Найти в Дзене
Владимир Шатов

Сценарий фильма "Портрет" ч. 15

ИНТ. ДАЧА ПАСТЕРНАКА – УТРО ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА Я позвонила вам по телефону и попросила прийти к нам, так как с вами переговорить. ЗОЯ О чём? ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА О переносе «всей этой музыки» на верхнюю веранду. ЗОЯ Как вам будет удобно… ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА Жарко. Налить вам воды? Зоя Не откажусь. Заходит Борис Леонидович. ПАСТЕРНАК Вам Зинаида Николаевна говорила о желании перенести портрет наверх? Как вы на это смотрите? Там такая же веранда, как внизу, я вам не показывал? Выход из моей комнаты. ЗОЯ Там ведь такое же освещение, как и на нижней? Ну и чудесно. Я хочу условиться с вами о работе. Мне нужно знать сроки, чтобы распорядиться своим летом. ПАСТЕРНАК В прошлом году осенью, когда назревали все эти события, я не то чтобы их предвидел, по это была цепь, многие звенья которой проходили через меня. Я торопил вас с окончанием вовсе не потому, что между нами что-то произошло, а потому, что надвигалось множество дел и не хватало времени. ИНТ. КВАРТИРА ЗОИ – ДЕНЬ Звонит телефон. Зоя подни

ИНТ. ДАЧА ПАСТЕРНАКА – УТРО

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

Я позвонила вам по телефону и попросила прийти к нам, так как с вами переговорить.

ЗОЯ

О чём?

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

О переносе «всей этой музыки» на верхнюю веранду.

ЗОЯ

Как вам будет удобно…

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

Жарко. Налить вам воды?

Зоя

Не откажусь.

Заходит Борис Леонидович.

ПАСТЕРНАК

Вам Зинаида Николаевна говорила о желании перенести портрет наверх? Как вы на это смотрите? Там такая же веранда, как внизу, я вам не показывал? Выход из моей комнаты.

ЗОЯ

Там ведь такое же освещение, как и на нижней? Ну и чудесно. Я хочу условиться с вами о работе. Мне нужно знать сроки, чтобы распорядиться своим летом.

ПАСТЕРНАК

В прошлом году осенью, когда назревали все эти события, я не то чтобы их предвидел, по это была цепь, многие звенья которой проходили через меня. Я торопил вас с окончанием вовсе не потому, что между нами что-то произошло, а потому, что надвигалось множество дел и не хватало времени.

ИНТ. КВАРТИРА ЗОИ – ДЕНЬ

Звонит телефон. Зоя поднимает трубку.

ЗОЯ

Слушаю.

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

Здравствуйте! Это жена Пастернака.

ЗОЯ

Добрый день, Зинаида Николаевна. Что случилось.

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

На обеих верандах дачи жарко, пластилин может расплавиться! Мне кажется, что уже что-то произошло, а холодные места, вроде погреба, маленькие, тесные, там может повредить вещь работница. Так как Борис Леонидович мне сказал, что будет продолжать через полтора месяца, то лучше, чтобы на это время вы забрали работу, машину я дам.

ЗОЯ

Я хотела бы продолжить работу у вас.

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

Но вообще Борис Леонидович считает, что портрет закончен и лучше, чтобы вы отлили для себя один экземпляр, а второй тогда, когда у него будут деньги, чтобы приобрести портрет, он это хочет сделать.

ЗОЯ

Я считаю портрет незаконченным, но, конечно, заберу его. Ждать я готова сколько угодно. Что касается «приобретения», то об этом не может быть и речи. Портрет я делала не для денег и подарю его, если только он нравится, навязывать не буду.

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

Вот и хорошо! Приезжайте к нам в среду к двенадцати, я обеспечу машину, и вы заберёте голову.

ИНТ. ДАЧА ПАСТЕРНАКА – ДЕНЬ

Зою встречает Борис Леонидович.

ПАСТЕРНАК

Так будет лучше… Надо с этим кончать.

ЗОЯ

Можно мне побыть наедине с портретом?

ПАСТЕРНАК

Вы хотите, когда откроете, быть одна? А можно и мне тут быть?

Они переставляют странно изменившуюся, закутанную фигуру на середину веранды, и Зоя с его помощью снимает верёвки.

ПАСТЕРНАК

Что-то случилось!

ЗОЯ

Голова развалилась от жары на части. Кусок затылка висит вверху штыря, всё остальное сползло вниз, чудом держится на расплющенной шее. Ещё час или два, и всё было бы на полу.

