Найти в Дзене
Мастер-историй

Ахеджакова якшается с беглыми олигархами: скандал в Лондоне

Да, были времена, когда имя Лии Меджидовны гремело на всю страну! Но увы, сегодня мы наблюдаем совсем иную картину. Казалось бы, пик славы давно позади, однако эта актриса до сих пор умудряется подбрасывать дровишки в костер общественного мнения. И вот, в мае месяце , она вновь умудрилась спровоцировать скандал, причем с международным размахом. Представьте себе: ее застукали на фотографиях и видео в самом Лондоне. Но это, как говорится, лишь верхушка айсберга. Компанию ей составили небезызвестные опальные олигархи , бежавшие из России – Ходорковский* и Чичваркин* (оба, между прочим, признаны иностранными агентами в нашей стране). Неудивительно, что эта новость вызвала бурю негодования среди патриотически настроенных граждан. Как метко подметил пранкер Сорян: «Она умудряется выходить сухой из воды после поступков, которые просто невозможно понять и простить!». И ведь не поспоришь! Мы все прекрасно понимаем, что у главы Следственного комитета Александра Ивановича Бастрыкина и без того
Оглавление

Да, были времена, когда имя Лии Меджидовны гремело на всю страну! Но увы, сегодня мы наблюдаем совсем иную картину. Казалось бы, пик славы давно позади, однако эта актриса до сих пор умудряется подбрасывать дровишки в костер общественного мнения. И вот, в мае месяце , она вновь умудрилась спровоцировать скандал, причем с международным размахом.

Ахеджакова
Ахеджакова

Лондонские встречи: беглые олигархи, пранкеры и вопросы без ответов

Представьте себе: ее застукали на фотографиях и видео в самом Лондоне. Но это, как говорится, лишь верхушка айсберга. Компанию ей составили небезызвестные опальные олигархи , бежавшие из России – Ходорковский* и Чичваркин* (оба, между прочим, признаны иностранными агентами в нашей стране). Неудивительно, что эта новость вызвала бурю негодования среди патриотически настроенных граждан.

Как метко подметил пранкер Сорян:

«Она умудряется выходить сухой из воды после поступков, которые просто невозможно понять и простить!».

И ведь не поспоришь!

Ахеджакова
Ахеджакова

Мы все прекрасно понимаем, что у главы Следственного комитета Александра Ивановича Бастрыкина и без того дел невпроворот. Но, согласитесь, выходки Ахеджаковой – это уже переходит все границы! Пранкер Сорян вновь обратился к Бастрыкину с просьбой провести тщательную проверку в отношении этой, пока еще, народной артистки России. Ситуация, прямо скажем, более чем неоднозначная. Эта дама, особенно находясь за пределами нашей Родины, позволяет себе высказывания, за которые в России она бы уже давно лишилась не только работы, но, возможно, и свободы. Но, увы, решения по этому вопросу до сих пор нет.

Почему она так поступает? Разбираем по косточкам

Что же заставляет эту, прямо скажем, немолодую (86 лет!) актрису вести себя подобным образом? Ответ на этот вопрос найти непросто. Но мы попробуем провести своего рода "аналитическую реконструкцию" и разобраться в хитросплетениях ее судьбы.

От травести до легенды советской сцены

Звезда Лии Ахеджаковой начала свой путь к славе в далеком 1960 году. Именно тогда она начала формировать свою уникальную манеру игры, свой неповторимый образ, воплощая самые разнообразные роли на сцене Московского ТЮЗа. В спектакле "Будьте готовы, Ваше высочество!" она блистала в роли озорного Тараски Бобунова, а в постановке "Я бабушка, Илико и Илларион" – в роли мудрой бабушки , демонстрируя невероятный талант перевоплощения.

Ахеджакова
Ахеджакова

"Современник": театр, покоривший сердца

Но по-настоящему заговорили о ней после ее перехода в 1977 году в московский театр "Современник". Этот театр был уникален в своем роде, он смешивал в своем творческом "коктейле" авангардные тенденции с искренностью и социальной остротой. Неудивительно, что он пользовался огромной популярностью у взыскательной столичной публики, жаждущей всего нового и необычного.

Ахеджаковой, актрисе с весьма специфической внешностью и амплуа травести, удалось доказать, что она обладает не только талантом, но и огромной энергией. Зина в "Мы едем, едем, едем...", Рахель в "Трудных людях" – эти роли стали настоящим триумфом ее таланта. Ее странность, ее "фриковость", как бы сказали сегодня, превращались на сцене в подлинность, в искренность. Она стала неотъемлемой частью легендарного "Современника", о котором знали не только в Москве, но и во Владивостоке, и даже в Париже.

