Седмица 6-я по Пасхе. Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. День памяти преподобного Пахомия Великого, Египетского, Фиваидского. День памяти святителя Исаии, епископа Ростовского. День памяти благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского. День памяти Преподобного Иса́ия Печерского. День памяти преподобного Пахомия Нерехтского. День памяти преподобных Евфросина и Серапиона Псковских, Спасо-Елеазаровских. Обре́тение мощей прп. Арсе́ния Коне́вского (1991). День памяти Преподобного Ахи́ллия, епископа Ларисийского.
- Предпразднство Вознесения Господня.
29 мая - переходящая; в 2025 году 1 день предпразднства (с 28 мая), 8 дней попразднства (по 6 июн.)
Праздник Вознесения Господня празднуется на 40-й день после Пасхи.
Вознесение Иисуса Христа на небо – одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции Вознесению Господню посвящен отдельный праздник.
- День памяти преподобного Пахомия Великого, Египетского, Фиваидского.
Преподобный Пахомий Великий наряду с Антонием Великим (память 30 января), Макарием Великим (память 1 февраля) и Евфимием Великим (память 2 февраля) является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял Святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.
Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.
Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения преподобный Пахомий доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.
Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, и служил больным. Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.
Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.
Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще 7-ми монастырей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.
Суровый и строгий к себе, преподобный Пахомий имел великое милосердие и снисхождение к недостаточно зрелым духовно инокам. Один из иноков стремился к подвигу мученичества, но преподобный отвращал его от этих стремлений и наставлял безмолвно исполнять монашеское послушание, укрощая в себе гордость и приучаясь к смирению. Однако инок не послушал наставника и ушел из обители, после чего подвергся нападению разбойников, которые под страхом смерти принудили его принести жертву языческим богам. В полном отчаянии инок вернулся в обитель. Преподобный велел ему усиленно молиться днем и ночью, соблюдать строгий пост и жить в полном молчании. Инок последовал наставлению преподобного, и это спасло его душу от отчаяния.
Преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо.
С особой любовью относился преподобный Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления. Однажды в отсутствие преподобного повар не готовил монахам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо своего послушания он сплел 500 рогож, но преподобный не одобрил его поступка; и в наказание за непослушание велел сжечь все изготовленные поваром рогожи.
Преподобный Пахомий всегда поучал иноков иметь надежду только на помощь и милость Божию. В обители как-то случился недостаток пшеницы. Целую ночь святой провел в молитве, а утром привезли от начальника города большое количество хлеба для монастыря, не взяв ничего в уплату. Господь сподобил преподобного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней.
Ему были открыты Господом последующие судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, преподобный Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: "Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни".
Под конец своей жизни преподобный Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор (память 29 мая). Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители.
- День памяти святителя Исаии, епископа Ростовского.
Родился под Киевом, в молодости принял постриг в Киево-Печерском монастыре при преподобном Феодосии († 1074 г.; память 3/16 мая). В 1065 г. за добродетельную жизнь по желанию великого князя Изяслава был поставлен игуменом Дмитриевского монастыря. В 1078 г. св. Исаия был рукоположен во епископа города Ростова, где тогда еще много было язычников. Ревностно трудился святитель, насаждая православие среди жителей своей обширной епархии, построил в Ростове собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Господь прославил Своего угодника, совершая через него знамения и чудотворения: в 1089 г. «облаком носимый, якоже древле апостолы», Исаия присутствовал при освящении «небеси подобной» церкви Успения Богоматери в Киево-Печерском монастыре. Скончался 15 мая 1090 г. Нетленные мощи святителя были обретены в 1164 г.
- День памяти благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского.
Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский) родился 19 октября 1582 г. Он был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин – властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален от двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость государя – отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.
В субботний день 15 мая 1591 г., когда отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.
Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, "уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей", ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, "в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его". После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году "составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год – рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)".
- День памяти Преподобного Иса́ия Печерского.
