Найти в Дзене

В Бразилии нет поездов! Почему все ездят на автобусах?

Бразилия - огромная страна без железных дорог! с населением более 200 миллионов человек, развитой экономикой и обширной территорией. Однако, в отличие от многих других крупных стран, здесь практически отсутствует развитая сеть железных дорог. Вместо этого основным средством междугороднего транспорта остаются автобусы. Почему так произошло? Есть исторические, экономические и географические причины, по которым Бразилия стала "страной автобусов". Железные дороги в Бразилии появились ещё в XIX веке, но их строительство было связано в основном с экспортом сырья (кофе, сахар, руда). Они не создавались как единая транспортная сеть, а служили для доставки товаров из внутренних регионов к портам. После Второй мировой войны Бразилия, как и многие страны Латинской Америки, сделала ставку на автомобильный транспорт. Железные дороги в Бразилии изначально создавались для нужд экспорта, а не пассажирских перевозок. Когда страна начала развивать автомобильную инфраструктуру, поезда оказались не у дел.
Оглавление

Бразилия - огромная страна без железных дорог! с населением более 200 миллионов человек, развитой экономикой и обширной территорией. Однако, в отличие от многих других крупных стран, здесь практически отсутствует развитая сеть железных дорог. Вместо этого основным средством междугороднего транспорта остаются автобусы. Почему так произошло? Есть исторические, экономические и географические причины, по которым Бразилия стала "страной автобусов".

Исторические причины: железные дороги были, но их развитие остановилось

Железные дороги в Бразилии появились ещё в XIX веке, но их строительство было связано в основном с экспортом сырья (кофе, сахар, руда). Они не создавались как единая транспортная сеть, а служили для доставки товаров из внутренних регионов к портам.

  • Первая железная дорога, Estrada de Ferro Mauá, была построена в 1854 году и соединяла Рио-де-Жанейро с Петрополисом.
  • К началу XX века протяжённость железных дорог в Бразилии достигала 30 000 км, но они принадлежали частным компаниям и не были связаны в единую систему.
Типичный автобус на маленькие расстояния около ЖД Вокзала Луз в Сан-Паулу. Мое фото
Типичный автобус на маленькие расстояния около ЖД Вокзала Луз в Сан-Паулу. Мое фото

Упадок железных дорог в XX веке

После Второй мировой войны Бразилия, как и многие страны Латинской Америки, сделала ставку на автомобильный транспорт.

  • Национализация и раздробленность: В 1957 году железные дороги были национализированы, но из-за плохого управления и недостатка инвестиций их состояние ухудшалось.
  • Конкуренция с автодорогами: Правительство предпочло вкладываться в строительство шоссе, так как это было дешевле и позволяло быстрее развивать отдалённые регионы.
  • Приватизация и закрытие линий: В 1990-е многие железнодорожные линии были приватизированы, но новые владельцы сосредоточились на грузовых перевозках (например, для добычи железной руды), а пассажирские маршруты почти исчезли.
Железные дороги в Бразилии изначально создавались для нужд экспорта, а не пассажирских перевозок. Когда страна начала развивать автомобильную инфраструктуру, поезда оказались не у дел.
Дороги в Бразилии развиты. Город Флорианаполис. Мое фото
Дороги в Бразилии развиты. Город Флорианаполис. Мое фото

Экономические причины: автобусы дешевле и выгоднее

Бразилия - страна с сложным рельефом: джунгли Амазонки, горные массивы и болотистые районы делают строительство железных дорог крайне дорогим.

  • Прокладка 1 км железной дороги в Бразилии может стоить в 5-10 раз дороже, чем в Европе или США.
  • Для сравнения: строительство автодорог обходится значительно дешевле, а их обслуживание проще.

Рентабельность перевозок

  • Грузовые поезда в Бразилии существуют (например, для перевозки руды из шахт в порты), но пассажирские перевозки почти не развиты из-за низкой рентабельности.
  • Автобусные компании (такие как Itapemirim, Cometa, Gontijo) создали разветвлённую сеть маршрутов с разным уровнем комфорта (от обычных до "люксовых" автобусов с кондиционерами и Wi-Fi).
Новый город Бразилиа. Мое фото.
Новый город Бразилиа. Мое фото.

Государственные субсидии

Правительство Бразилии традиционно поддерживает автобусные перевозки, так как:

  • это создаёт рабочие места;
  • не требует огромных инвестиций в инфраструктуру;
  • позволяет гибко менять маршруты в зависимости от спроса.
С экономической точки зрения автобусы оказались более выгодным решением для Бразилии, чем поезда.

Географические и социальные факторы

Вот как выглядит Автовокзал в Сан-Паулу. Фото с сайта автовокзала
Вот как выглядит Автовокзал в Сан-Паулу. Фото с сайта автовокзала

Урбанизация и расположение городов

Большинство крупных городов Бразилии (Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонти) находятся на побережье, а внутренние регионы заселены слабо.

  • Нет необходимости в дальних поездах: Основные пассажиропотоки - между близко расположенными городами (например, Сан-Паулу – Рио-де-Жанейро, 450 км), где автобусы справляются лучше.
  • Метро и городские поезда есть только в мегаполисах (Сан-Паулу, Рио, Бразилиа), но междугороднее сообщение почти отсутствует.

Климат и логистика

  • В тропических регионах (особенно в Амазонии) железные дороги быстро приходят в негодность из-за влажности и обильных дождей.
  • Автобусы проще ремонтировать, а дороги легче поддерживать в рабочем состоянии.
География Бразилии делает железные дороги менее практичными, чем автобусные перевозки.
Стандартный субэтаж, в котором находятся остановки автобусов. Фото с сайта Фанзон.
Стандартный субэтаж, в котором находятся остановки автобусов. Фото с сайта Фанзон.

Есть ли будущее у поездов в Бразилии?

В последние годы в Бразилии снова заговорили о развитии железных дорог:

  • Высокоскоростная линия Рио - Сан-Паулу (проект отменён в 2019 из-за высокой стоимости).
  • Грузовые поезда продолжают развиваться, особенно в горнодобывающих регионах.
  • Метро и лёгкое наземное метро (VLT) строятся в крупных городах.

Однако в ближайшие десятилетия автобусы останутся основным видом междугороднего транспорта.

Бразилия - страна, где исторически сложилась автобусная транспортная система. Железные дороги здесь не получили развития из-за:

  • исторических (ориентация на экспорт, а не пассажирские перевозки);
  • экономических (дорогое строительство, выгодность автобусов);
  • географических (сложный рельеф, концентрация населения у побережья).

Хотя в будущем возможны изменения, пока Бразилия остаётся "страной автобусов".

А какие особенности других страны вы знаете?

Подписывайтесь на мой канал и следите за путешествиями!

Читайте еще: