Найти в Дзене
АиФ – Северный Кавказ

Дипломат культуры. Юного «Моцарта» из России Елисея Мысина зовут за границу

Оглавление
   Елисея Мысина жаждут слушать и на Западе, и на Востоке.
Елисея Мысина жаждут слушать и на Западе, и на Востоке.

Елисею Мысину, который в пять лет покорил Россию, а в шесть – стал лауреатом международного конкурса, сейчас уже 14 лет. В начале мая давал концерт в Великобритании, в конце месяца поедет в Китай, а в середине – выступил перед зарубежными дипломатами на заседании клуба под руководством министра иностранных дел Сергея Лаврова, где говорили о дипломатии культуры.

Сегодня Елисей даёт концерт в своём родном городе Ставрополе, и «АиФ-СК» поинтересовался у него и его мамы Ольги Мысиной, как удаётся налаживать мосты с ценителями классической музыки в разных странах?

В старинном бальном зале

Светлана Болотникова, «АиФ-СК»: Елисей, о твоём выступлении в Великобритании в Сети появился восторженный отзыв искусствоведа Джона Мура. Он сравнивает тебя с юным Моцартом и пишет, что тебя «привезли» благодаря усилиям местного любителя музыки. А какие у тебя остались впечатления об этом концерте?

Елисей Мысин: Концерт был где-то в трёх часах езды от Лондона, в графстве Шропшир. На территории Уолкот-холла, в очень старом бальном зале. Акустика была не очень хорошей, всё гудело, но когда зал заполнили зрители, стало лучше. Приглашали всех желающих.

Ольга Мысина: Там были и профессиональные музыканты, в том числе Джон Мур – руководитель очень знаменитого музыкального фестиваля, который проходит в старинной крепости города Ладлоу. На следующий год туда пригласили и Елисея. Будет концерт с оркестром и сольное выступление.

– Ты успел в Великобритании пообщаться с кем-то из сверстников, наладить контакты?

Е. М.: Нет, там были только взрослые.

О.М.: Туда приехал наш поклонник Роберт, он тоже живёт в Англии, но в другом городе. Сказал, что давно мечтал увидеть Елисея, и подарил ему конструктор «Лего Рояль». Там сложная конструкция: механика, молоточки. Елисей собирал его два-три дня.

Иногда даже из других стран приезжают на его концерты. В Сингапур, где был концерт в феврале этого года, несколько семей приехали из Австралии. В Америке, когда Елисей победил на международном конкурсе имени Фредерика Шопена в Нэшвилле, мы познакомились с канадцами, и теперь они наши лучшие друзья. Они даже в Афины приезжали на концерт.

– Послушать, как именно ты передаёшь эту классическую музыку? У тебя уже есть свой стиль?

Е. М.: У каждого пианиста есть свой характер звучания. Тех, кого он уже выработан, можно с закрытыми глазами узнать на слух. Мне кажется, я уже начинаю обладать таким характером, но пока не в полной мере.

«Русский дух»

– Говорят, что искусство в целом – лучший язык для дипломатии, потому что понятен в любой стране. Как классическая музыка помогает наводить мосты между народами, на твой взгляд?

Е.М.: Русской музыкой восхищаются во всём мире, как и литературой. Я стараюсь включать в репертуар русских композиторов. Очень люблю играть малоизвестные произведения. Допустим, у Игоря Стравинского есть пьеса Piano-Rag-Music. Мы с профессором Наталией Владимировной Трулль, у которой я обучаюсь в Центральной музыкальной школе (ЦМШ), год назад её нашли, я уже исполнял её на конкурсах. Она написана как американский регтайм, но с нотками Cтравинского и русским духом. Все знают его «Петрушку», ну, может быть, ещё «Жар-птицу». А эту пьесу многие даже не слышали.

– Елисей ведь недавно играл ещё на дипломатической встрече, которую вёл министр иностранных дел Сергей Лавров...

О.М.: К сожалению, министру пришлось уйти до выступления, в тот день как раз начались Стамбульские переговоры. Но нам сказали, что именно он подобрал кандидатуру и попросил играть произведения именно русских композиторов.

