27 мая 2025 года SpaceX снова попыталась покорить космос с помощью своего «Звёздного корабля» (Starship), но, похоже, звёзды решили, что ещё не время. Девятый испытательный полёт, стартовавший с базы Starbase в Техасе, закончился неконтролируемым кувырканием в космосе, утечкой топлива и третьей подряд неудачей. Давайте разберём, как амбициозный проект Илона Маска снова превратился в космический триллер с элементами трагикомедии.
Старт с нервами и отсрочкой: шоу начинается
В 19:36 по восточному времени США (03:36 28 мая по Москве) с площадки Starbase в Техасе взлетел «Звёздный корабль». Но, как это часто бывает с высокими технологиями, не обошлось без драмы ещё на старте. За секунды до заветного «ноля» обратный отсчёт был приостановлен из-за проблемы с быстроразъёмным соединением в наземном оборудовании. Инженеры SpaceX, вероятно, отставили кофе и срочно схватились за отвёртки. Таймер вернули к отметке T-40 секунд, чтобы устранить неисправность. После небольшой заминки ракета всё-таки рванула в небо, и зрители в прямой трансляции затаили дыхание.
Миссия: исправить ошибки прошлого
Девятый полёт был призван исправить косяки двух предыдущих запусков в январе и марте 2025 года, когда верхняя ступень Starship погибала из-за проблем с двигателями. На этот раз все взгляды были прикованы к шести двигателям Raptor второй ступени (корабль S35), которые должны были отработать почти 6,5 минут, чтобы вывести аппарат на суборбитальную траекторию. И, о чудо, двигатели не подвели! Они исправно рычали, отключились по расписанию, и S35 вышел на запланированную траекторию. В центре управления, наверное, уже начали разливать шампанское… но рано.
После отключения двигателей бортовая камера показала тревожную картину: из корабля начали вырываться облака паров топлива, а сам он стал медленно вращаться, словно космический волчок, который кто-то неумело запустил. Примерно через 30 минут после старта ведущий трансляции SpaceX Дэн Хуот подтвердил худшие опасения: «Ну, мы тут немного кувыркаемся. Похоже, у нас утечка в одной из топливных систем. Управление ориентацией? Забудьте, его больше нет». 😅
Космический хаос: от кувырков до «пассивации»
Потеря ориентации означала, что контролируемый вход в атмосферу превратился в несбыточную мечту. SpaceX решила не рисковать и «пассивировать» корабль — проще говоря, слить остатки топлива, чтобы он не взорвался при входе в плотные слои атмосферы. Видеотрансляция, которая то и дело прерывалась, показала, как S35 начал входить в атмосферу над Индийским океаном примерно через 40 минут после старта. Один из аэродинамических рулевых флапов (этакий «крылышко» для управления) получил повреждения, и вскоре, на 47-й минуте полёта, связь с кораблём окончательно оборвалась. Где-то над Индийским океаном, в зоне, заранее закрытой для самолётов и кораблей, S35 завершил свою миссию в виде яркого метеора.
Что пошло не так? Анатомия провала
Илон Маск, как всегда, попытался найти светлую сторону в этом космическом фиаско. В соцсетях он написал: «Утечки привели к потере давления в главных баках во время инерционного участка и входа в атмосферу. Но зато у нас куча данных для анализа!»
Ну что ж, давайте разберём, какие данные SpaceX теперь будет пережёвывать:
- Утечка топлива: бак сказал «до свидания»
Утечка в топливной системе — это как если бы ваш чайник решил вылить весь чай прямо на плиту. Похоже, топливные баки или трубопроводы S35 не выдержали нагрузок. Это не только лишило корабль стабильности, но и, вероятно, повлияло на систему управления ориентацией. - Потеря ориентации: кувырки вместо грации
Без правильной ориентации Starship стал вести себя как космический акробат-любитель. Система управления, которая должна была корректировать положение корабля, явно не справилась с утечкой и связанными с ней проблемами. В итоге S35 закрутился, как спутник, забывший, где верх, а где низ. - Люк, который не захотел открываться
Одной из целей миссии было открыть грузовой отсек и выпустить восемь имитаторов спутников Starlink нового поколения. Но люк, видимо, посмотрел на весь этот бардак и решил: «Я лучше останусь на месте». Неясно, была ли проблема с люком связана с утечкой или это отдельный технический косяк, но задание по выпуску спутников провалилось. - Двигатели в космосе? Не сегодня
SpaceX планировала провести испытание повторного включения одного из двигателей Raptor в космосе, чтобы проверить их работу в невесомости. Но из-за кувырков и утечки это задание тоже пришлось отменить. Заодно под нож пошли тесты альтернативной теплозащиты и проверки уязвимых мест конструкции.
Первая ступень: ветеран, который не вернулся
Не обошлось без проблем и у первой ступени — «Супертяжёлого ускорителя» Booster 14. Этот парень уже летал в седьмом полёте и гордо носил следы былых сражений (читай: подпалины от пламени).
Всё шло гладко, пока не пришло время финального тормозного манёвра перед посадкой. В этот момент ускоритель Super Heavy (первая ступень) столкнулся с серьезной проблемой. Согласно предварительной информации, бустер не смог включить двигатели для выполнения маневра посадки, в результате чего он упал в Мексиканский залив, вместо того чтобы быть пойманным стартовой системой "Мехазилла" или совершить контролируемое приводнение.
B14 взорвался, превратившись в облако металлических конфетти. Прощай, ветеран!
Третий провал подряд
Этот полёт стал третьей подряд неудачей Starship, и каждая из них была вызвана разными проблемами. Если в январе и марте верхняя ступень погибала из-за сбоев в двигателях, то на этот раз движки отработали как надо, но подвели топливные системы и управление ориентацией. Эти неудачи начинают вызывать вопросы: успеет ли SpaceX довести Starship до ума к миссии Artemis 3, где корабль должен высадить астронавтов на Луну в середине 2027 года? Пока что график выглядит всё более амбициозным, а Илон Маск обещает ускорить темп: «Следующие три полёта — раз в 3–4 недели. Погнали!»
Что дальше?
SpaceX, как всегда, не сдаётся. Несмотря на очередной провал, команда уже копается в телеметрии, чтобы понять, как сделать следующий полёт успешным. Starship остаётся ключом к амбициозным планам: от доставки грузов на орбиту до колонизации Марса. Но пока что каждый полёт напоминает игру в космическую рулетку: то двигатель подведёт, то бак протечёт, то люк заупрямится.
Джаред Айзекман, возможный будущий администратор NASA (если его утвердит Сенат), наверняка следит за этими событиями с особым интересом. Ведь от успеха Starship зависит не только репутация SpaceX, но и планы США вернуться на Луну. А пока что мы, зрители, запасёмся попкорном и будем ждать следующего запуска.