Зоя убегает в лес в слезах. Та её находит и походит жена Пастернака.

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

Я хочу сказать, чтобы вы не огорчались.

ЗОЯ

О, пожалуйста, не успокаивайте меня, я всё это вынесу. Посижу здесь, приду в себя и вернусь.

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

Вы потому убежали, что вам показалось, что голова Бориса Леонидовича так же развалится на части? В первую минуту мне чуть не стало дурно. Но я поняла, что это не предзнаменование, а просто следствие солнца, от него растаял пластилин. Не огорчайтесь, лицо и левая сторона целые, они чудные.

НАТ. ЛЕС В ПЕРЕДЕЛКИНО – ДЕНЬ

ЗОЯ

Неужели портрета не будет!

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

Всё будет. Будем живы, всё будет, а умирать мы, пока не собираемся.

ЗОЯ

Спасибо за доброту! Я попытаюсь восстановить, только где это делать?

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

Можно перенести злосчастную голову в Лёнину комнату при гараже. Это полутёмная каморка. Там стоит большой стол, заваленный автомобильными деталями и инструментами, и есть кушетка.

ЗОЯ

Главное, что там прохладно… А Борис Леонидович сможет там позировать?

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

Я уговорю его! Но думаю, что меньше времени, чем раньше.

ЗОЯ

Я согласна и на несколько часов…

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

Оставайтесь с нами обедать.

ЗОЯ

Хорошо!

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА

Вы не должны обижаться на Бориса Леонидовича, ему сейчас ни до кого: ни до детей, ни до семьи.

ИНТ. ВЕРАНДА ДАЧИ ПАСТЕРНАКА – ДЕНЬ

На веранду заходит Борис Леонидович.

ПАСТЕРНАК

Мне очень жаль!

ЗОЯ

Я смогу восстановить портрет.

ПАСТЕРНАК

Трудно в это поверить…

ЗОЯ

Нужно вынуть часть пластилина изнутри, вложить в голову в лежачем положении штырь с прочными крестами и залить всё это расплавленным пластилином.

ПАСТЕРНАК

Ну и слава Богу!

ЗОЯ

Не очень я верю вашему «славу Богу». Вы, кажется, были рады, когда портрет развалился. И все сделаем без вас, уходите, пожалуйста.

ПАСТЕРНАК

Да, я должен сейчас уйти: тут приехали студенты ГИКа, хотят меня снять. Я надолго ухожу. Я вас в щеку поцелую.

Плотник делает в саду новый каркас, Зоя топит пластилин на водяной бане и заливает его в голову. Возвращается Пастернак.

ЗОЯ

Получилось! Хотя делала впервые, таких катастроф не случалось.

ПАСТЕРНАК

Как же вы решились? Какая смелая! Я решил, что всё развалится окончательно и никакого портрета больше не будет. Никак не ожидал, что он когда-нибудь опять стоять будет. Поздравляю!

ИНТ. ГАРАЖ ДАЧИ – ДЕНЬ

Зоя занимается портретом. Приходит Борис Леонидович. Он в синем плаще, кепке, которую снял, в сапогах и с зонтом.

ПАСТЕРНАК

Зоя Афанасьевна, я вас надуваю. Вы завтра можете приехать?

ЗОЯ

Завтра — нет, послезавтра — смогу.

ПАСТЕРНАК

Хорошо, тогда в среду. Я вам рассказывал, что я поссорился с Ливановым? Зинаида Николаевна позвонила ему и сказала, что он может приехать. Но он поссорился с женой и приехал без неё и уже пьяный. Мало этого, он привёз целую ораву: наверно, похвастался соседнему столику в «Национале», что может им меня показать. Прямо как у Достоевского, вы помните: у него все знакомства начинаются с того, что кто-то приезжает не один, а буйной компанией.

ЗОЯ

Помню!

ПАСТЕРНАК

И начались такие преувеличенные восхваления и славословия, что мне не по себе стало. Я не нуждаюсь в преувеличениях, у меня есть своя реальная судьба. Всё это лето я чувствовал себя хорошо, здоровым, нормально спал. А тут у меня неприятный осадок остался, я принял снотворное и оно не помогло. Я решил написать ему письмо с тем, чтобы прекратить отношения.

ЗОЯ

Помирились с Ливановым?

ПАСТЕРНАК

Нет. Он в тот вечер играл, а жена не приехала, вообще они сказали, что это ещё надо обсудить. Но было бы гораздо лучше, если бы вместо коньячной дружбы и излияний был просто интерес ко мне. И я не лягушка, чтоб меня раздувать.