Тут в обсуждениях опять была затронута непростая тема послевоенного неурожая и голода в СССР 1946-47 годов, когда, казалось бы, в наступившем наконец мире без похоронок следовало бы радоваться жизни, а случилось иначе. Естественно, в нынешнее время принято винить "недальновидность Сталина" и его жестокосердие, а я хочу задаться непопулярным вопросом - а иной выход-то в тех условиях был? Тот самый, благостно-безболезненный?
Итак, 1946 год. Европа лежит в руинах. На руинирование накладываются неурожаи и к началу 1946 года проблема голода стала общемировой проблемой.
Державы-победительницы и по совместительству постоянные члены Совета безопасности только что созданной ООН договорились помочь голодающим.
О том, какие погодные аномалии постигнут СССР, пока еще никому не известно.
«Большая пятерка предотвращает мировой голод»
Лондон, Геральд-Трибьюн от 11 февраля 1946 г.
«Большие державы решили использовать Организацию Объединенных Наций, чтобы организованно бороться с проблемой мирового голода. Великобритания, Россия, Америка, Китай и Франция представили резолюцию, которая описывает, насколько опасна ситуация.
Резолюция призывает: все правительства, напрямую и через международные организации, должны обеспечивать сохранение поставок от сельхозпроизводителей.
Советская делегация поддерживает дух резолюции, ожидает инструкций из Москвы относительно ее текста.
Генеральный директор U.N.R.R.A. Герберт Леман описал ситуацию с мировым продовольствием как "критическую".
Отчет подчеркнул растущую продовольственную проблему:
АВСТРИЯ: очень близко к голоду
БОЛГАРИЯ: Мясо практически отсутствует, положение серьезное.
ЮГОСЛАВИЯ: Мало мяса осталось; рацион упал до минимума.
ВЕНГРИЯ: помощь необходима немедленно
Поставки из США идут на рекордном уровне, но в Италии, Германии, Северной Африке, Франции, Испании, Индии и Китае - наблюдаются самые тяжелые продовольственные проблемы.
В Аргентине урожай выдался на уровне 2/3, в Канаде урожай ниже на 10%.
Тайфуны и неблагоприятная погода сократили урожай риса в Японии и Юго-восточной Азии. От засухи серьезно страдают Южная Африка и Индия.
Мировой спрос на пшеницу превышает предложение на 200 миллионов бушелей [5,4 млрд кг]»
Ну, раз договорились, то надо... И выполняли.
А теперь давайте вспомним, в каких условиях, кроме погодных, оказалась тогдашняя советская деревня: по сообщениям райкомов, до половины тогдашних колхозников, по современным понятиям, были либо инвалидами войны и труда, или женщины, старики и дети. Однако, эти люди работали. Дети тоже работали - с 10 лет. Наложилась на все еще и острейшая нехватка сельхозтехники - на оккупированных ранее немцами территориях понятно, что с ней стало, да и на тех, до которых немцы не дошли, фиксировался огромный износ - ведь страна несколько лет подряд делала танки!
До половины сельхоз работ в колхозах Белоруссии и Украины проводились с помощью коров, а там, где совсем было плохо - пахали на женщинах.
А еще война лишила село кадров - не только мужчин-трактористов, но и агрономов, животноводов, ветеринаров и т. д.
И тут новое испытание - часть территории страны сохнет, а часть - буквально утопает в дождях! В Молдавии погибло до 78% урожая от засухи. Молдавия-то маленькая, да, но и там - наши люди.
И тут встает дилемма в полный рост - то ли европейских голодных лесом послать, то ли своим все госрезервы раздать подчистую... То ли и то, и другое, и о том, что будет завтра, лучше не думать.
Европейских можно было бы и лишить, но тут геополитика поджимает - мало того, что мы свой будущий "соцблок" кормим, ведь уже сказана У. Черчиллем знаменитая Фултонская речь (5 марта 1946) и "железный занавес" с лязгом опускается. Про "Немыслимое" тоже уже известно.
С другой стороны у СССР появляются благодарные союзники из числа бывших противников: вот что говорил премьер Румынии Петро Гроза:
"Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. вагонов зерна с доставкой на дом, не требуя взамен никаких гарантий, не требуя золота, а мы не смогли отдать этот долг. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова".
Такой же "экспорт" СССР осуществлял в Польшу и Германию.
И тут мне совершенно справедливо напомнят про госрезерв. Который, кстати, за это страшное время был израсходован более, чем наполовину. Можно ли было пойти ва-банк и полностью "открыть закрома"?
Но, в отличии от тех, кто изучает речи одного немецкого канцлера по мемам в интернете, советское руководство историю страны знало, в том числе и её самые чёрные страницы - и помнило о том, что царь Борис Годунов в череду выпавших на его правление неурожайных лет, обернувшихся голодом, использовал "для кормления населения" весь имевшийся в его распоряжении государственный зерновой резерв. И проиграл, потому как ни авторитета себе не заработал, ни проблемы не решил, а Россия по итогу попала в череду проблем такого масштаба, что выбираться из них пришлось долго и с большой кровью.
Могло ли сталинское руководство предсказать, что урожайными будут 1948-49 годы, или все пойдет как в 17 веке? Нет.
Так стоило ли идти ва-банк, безрассудно надеясь на милость природы, или пытаться вырулить, сохранив при этом, как возможно, и людей, и свое сельское хозяйство, и свою "зону влияния", в которой СССР остро нуждался, как и в весомости и поддержке своего голоса в ООН?
Я напомню, что ранее СССР был маргинализирован в другом "международном совете" - Лиге наций. Купирование потерь вновь обретенного международного влияния, полученного страной как главной победительницей фашизма, и за которое было заплачено миллионами жизней наших граждан, могло стоить во всех смыслах (военном, политическом, дипломатическом и т. д.) много дороже, чем отправленное на экспорт зерно.
Увы, но в таких экстраординарных случаях, когда на карте стоит слишком многое, и проигрыш стоит слишком дорого, руководствоваться лишь "чувствами добрыми" - непростительная ошибка, ведущая к гибели. Всего и всех. Поэтому - только расчет на минимизацию потерь. Холодный и жестокий расчет, такой же, которым руководствуются врачи при "медицинской сортировке" в условиях недостаточности условий для оказания помощи.
Не хотела бы я оказаться на месте людей, принимавших такие решения.
И напоследок исторический анекдот, правдивость которого я верифицировать не могу:
Во время одной из встреч в военные годы Черчилль похвалил каспийскую черную икру, и Сталин начал регулярно отправлять ему гостинцы. После Фултонской речи советскому лидеру доложили, что Черчилль сказал: "Теперь черта лысого получу хоть зернышко". Сталин велел удвоить порцию.
НепоДзензурное традиционно тут:
https://vk.com/public199851025
или тут
https://old-venefica.livejournal.com/
Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях