Поклонение женщине в сознании древнего человека было связано не только с ее способностью создавать нового человека, но и с внешней ее привлекательностью. Ничто другое не могло подвигнуть его на создание уже, возможно, 40-45 тысяч лет назад каких-либо скульптурных изображений. Но стремление древнего художника запечатлеть в материальном виде те внешние черты и детали, что дала женщине Природа, заставляло его находить любые возможности для реализации своих художественных замыслов. И в качестве поверхности для творчества годились и кости мамонта, который по сути мог стать в то время не менее домашним животным для человека, чем современный слон в Индии.
Попутно и самого мамонта изобразили на пластине из кости мамонта, найденной в поселке Мальта на реке Белой в Иркутской области. Кстати, это уникальное древнее изображение демонстрируется в государственном Эрмитаже.
Но кости мамонта особенно пошли в ход при создании множества стилизованных скульптурных изображений, подчеркивающих все достоинства женского тела.
Между прочим, фактор женской привлекательности, которая возникла, словно по некоему божественному мановению, сыграл, возможно, главную роль в исчезновении неандертальцев, которые могли до этого существовать от 500 тысяч лет назад и ушли с мировой арены 40 тысяч лет назад. Не исключено, что именно женщине на протяжении многих поколений удалось постепенно исправить антропологию человека, сглаживая его неандертальские черты.
Как Вселенной удалось генетически решить столь деликатный вопрос, как половое влечение к прекрасному полу, одному Богу известно. Но когда у последних неандертальцев стоял вопрос, на какой самке остановить выбор, они поняли, что выбора нет – только прекрасная леди, появление которой не менее загадочное явление Природы. И сама эта архаичная Венера, рождала в душах древних художников не только какое-то невероятное, возможно, неведомое прежде чувство, а затем уже физически рождала подобное себе потомство.
А теперь от лирики к делу, то есть к истории.
Сегодня никто не станет отрицать, что архаическими скульптурными изображениями именно Венер палеолита в определенном смысле полнятся самые древние стоянки Евразии. И обнаружение их на стоянках Мальта и Буреть, существовавших как минимумам 24 тысячи лет назад, не удивительно.
Три десятка Мальтинских венер из бивня мамонта на стоянке Мальта в Иркутской советскими археологами высотой от 3,7 см до 13,6 см были датированы 21-19 тыс. до н.э.
Там археологи нашли погребение ребенка примерно 4 лет знаковой для всего современного населения Евразии Y-хромосомной гаплогруппы R. Рядом нашли богатый инвентарь: ожерелье из бусинок и подвесок из бивня мамонта, фрагменты изображения летящей птицы, кремнёвые изделия и браслет.
Если рассматривать вопрос возникновения культурного феномена палеолитических венер с точки зрения хронологии, то источником этого явления могла быть Европа.
Так как много раньше, и на значительном расстоянии от Южной Сибири на стоянках Сунгирь и Костенки на Русской равнине жили люди, которые после себя оставили аналогичные по типу изображения палеолитических венер.
Венеры их Костенок
У найденных на этих стоянках костяков кроманьонцев была выявлена Y-хромосомная гаплогруппа C с датировками 34 и 36 тысяч лет назад, соответственно.
И не только изображения палеолитических венер объединяло стоянки Русской равнины и Сибири. У всех этих древних образцов оказалась одна базовая митохондриальная гаплогруппа U. У трех сунгирцев мужского пола - U2f2[1], у женщины со стоянки Сунгири - U8c. У образца из Костенок – мтДНК гаплогруппа - U2*, у мальчика из Мальты - U.
Так или иначе, население почти 40-35 тысячелетней давности центра Восточно-Европейской равнины обитало в окружении женщин – матерей и дочерей гаплогруппы U. Это была древняя европейская женская гаплогруппа, которая по расчетам генетиков отделилась от макрогруппы R около 60 тыс. лет назад.
На эту женскую гаплогруппу нельзя было не обратить внимание, поскольку ее носителями оказались почти все древние насельники, так называемые европеоидные кроманьонцы. Европы. А передается она потомкам обоих полов только от матери, а продолжателями материнской линии становятся только девочки. И мДНК гаплогруппу U обоснованно называют европейской.
«В исследовании 2013 года все древние последовательности современного человека из Европы, кроме одной, принадлежали к материнской гаплогруппе U, что подтверждает предыдущие выводы о том, что гаплогруппа U была доминирующим типом митохондриальной ДНК (мтДНК) в Европе до распространения сельского хозяйства в Европе и до появления и распространения индоевропейцев в Западной Европе» (из Википедии).
