Четыре ошибки, которые мешают ребёнку заговорить «Мы занимаемся, занимаемся… и ничего». Я слышу это слишком часто. Родители выкладываются: логопеды, карточки, массаж, стимуляции, занятия. Но слов нет. Или они появляются — и исчезают. И в какой-то момент наступает отчаяние. Почему так происходит? Потому что речь — это не цель. Это результат. А если не выстроена база — результат не появляется, несмотря на все усилия. Ошибка 1: Начинать с речи, когда тело “выключено” Ребёнок не выдерживает прикосновений, не сидит спокойно, замирает или убегает. И в это время мы просим его говорить. Но если тело не включено, если нет телесного контакта и безопасности — речи не будет. Сначала тело → потом внимание → потом контакт → потом звук. Ошибка 2: Слишком много стимуляции “Покажи”, “повтори”, “скажи”, “нажми кнопку”, “выполни задание”. Вместо включения — перегруз. Ребёнок не включается в контакт, он просто уходит «в себя». Мы не стимулируем — мы создаём условия, в которых ребёнок хочет общаться. О