31 мая 1952 года состоялось открытие Волго-Донского судоходного канала.
В этот день неподалёку от Сталинграда, возле города Калач-на-Дону, в 13 часов 55 минут между первым и вторым шлюзами, в месте наибольшего сближения, слились воды Волги и Дона. Над входом в первый шлюз была возведена триумфальная арка высотой 40 метров. Общая протяжённость канала составила 101 километр, глубина — не менее 3,5 метра, на его пути находилось 13 судоходных шлюзов.
С 1 июня по каналу началось движение судов. Проект был реализован за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства. Им руководил опытный инженер Сергей Жук, построивший к тому времени каналы Беломорско-Балтийский и Москва — Волга.
Волго-Донской судоходный канал обеспечил транспортную связь Каспийского моря с Мировым океаном через Чёрное море, став звеном обширной системы водного транспорта в европейской части России.