Найти в Дзене
Китайский специалист

Амурская область укрепляет российско-китайское сотрудничество: новые мосты, канатная дорога и перспективы развития

Оглавление

Визит главы Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова в Амурскую область стал важным событием для региона, который стремительно превращается в ключевой центр российско-китайского сотрудничества. В рамках визита министр принял участие в форуме «АмурЭкспо» в Благовещенске, где обсудил перспективы развития региона и реализацию крупных инфраструктурных проектов, направленных на укрепление экономических и культурных связей с Китаем.

Экономический рост и торговля с Китаем

Амурская область, расположенная на границе с Китаем, играет особую роль в развитии двусторонних отношений. За последние пять лет товарооборот Дальнего Востока с КНР удвоился, достигнув 1,7 трлн рублей в 2024 году. В самой Амурской области объем взаимной торговли с Китаем за этот же период вырос почти в три раза. Этот рост обусловлен уникальным географическим положением региона и активным развитием инфраструктуры, связывающей российский Благовещенск с китайским городом Хэйхэ, которые разделяет всего 700 метров реки Амур.

Трансграничная канатная дорога Благовещенск – Хэйхэ на пороге открытия

-2

Одним из самых амбициозных проектов региона является строительство первой в мире трансграничной канатной дороги, соединяющей Благовещенск и Хэйхэ. Проект находится на завершающей стадии: в 2025 году канатная дорога начнет работу, позволяя туристам преодолевать расстояние между городами всего за 2,5 минуты.

Некоторые характеристики проекта:

  • Протяжённость — 976 метров, высота пролёта — 70 метров.
  • Время в пути — 2,5 минуты.
  • Пропускная способность — 6 800 человек в сутки в каждом направлении или 2,5 миллиона человек в год в обоих направлениях.
  • Количество линий — две, вместимость кабин — 60 пассажиров каждая.
  • Терминал будет включать не только станцию канатной дороги, платформу, оборудование и пункт пропуска через государственную границу, но и магазин беспошлинной торговли, торговые и развлекательные объекты, ресторан с панорамным видом и видовые террасы.

На российском берегу уже построен международный терминал, который включает пункт пропуска, торговые точки, рестораны и зону отдыха. Ожидается, что пассажиропоток составит 1,7 млн человек в год, что сделает канатную дорогу не только туристической достопримечательностью, но и важным драйвером экономического развития региона.

Текущий статус: строительство завершено на 90%, ведутся работы по тестированию оборудования и благоустройству прилегающей территории. Открытие запланировано на середину 2025 года.

-3
-4

Мосты через Амур: новые пути для транспорта

Еще одним ключевым проектом является автомобильный мост Благовещенск – Хэйхэ, который уже функционирует и демонстрирует устойчивый рост объема перевозок. Мост стал важной артерией для торговли и логистики, упрощая транспортировку товаров между Россией и Китаем. В 2024 году через мост прошло более 500 тысяч тонн грузов, и этот показатель продолжает расти.

На очереди – строительство нового моста Джалинда – Мохэ, который находится на стадии проектирования. Старт строительства запланирован на 2026 год, а ввод в эксплуатацию ожидается к 2028 году. Этот мост станет дополнительным звеном в транспортной инфраструктуре, связывающей два государства, и усилит экономическую интеграцию.

Текущий статус моста Джалинда – Мохэ: разработка проектной документации завершена, ведутся переговоры с китайской стороной о финансировании и сроках реализации.

Визовый режим: упрощение для туристов

Для поддержки туристического потока, который значительно вырастет после открытия канатной дороги, обсуждается упрощение визового режима между Россией и Китаем для жителей приграничных территорий. В настоящее время граждане России и Китая могут воспользоваться упрощенным порядком въезда в рамках групповых туристических поездок через Благовещенск и Хэйхэ. В 2024 году этот механизм позволил более чем 100 тысячам туристов посетить соседнюю страну. Ведутся переговоры о расширении безвизового режима для индивидуальных путешественников, что может быть реализовано к 2026 году, одновременно с запуском канатной дороги.

-5

Аэропорт и набережная: модернизация инфраструктуры

Амурская область активно модернизирует свою транспортную и городскую инфраструктуру. В Благовещенске завершается строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту им. Н.Н. Муравьева-Амурского. После ввода в эксплуатацию в 2025 году аэропорт сможет обслуживать до 2 млн пассажиров в год. Модернизированная взлетно-посадочная полоса уже позволяет принимать любые типы воздушных судов, что открывает новые возможности для международных рейсов, в том числе в Китай.

Параллельно идет реконструкция набережной Благовещенска, которая станет не только визитной карточкой города, но и центром российско-китайского сотрудничества. Проект включает строительство дома российско-китайской дружбы, конгресс-центра, делового квартала и гостинично-развлекательного кластера. Работы ведутся в рамках мастер-плана развития города, утвержденного в 2023 году. Завершение реконструкции набережной запланировано на 2026 год.

Перспективы международной территории опережающего развития

Алексей Чекунков особо отметил потенциал Амурской области как площадки для создания международной территории опережающего развития (МТОР). Законопроект о МТОР уже принят в первом чтении Государственной Думой, и его реализация может начаться в 2026 году. Этот инструмент позволит привлечь инвестиции в высокотехнологичные отрасли, включая производство сельскохозяйственной техники, экологически чистых продуктов, робототехники, а также развитие горнорудного кластера и возобновляемой энергетики. Особое внимание уделяется совместным проектам с Китаем в сфере машиностроения и космоса.

Заключение

Амурская область становится важным звеном в укреплении российско-китайских отношений. Реализация крупных инфраструктурных проектов, таких как трансграничная канатная дорога, автомобильные мосты, модернизация аэропорта и набережной, создает прочный фундамент для экономического и культурного сотрудничества. Упрощение визового режима и перспективы создания МТОР дополнительно усиливают привлекательность региона для инвесторов и туристов. В ближайшие годы Благовещенск и Хэйхэ могут стать символом нового уровня интеграции между Россией и Китаем, объединяя людей и экономики через реку Амур.

Хроники Китая | Китайский специалист | Дзен
Экономика и Политика | Китайский специалист | Дзен