Интерес также представляет генеалогическая близость насельников древней Сунгири, которые жили там 33-34 тысячи лет назад, с обитателями стоянки Дольни Вестонице в Моравии, с датировкой примерно 31 тысяча лет назад. Эта родственность подтверждается общностью гаплотипов мужского населения, обитавшего на расстоянии в 2000 км друг от друга.
Так, один индивидуум из Вестонице являлся носителем гаплотипа C-V20, а три образца из Сунгири имели гаплотип его непосредственного предка C-Y11591. Общий предок всех их жил 45,2 тысячи лет назад.
Очевидно, что преодоление расстояния, разделяющего эти две пункта, не составляло больших проблем для миграции населения в то время. По крайней мере, можно предположить, что вся территория между ними была заселена родственным населением в рамках определенной культурной общности, в которой соблюдались традиции матриархата, отраженные в создании изображений Венер палеолита.
Органично в нее, видимо, входила и костенковско-авдеевская культура. Так, более ранние стоянки в Костенках, которые датируются от 40 до 45 тысяч лет, и где найдено немалое число палеолитических Венер, были обиталищем также носителей Y-хромосомной гаплогруппы C, но другой ее линии, ушедшей в Азию. Ископаемый костяк мужчины в Костенках датируется 35,2 тысячи лет назад.
Видимо, именно костенковская линия гаплогруппы C- K281 могла нести культуру палеолитических Венер в Азию. Там же, на юге Сибири, 24 тысячи лет назад образовалась гаплогруппа R1. Но свой путь в Сибирь могла проделать предковая для нее гаплогруппа F, вышедшая из сводной CF, путем ряда мутаций: CF>F>GHIJK>K>P> R>R1.
Таким образом, реальные очертания палеолитической общности вполне совпадают с территорией Восточно-Европейской равнины, окраиной которой и стала стоянка Дольни Вестонице.
Удивительно здесь то, что архаичная общность Русской равнины 37000-31000 лет назад могла существовать в условиях определенного межледниковья. Тем более, что наиболее суровыми, по мнению специалистов, условиями жизни выдались 25 – 19 тысяч лет назад.
А последующее наступление ледника способствовало уходу носителей субклада C- K281 с территории Воронежской области на юг и восток. И сунгирцы, последующей линией C-V20 через Судеты (Чехия) сместились к югу Европы, где и рассеялись почти бесследно.
И следы потомков двоюродной родни сунгирцев 34-го тысячелетия обнаруживаются в Испании, Австрии, Венгрии, и Румынии с датировками гаплотипов от 7,8 до 6 тысяч лет назад.
Где-то на юге Европы, видимо, скрывались и другие европейские древние линии гаплогруппы F. Очень подходящим местом для этого были Апеннины. По крайней мере, на территории Италии, в Мура, обнаружен самый древний ископаемый образец гаплогруппы I2-L158 (17,1 тыс. лет назад). Сама же I2 образовалась за 10000 лет до образования этого итальянского гаплотипа.
Что касается женского фактора, или мтДНК, то гаплогруппа Uкак старейшая в Европе также сопровождает и древних насельников континента Y-хромосомной гаплогруппы I2. У самого древнего мужского образца итальянской Муры (17,1 тыс. лет анзад) выявлена сводная мтДНК гаплогруппа U2'3'4'7'8'9. Там же выявлены и два древних образца женских костяков[2] с той же сводной гаплогруппой. У "итальянца" с датировкой примерно 11,9 тыс лет назад мтДНК гаплогруппа - U5b.
Впрочем, из 74 ископаемых образцов, опубликованных исследователями в статье «The Genomic History Of Southeastern Europe» [Геномная история юго-западной Европы], 31 образец были женскими. Из них 21 с мтДНК гаплогруппой U (68%). Среди 43-х мужских образцов 28 имели мтДНК гаплогруппу U, то есть – 65%.
Любопытный результат можно видеть у древнего населения территории Латвии от 8,5 до 6 тысяч лет назад, представленному 17-ю образцами, из которых 5 женских. Все поголовно имеют мтДНК гаплогруппу U (U5a– 8 обр., U5b – 2 обр., U4a – 4 обр., U2 -1обр.).
Это свидетельствует о генеалогической гомогенности женского населения Балтии в неолите, притом, что в этот же период там обитали представителя ряда древних Y-хромосомных гаплогрупп, таких как I2 – 5 обр., R1b-Y13200 – 6 обр., Q-Y2700– 1 обр.
