пишет она. - Я - Мария, и всё, что у меня есть, - это горе. Горе!"

Читайте "Российскую газету" в Telegram - подписаться

Читайте также:

О сломанных судьбах в эпоху НЭПа: В Театре имени Комиссаржевской ставят "Зойкину квартиру" Михаила Булгакова

Автор рассказывала, что в ее поэме 33 фрагмента, по количеству лет земной жизни Христа. "Подвиг, совершаемый главной героиней Марией во имя отца, не только во имя ее отца, Николая, но и Отца с большой буквы - отца всех нас. Эта женщина способна на подвиг, который совершил Иисус Христос".

Донецк - город шахтеров, край степей и терриконов, "город миллиона роз" (такой статус присвоен ему ЮНЕСКО в 1970-е годы). Город сильных и мужественных людей. А еще Донецк - это "шахтерские девочки и песня их лебединая". Донбасовский ад. Лето-2014, первое военное. "В котором пришлось жить, учиться, работать, осторожничать". "Как ты провел это страшное лето в Донецке?" - звучит в начале спектакля.

    Фото: Пресс-служба ДРАМТ
Фото: Пресс-служба ДРАМТ

Спектакль поставлен в феврале 2024 года, благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В Петербурге его показали 26 мая. Ровно 11 лет назад, 26 мая 2014 года в Донецке начались боевые действия, боевики киевского режима стали обстреливать мирные кварталы города, шли бои за Донецкий аэропорт. Совпадение по датам - случайное.

Очень жаль, что зрителей было немного. Играли спектакль в Большом зале Молодежного театра на Фонтанке. Может, время выбрано неудачное? (Рабочий день, а начало спектакля в 17 час.). Дождь ли тому виной? Или все-таки отпугнула острая тема, которую зрители не хотят видеть в театре: конфликты на Донбассе, братоубийственная война.

Прошу режиссера рассказать о том, как создавался этот спектакль. Но он расстроен:

Максим Жданович: Сегодня в зале было мало зрителей. В антракте многие ушли. Поэтому у меня возникает вопрос: нужен ли он людям, живущим далеко от Донецка?

Я не первый раз в Петербурге, бывал на фестивалях как зритель. Вижу направленность этого фестиваля, темы спектаклей. И я изначально понимал, что у нас не совсем тот формат. Для чего мы тут должны быть? Как пятое колесо в телеге в этой программе.

Читайте также:

Преступление и наказание. В Псковской драме выпустили "Каинову печать"

И поэтому мы увидели, что сначала было ползала зрителей, а после антракта осталось еще меньше. Наверное, для многих это не очень важная тема. Она словно из сказки, где нас нет, не было. Вот есть сказка хорошая, а "Шахтерская дочь" как будто бы из злой сказки. Ну зачем она?

Может быть, мы плохи в актерской игре, в режиссуре. Но нам очень больно. Я не могу говорить, что поставил очень хороший, крепкий спектакль. Я могу сказать, что поставил спектакль о своей боли, о своей жизни, так же как и его участники - актеры.

Но я понимаю, что не каждый готов разделить эту боль и жизнь. Может, кому-то покажется, что где-то я соврал, надумал чего-то, но это не так. В том и беда, что мы-то оттуда, из 2014 года. Мы это все прошли. У нас есть актеры, которые не знали в своей сознательной юности вольной жизни, без войны. Когда мы начали ставить спектакль в 2021 году, некоторым было по 18 лет. То есть их жизнь - это рухнет дом, придавит тебя, экстренные оповещения…

А как спектакль принимают в Донецке?

Максим Жданович: Мы мало его играли дома, всего четыре раза, потому что у нас в городе были ограничения в работе театра. Все остальное по России - уже более 20 городов посмотрели нашу "Шахтерскую дочь".

В Новочеркасске, Ялте, Москве, других городах люди стояли, аплодируя, не отпускали нас очень долго. Это было. Те, кто остались в зале в Петербурге, тоже встали, аплодировали и кричали "Браво!"

Возможно, есть ощущение, что мы все придумали и быстренько сделали спектакль на животрепещущую тему. Как раскраску. А не то, что мы это прошли. Мне кажется, зритель не верит, что мы без воды можем жить, без многого необходимого.

Читайте также:

Что показал Донецкий РАМТ на фестивале "Встречи в России"

Вот чего я боялся - вдруг будут думать, что мы спекулируем на теме. Мы не спекулируем, мы просто рассказываем о том, что было. Без приукрашиваний. Помните сцену, когда герой тащит пятилитровые канистры с водой? У нас действительно сейчас нет воды, и мы натаскиваем воду. Не бомбили по школам? И сейчас бомбят. Я до сих пор ребенка провожаю в школу. До сих пор не знаю, где с ребенком гулять в Донецке, где безопасно. Нет такого слова у нас - "безопасно". Не надо было, наверное, грузить своими проблемами петербургского зрителя. Потом подумал, ну почему бы нет?

Как работали над спектаклем?

Максим Жданович: Начинали в 2021 году. На 27 марта 2022 года была назначена премьера. Из-за начала СВО пришлось отложить работу на два года. Материал очень тяжелый. Я боялся, что зрители спроецируют его на СВО. Но он-то написан не о СВО, а о том, как начался вооруженный конфликт между Россией и Украиной, когда брат пошел на брата.

    Фото: Пресс-служба ДРАМТ
Фото: Пресс-служба ДРАМТ

Я брал в работу много материала. В донецкой библиотеке взял и прочитал все книги Анны Ревякиной, мы списывались с ней, она присылала нам стихотворения. И актеры выбирали, кому какое отзывается, трогает, по сердцу. Здесь нет ни одного человека, которому не больно. Обсуждали постановку с Анной. Она приходила к нам, смотрела спектакль. Могу сказать, что это текст без бронзы, без надрывной патетики, живой и честный.

Кстати

Спектакль включен в лонг-лист Российской национальной театральной премии и Фестиваля-конкурса "Золотая маска" и в список 100 лучших спектаклей России 2023-2024 гг.

Автор: Светлана Мазурова