Признание таланта: от театра до кино

Гибкая, энергичная и смелая актриса покорила сердца не только театралов. Ее талант оценили и режиссеры, предлагая ей самые разноплановые роли – от легких и непринужденных до трагикомических и экспериментальных. В 1970-е годы Ахеджакова шагнула с театральных подмостков в мир кино, и ее слава стала поистине всенародной.

Ахеджакова
Ахеджакова

В компании "иноагентов": Макаревич* и Белый*

Но все это было в далеких 1960-х и 70-х, во времена, которые сами по себе уже стали легендой. А что же происходит сейчас? А сейчас Лия Меджидовна позволяет себе, к примеру , вот такие высказывания:

«Что такое "иноагент"? Это человек, который за деньги вынюхивает что-то, разрушает нашу жизнь. Но почему это звание присваивается лучшим людям в профессии?»

– задается она вопросом, находясь за границей на фоне начала всем известных событий.

Своим отъездом Ахеджакова, по сути, подставила и страну, и театр, который сделал ее знаменитой. Говорят, в "Современнике" даже администраторы чертыхались, когда им приходилось принимать обратно билеты от разочарованных зрителей:

"Как это, Ахеджаковой не будет?!"

Запад не оценил: горькая правда эмиграции

К сожалению, карьера на "свободном Западе" у нее не заладилась. Да, существует эмигрантская субкультура, и русскоговорящего человека можно встретить где угодно – от Прибалтики и Лондона до далекого Бангкока. Но нельзя же рассчитывать только на эту аудиторию!

Гастроли с моноспектаклем "Мой друг Вениамин" в Германии, Латвии и Польше провалились с треском. Залы пустовали , критики молчали. Европа осталась равнодушной. И сложно сказать, почему так произошло. Возможно, потому что в условиях санкционного давления, которое ударило по самим европейцам, у них было своих проблем выше крыши. А может быть, потому что для них Ахеджакова – все та же "ненавистная русская", которой нельзя доверять. Как бы то ни было, она там оказалась никому не нужна. По большому счету.

Ахеджакова
Ахеджакова

Но ее упрямство не знает границ. Она продолжает бросать вызов всем и вся, даже Европе. На концерте в Бремене она зачем-то появилась с украинским флагом. Даже немцы восприняли это как провокацию. В России же против нее возбудили дело о дискредитации армии.

Верна себе: женщина, не меняющая убеждений

В начале 2023 года она и вовсе исчезла из поля зрения. Обострились болезни, и она временно прекратила выступления.

Когда же она вернулась к гастролям в 2025 году, выступая в Лондоне, Ереване и других городах, стало понятно, чем она занимается на самом деле – налаживает связи с теми самыми "беглыми" – олигархами , деятелями культуры и политики. "Другая Россия", так сказать. Интересно, как бы отреагировал покойный Лимонов, увидев, какое наполнение приобрело это понятие в наши дни. Ведь у него даже книга была с таким названием!

Митинги и протесты: не лучшее амплуа

Так в чем же причина такого "поворота" в судьбе Ахеджаковой? А может быть, никакой измены и не было вовсе? Может быть, Ахеджакова просто верна себе? Ведь она с девяностых годов последовательно придерживается прозападно-либеральных взглядов. Она поддерживала Ельцина в октябре 1993 года и всегда выступала за либеральную оппозицию. Те, кто следит за ее творчеством, давно знают о ее "общественной позиции".

Ахеджакова
Ахеджакова

Кривое дерево: корни противоречий

Почему же так произошло? Все дело в советской действительности. После разоблачения культа личности Сталина между властью и творческой интеллигенцией был заключен негласный пакт.

«Мы вас особо не трогаем, а вы соблюдаете "рамки приличий" и не "бомбите" против советского строя»

– примерно так можно описать суть этого соглашения.

За этот лицемерный союз с властью советской интеллигенции пришлось расплачиваться: сформировалась странная, порой извращенная культура "с фигой в кармане".

Советский творец был вынужден идти на компромисс, чтобы иметь возможность строить карьеру. И поэт Вознесенский писал "по заданию Кремля", как отмечала The New York Times, и скульпторы не гнушались ваять бюсты и памятники вождю мирового пролетариата. Но при этом в душе они повторяли строки:

«Художник первородный – всегда трибун/В нем дух переворота/И вечно - бунт».

Вот из этого двоемыслия и выросли современные Пугачёвы и Ахеджаковы. Так сказать, искажения в развитии. Будем надеяться, что после окончания СВО государство не будет закрывать на это глаза.

*- признаны иноагентами в РФ.

Если бы у нас была возможность, мы бы угостили вас чашечкой ароматного кофе за приятную компанию. А если хотите угостить нас в ответ — можно поддержать нас. Спасибо, что вы с нами!