– А теперь собираетесь в Китай. Что там будет?

О.М.: Первый в Китае благотворительный концерт для подростков в Большом театре Чунцина на фестивале «Голос реки Хуанпу – эхо Чунцина». Из России они пригласили ещё Льва Бакирова, который выступал с нами на международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition. Также будут лауреаты Международного конкурса имени Шопена в Нэшвилле в США, как Елисей. Организаторы хотят, чтобы молодые пианисты обменивались опытом.

– Получается ли это на фестивалях?

Е. М.: Да, но в Китае будет сложнее из-за языка. Там приходится говорить через переводчика.

О.М.: Даже английский там не совсем такой, к какому мы привыкли. Китайцам сложно выговаривать английские слова, как и русские. Они представляют Елисея по фамилии и слышат в ней два слова – Ми и Син. Син для них как фамилия.

Птица в руках

– Наверное, такая популярность за рубежом связана с красивым появлением в программе «Синяя птица», когда пятилетнего Елисея начали сравнивать с маленьким Моцартом?

О.М.: Тогда впервые его увидел Денис Мацуев. И тогда же сбылась мечта Елисея сыграть с оркестром. А потом Елисей с его первой учительницей Людмилой Даниловной Тихомировой попал на международный конкурс, и многие члены жюри из-за границы его запомнили. Сейчас, если встречаемся, удивляются, как он подрос.

На том же международном конкурсе в жюри был ректор ЦМШ Валерий Владимирович Пясецкий. Они с Денисом Леонидовичем пригласили Елисея в Москву. Он выиграл грант на поступление в ЦМШ. Один год он у Пясецкого проучился, а потом к Трулль перешёл.

– С Денисом Мацуевым ты до сих пор часто выступаешь. Недавно был на его фестивале «Диалог поколений».

Е. М.: Да, мы продолжаем вместе работать, очень хорошие концерты выходят. Я узнаю новые города нашей необъятной страны.

– Сколько лет тебе ещё учиться

Е. М.: сейчас в 8-м классе. Мне ещё три года в школе учиться, потом пять лет консерватории, скорее всего, потом ещё в аспирантуре. В моей школе и музыкальные предметы, и общеобразовательные. Она сейчас ещё и Академия исполнительского искусства. Теперь туда можно поступить, как в консерваторию, и получить высшее образование.

– Легче становится играть, руки растут?

Е. М.: За последний год намного проще стало играть виртуозную музыку. Сейчас у меня в репертуаре и Ференц Лист, и сюита Михаила Плетнёва по балету «Щелкунчик».

– Больше октавы берёшь?

Е. М.: От до до ми с трудом достаю. Больше октавы редко нужно, но должна покрепче октаву брать или большие аккорды.

– Как успеваешь учиться? Столько конкурсов, фестивалей.

Е. М.: Ну, конечно, это тяжело. Тем более через год надо будет сдавать основной государственный экзамен.

– Будут ли у тебя каникулы?

Е. М.: Сейчас я приеду из Китая, и надо будет все сдать общеобразовательные предметы. Потом два концерта в Санкт-Петербурге, затем в Суздале большой фестиваль, организованны Денисом Мацуевым. В самом начале августа – один сольный концерт в Испании.

О.М.: В августе надеемся поехать на море. Но время для отдыха у нас бывает и когда мы на фестивали или концерты выезжаем. В Великобритании у нас была экскурсия по Лондону.

Е. М.: Посмотрел главные достопримечательности. Вестминстер со знаменитыми часами – Биг бен, замок которому уже больше 1000 лет, Бейкер-стрит, Оксфорд-стрит. Знаменитое лондонское метро.

– Сегодня у Елисея снова концерт в Ставрополе. Кто выбирал репертуар?

О.М.: Попросили сыграть Моцарта. Елисей с профессором выбрали концерт № 27.

– А сам ты какого композитора больше любишь играть?

Е. М.: Моцарта. Это уже седьмой его концерт в моём репертуаре. Он прост для восприятия и понятен всем.