Подвизался в Киево-Печерской Лавре. Основные подвиги – безмолвие и неустанный труд. Обладал даром побеждать бесовские искушения. Скончался 15 мая 1115 года. Мощи почивают в Ближних пещерах.
Преподобный Исаия в числе других Киево-Печерских святых подвизался в ХI – начале ХII вв. Основным подвигом жизни преподобного Исаии, которым он угодил Господу, было безмолвие и неутомимый труд, за что и именуется «преподобным старцем трудолюбивым»; в службе общей преподобным святым Киево-Печерским Исаия прославляется как «горлица пустыннолюбная». Ему вместе с Онуфрием и Сильвестром приписывается дар угашать страстные бесовские прилоги. «Онуфрий молчания любитель, Исаия горлица пустыннолюбная, с Сильвестром блаженным, триплетенная вервь на бесы, от нихже нанесенные страстные прилоги до конца удавивше, имут дарования и иным пособствовати, тем все их величают» (песнь 9, ст. 5). Кончину преподобного Исаии относят к 15 мая 1115 года. Мощи преподобного почивают в Антониевой пещере или в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Жизнь преподобного Исаии не описана в Патерике, и нет особой службы. Празднование преподобному Исаии совершается 15/28 мая, 28 сентября/11 октября и на второй неделе Великого поста.
- День памяти преподобного Пахомия Нерехтского.
Преподобный Пахомий Нерехтский, в миру Яков, родился в семье священника во Владимире на Клязьме. Семи лет он был отдан в учение, поэтому с детства хорошо знал Божественное Писание. Тяготясь суетностью тленного мира, он принял постриг в Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания. Стремясь к безмолвному пустынному житию, подвижник тайно оставил обитель и удалился в пределы Нерехты. Здесь, на речке Гриденке, нашел он удобное место для иноческой жизни – возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители. Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принес его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой Пахомий занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители иноки должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чем святой первый подавал пример братии. Преподобный скончался в 1384 году в глубокой старости и был погребен в основанном им Троицком храме. Одним из его учеников, Иринархом, была написана икона святого, позже была устроена гробница для святых мощей. Основная память преподобного Пахомия совершается 15 мая, в день тезоименитства святого, 23 марта – в день преставления.
- День памяти преподобных Евфросина и Серапиона Псковских, Спасо-Елеазаровских.
В миру Елеазар, родился около 1386 г. в селе Виделебье близ Пскова. Он в совершенстве изучил Божественное Писание и сам составлял собственные поучительные сочинения. Родители хотели женить его, но он тайно ушел в Снетогорский монастырь и, приняв иночество, стал ревностно подвизаться, угождая Богу. Чтобы избежать славы человеческой, около 1425 г. св. Евфросин испросил у духовника благословение поселиться в уединении на реке Толве близ Пскова. Здесь преподобному явились три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст и указали место для построения храма.
Впоследствии святой основал здесь монастырь. Не изменяя подвижнического образа жизни, преподобный достиг глубокой старости и скончался в 1481 г. Тело св. Евфросина было погребено в основанном им монастыре. Заступлением преподобного обитель его была не раз сохраняема от разорения неприятелем.
Преподобный Серапион Псковский родился в конце XIV века в городе Юрьеве (Дерпте) и был воспитан в строгом благочестии. Хорошо зная Священное Писание и творения святых отцов, был пламенным исповедником православной веры и ревностным обличителем латинского заблуждения.
Около 35 лет от роду святой поселяется на реке Толве и становится учеником преподобного Евфросина Псковского († 1481 г., 15/28 мая), жившего еще в полном уединении, и разделяет с ним пустынные подвиги и труды по устройству обители (55 лет прожили святые вместе).
Неизвестно, где и когда принял преподобный Серапион постриг, но к преподобному Евфросину он пришел уже иноком. Ревностно исполняя все монастырские уставы, святой особенно прилежал к церковной молитве и говорил, что двенадцать псалмов, пропетых в келлии, не могут равняться единожды пропетой в храме краткой молитве: "Господи, помилуй".
