Этот двухколесный предмет настолько прочно вошел в нашу жизнь, став неотъемлемой частью повседневной картины, что мы совершенно не замечаем его, при этом пользуясь практически ежедневно. И совершенно зря, ведь история его появления также интересна и удивительна, как история многих изобретений 19-го века. Речь, конечно же, сегодня пойдет о велосипедах.
- Эта статья написана специально к 3 июня-всемирному дню велосипеда. Давайте же сегодня вспомним (а возможно кто-то и не знал!) факты, которые касаются велосипеда.
Кто придумал велосипед?
Кто же придумал это универсальное средство передвижения? Долгое время думали, что автором является Леонардо да Винчи-известный художник и изобретатель. Был найден схематичный чертеж, датированный 1418 годом, который представлял собой схему устройства из 4-х колес и педалей. Однако спустя время историки стали сомневаться в авторстве рисунка. Возможно схема была составлена одним из его учеников.
Затем были многочисленные попытки создать механизмы, отдаленно напоминающие современный велосипед, но официально началом его рождения считается 1817 год, когда немецкий барон Карл Дрез официально зарегистрировал патент на машину для пробежек без педалей. Да, вы правильно подумали, по сути это был первый прототип самоката и бегового велосипеда.
В 1830 году шотландец Т. Маккол усовершенствовал эту модель, сделав заднее колесо большим, а переднее маленьким. Согласитесь, ездить на таком было не очень удобно, но это был настоящий шаг вперед на пути к эволюции велосипедов. Изобретатели все не успокаивались и в 1845 году благодаря Р. Томпсону этот вид транспорта обзавелся резиновыми шинами наравне с повозками, что существенно облегчило передвижение по неровным дорогам того времени.
В 1860 году каретных дел мастер француз Пьер Мишо предложил публике устройство с колесами, педалями, тормозом и наладил серийное производство таких конструкций. Он же и назвал его «vélocipède», что переводится как «велосипед».
Оригинальные конструкции с большим ведущим колесом впереди появились в 1870 году и назывались они penny-farting — по названию английских монет: пенни и фартинга. Получился тот самый оригинальный велосипед, который мы видели в старинном кино.
Привычные нам очертания конструкция приобрела в 1884 году, когда ее модернизировал Дж. Старли. Его компания, основанная совместно с грабителем банков Сатто называлась Rover Company, позже они переключились с велосипедов на выпуск авто и делали их до 2005 года.
Велосипед и женщины
Особенно появление велосипеда оценили женщины. В 1889 году у них стало гораздо больше прав (они сели на велосипеды и уехали куда глаза глядят) и теперь они могли свободно передвигаться по городу и сельской местности не прибегая к помощи мужчин, что долго вызывало праведный гнев консерваторов. А известная суфражистка Сьюзен Бр. Энтони называла велосипед «машиной свободы».
Специально для слабого пола была придумана более низкая рама и даже существовало место для юбки. Но постепенно женщины поняли, что удобнее все- таки кататься в штанах, так в моду вошли шаровары и штаны по колено.
Как велосипед приехал в Россию?
В Российскую империю первые велосипедные конструкции попали во второй половине 19-го века после их распространения по Европе. Первыми покупателями удивительного транспортного средства стали зажиточные люди с прогрессивными взглядами и деньгами: среди них были купцы и аристократы. И это неудивительно ведь эти устройства стоили от 250 рублей, тогда как зарплата рабочего составляла всего 20 рублей.
- Самому Александру II понравилась европейская новинка и он с удовольствием ее осваивал, а также приучил к этому детей. Однако кататься по улицам Петербурга было запрещено даже ему, чтобы не пугать лошадей.
Со временем удобство «костотрясов» оценили в обществе, спрос на них стал расти, а цены падать и в 1890 году в Москве открылся первый завод по производству отечественных велосипедов «Дукс». Параллельно в Риге инженерная мастерская Лейтнера выпускала свою линию велосипедов, которая затем превратилась в большую фабрику «Россия», став основным поставщиком велосипедов населению.
А энтузиастом велосипедного движения в нашей стране конца 19-го века была Надежда Холодович. Она не просто ездила на велосипеде в то время, когда это считалось не просто неуместным для добропорядочной женщины, а и вовсе скандальным, но и активно продвигала идеи женской независимости и спорта.
Таким образом велосипед стал символом технологической революции 19-го века. И сегодня рынок просто переполнен «железными конями». Существуют модели городские и горные, шоссейные и прыжковые, с подвеской и без, приводимые в движение лишь человеком и с электрической тягой.
Постоянно появляются новые конструкции с разными расцветками, позволяя выбрать себе железного друга по вкусу.
А вы любите кататься на велосипедах?)))