Ради великих подвигов своих преподобный еще при жизни удостоился от Господа дара прозорливости и чудотворений. В 1476 г. исцелился от гнойной раны на ноге латыш-крестьянин, приложив к ней снег от следов святого.
Преподобный предсказал нашествие на Псков немцев в год его смерти и то, что обитель не пострадает, что и исполнилось.
Скончался он 90-летним старцем, 8 сентября 1480 г. По смерти прославился многочисленными чудотворениями.
- Обре́тение мощей прп. Арсе́ния Коне́вского (1991).
Осенью 1991 года было решено начать сооружение раки преподобного Арсения Коневского и установить ее на прежнем месте. Раку постановили изготовить своими силами, в монастыре, место же нахождения было известно по многочисленным описаниям Коневского монастыря, да и в житии Преподобного есть на него указания. Единственным желанием было обозначить этой символической ракой место погребения Преподобного.
Вскрыли пол в нижней церкви соборного храма, слева от входных дверей, как раз там, где, по описанию, прежде находилась рака. Пол в этом месте был вырезан и заложен досками. Под ними оказалась куча мусора и всякое непотребство. Повсюду явные следы разорения. Трудно передать, что мы там увидели и что тогда почувствовали… Начали расчищать. Почти сразу стали попадаться части от скелета, остатки разбитого гроба. Трудно в это поверить, но из подпольного пространства мы три машины мусора выгребли! Все это вызвало сильные недоумения. Зачем кому-то нужно было сваливать туда разнообразный хлам?
Все началось давно, в конце ХVI века, во время первого нападения шведов — в 1581 году. Тогда в первый раз пришлось братии покинуть остров и вместе со Святогорской иконой Божией Матери на шестнадцать лет переселиться в Деревяницкий монастырь. Мощи преподобного Арсения остались на острове. Они были сокрыты братией под землю, «под спуд». С тех пор братия покидала остров еще два раза, унося с собой чудотворную икону Божией Матери. Один раз — в 1610 году на 108 лет, другой — в 1940 году на 50 лет. Но мощи Преподобного все это время оставались на острове. В 30-х годах ХХ века, когда остров Коневец входил в состав Финляндии, при игумене Маврикии была сделана попытка обнаружить мощи Преподобного. Игумен в сопровождении двух монахов проделали отверстие с наружной стороны собора, где по их расчетам должны были находиться мощи, и проникли в подвальное помещение. Там обнаружили два скелета в истлевших гробах. Посовещавшись, решили, что тот, который подлиннее, принадлежал преподобному Арсению, а поменьше — его ученику Иоанну. Переложили в новые гробы и замуровали отверстие, решив, что обрели мощи Преподобного.
Но сомнения в подлинности мощей оставались. Достоверно известно было лишь то, что игумен Маврикий захоронил в подвальном помещении собора останки двух старцев в двух гробах, изготовленных в 30-х годах ХХ века. Это следовало из воспоминаний одного из участников того перезахоронения.
С самого начала работ на вечерних правилах мы стали читать канон Преподобному, каждое утро — братский молебен, каждую среду вечером — акафист преподобному Арсению. Я приостановил работы по расчистке и подал рапорт митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычеву), на который получил ответ с благословением не останавливаться. Продолжили раскопки.
Работу вели скрупулезно. Просеивали вручную весь мусор, чтобы ни одна частица не пропала. Стали попадаться куски гроба с прекрасно выполненной резьбой и остатками позолоты, старинные оловянные украшения… Наши находки даже на первый взгляд не соответствовали свидетельству игумена Маврикия. Богато выполненная резьба с позолотой на остатках гроба, оловянные украшения — все это явно не могло быть выполнено в период его настоятельства. Но когда мы докопались до склепа, выложенного древними большими обожженными кирпичами шириной около 90 см, на дне которого обнаружили остатки истлевшего покрова, шитого золотом и серебром, наши сомнения сменились уверенностью, что Господь сподобил нас обрести мощи преподобного Арсения. Простых монахов так не хоронят. Склеп оказался глубиной 2,5 м. Прежде он был придавлен сверху большим черным камнем («под спудом»), от которого остались разбросанные по углам куски. На всю глубину склеп был забит мусором. Все лежало вперемешку, а среди мусора — останки покрова, частицы скелета с приставшими золотыми нитями, разбитые части резного гроба.
Экспедиция археологов из Института археологии в 1996 году точно установила, что обнаружена гробница ХVI века. Следовательно, это то самое первое захоронение мощей Преподобного во время нападения шведов в конце ХVI века. А дату осквернения мы определили сами — по газетам, которые были обнаружены в раскопе — это 1961—1962 годы. Таким образом, свидетельство игумена Маврикия об обнаружении им мощей не подтвердилось: никаких признаков двух гробов, изготовленных в 30-х годах ХХ века, ни даже их остатков ни над склепом, ни в самом склепе не было обнаружено. Видимо, игуменом Маврикием было найдено подхоронение двух старцев монастыря намного более позднего времени. Собрали мы все частицы мощей Преподобного и положили в новую раку, которую сделали в монастыре, трижды воскресавшем по молитвам преподобного Арсения: в ХVI, в ХVIII и в конце ХХ века. Сам митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) отслужил молебен у раки Преподобного. Мусор из склепа также захоронили на территории монастыря, так как в нем могли остаться мельчайшие частицы святых мощей. Никаких сомнений в их подлинности уже не было, но, тем не менее, позже у нас появилась возможность провести экспертизу найденных останков на высоком научном уровне. Экспертиза подтвердила подлинность святых мощей для тех людей, кто сомневался тогда или будет сомневаться потом. Такие всегда найдутся, особенно при оскудении веры и благочестия, которое мы сейчас наблюдаем.
Для раки было изготовлено два покрова. Один вышивала гречанка из Швеции, второй лицевым шитьем вышивали петербурженки, стараясь сделать его похожим на покров 1551 года, который хранится в Православном церковном музее г. Куопио, в Финляндии. Лик Преподобного на вышитом ими покрове получился похожим.
Так милостью Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы были обретены мощи преподобного Арсения, Коневского чудотворца.
В 1998 году к празднику преподобного Арсения Коневского в Санкт-Петербурге была вручную вырезана новая рака из красного дерева. Ее крышка является точной копией крышки серебряной раки, хранящейся в музее в Куопио. Пока монастырь не располагает средствами, чтобы сделать новую раку из серебра, поэтому было выбрано дорогое красное дерево, чтобы рака Преподобного напоминала ту, что была сделана в 1817 году.
В 2008 году над ракой была поставлена резная деревянная сень, повторяющая старую сень, которая украшала раку в былые времена. Преподобне отче Арсение, моли Бога о нас!
- День памяти Преподобного Ахи́ллия, епископа Ларисийского.
Участник I Вселенского Собора, обличитель арианства. Епископ Лариссы, прославился ученостью и чудотворениями. Ревностно искоренял язычество, строил храмы. Исцелял бесноватых. Почил в 330 г. Мощи хранятся в Лариссе (Греция).
Святитель Ахиллий, епископ Ларисийский, жил в IV веке, в царствование равноапостольного Константина Великого. Прославившись святостью жизни и ученостью, он был поставлен епископом города Лариссы в Фесалии. Святитель Ахиллий был участником I-го Вселенского Собора, где смело обличал еретика Ария. В своем городе он усердно насаждал христианство, разрушая идольские капища, строил и украшал церкви. Святитель Ахиллий имел дар исцелять болезни, особенно беснование, и совершал много чудес. Скончался святитель мирно около 330 года. Мощи его с 978 года находились в Болгарии в городе Преспу (ныне село Ахили, названное так в честь почившего святителя). В 1981 году мощи святителя Ахиллия были возвращены в греческий город Ларису и покоятся в митрополичьем соборе Святого Ахиллия.