Носители терминальной линии R1b-Y13200 обитали на территории Латвии от 8000 до 6100 лет назад. Также гаплотипы I2, найденные в том же захоронении Неретского края, что и древние R1b имеют датировки от 8000 до 6700 лет назад. Датировка образца Q - 8500 лет назад.
Всё вместе взятое позволяет судить, что такое доминирование мтДНК гаплогруппы U шло от глубокой доледниковой европейской древности. И мигрировавшее в Европу с востока мужское население, вступая в отношение с женщинами Европы, прародительницу которых назвали исследователи Урсулой, получали потомство с материнской мтДНК гаплогруппы U.
Так было в Европе еще 8-7 тысяч лет назад.
То же касается и Балкан. Что мы можем увидеть там на примере территории доисторической Сербии периода 8000-9000 лет назад? Там – очень близкая картина.
В статье[3] приведено 27 ископаемых образцов с территории Сербии – 14 женских и 13 мужских. Что касается мтДНК гаплогрупп, то они были следующими: U5b - 6 обр., U5a – 11 обр., K1 – 4 обр., U4 – 4 обр., H – 2 обр.,
Из мужских гаплогрупп: I2 – 7 обр.(10009 – 7803 лет назад), R1b – 6 обр (10835 – 7801 лет назад) и один G (6503 лет назад). Последнему сопутствовала пришлая женская гаплогруппа H
Таким образом, за исключением носителя G, все остальные следуют той же тенденции – преобладанию женской гаплогруппы U, включающей в себя и К1.
Исходя из изложенного, можно заметить, что эта распространенная 31-36 лет назад в Восточной Европе (Сунгирь, Костенки, Дольни Вестонице) женская гаплогруппа, видимо, и явилась маркером европеоидной антропологии кроманьонцев.
А последующими носителями ее в период 17000-8000 лет назад в Европе стали носители гаплогруппы I (I1+ I2), обитавшие в Европе, возможно, с момента своего образования до прихода мигрантов из Южной Сибири гаплогруппы R1b-L151. Их приход в Западную Европу не затронул женского населения гаплогруппы Урсулы.
Тем более не удивительно обитание носительниц гаплогруппы U по крайней мере 10-11 тысяч лет назад и на Русской равнине. У известного сегодня многим мужчины из культуры Веретье с древней гаплогруппой R1a-YP1306 у озера Лача на юге Архангельской, который жил 11 тысяч лет назад, также U4a1-a*.
В Самарской области выявлены два представителя с Y-хромосомной гаплогруппой R1a-Z93 (датировки 3475 и 3786 лет назад), с мтДНК гаплогруппами U5 и U4. Это арии, которые с Русской равнины через южный Урал, начинали отсюда свои миграции на юг, в Индию. Их путь на восток отмечен и четырьмя образцами R1a-Z93 на юге Красноярского края (андроновская культура) с датировками 3600, 3491 лет назад. У двоих из них мтДНК - U4 и у одного U2.
Видимо, и среди носителей ямной кульутры на юге Русской равнины женская гаплогруппа U была в числе приоритетных. Так у двух образцов из Самарской области R1b-Z2103 c датировками 4260 и 4254 лет назад, мтДНК – U4 и U5. Еще у двух последующих ямных образцов R1b-Z2108 на Алтае и в Хакассии с датировками 4958 и 4673 лет назад – мтДНК гаплогруппы U4 и U5.
На фоне всей этой информации о приоритете с глубокой древности в геноме женского населения Восточной Европы мтДНК гаплогруппы U, предположение, что именно эти женщины являлись не только хранительницами очага, но и языка, вполне может оказаться правдоподобным. И какого языка? Языка, которые мог тысячелетиями развиваться в лексико-статистической динамике до его современного состояния.
Не стал ли это язык Русской равнины, куда устремились первые носители R1a-Y1306 уже 11,5 тысяч лет назад, тем самым древнеарийским праязыком. А пришедшие к родне носители культуры шнуровой керамики, R1a-Z645, безболезненно влились в ту культурно-лингвистическую среду. И обосновалась в лоне древнеарийской культуры и языка, где 5000 лет назад и зародились первые ростки рода русов - R1a-Z645-Z280.
Б. Новицкий
[1] Science. Vol. 358, No. 6363. Ancient genomes show social and reproductive behavior of early Upper Paleolithic foragers
[2] 14579 лет назад, и 12930 дет назад.
[3] Nature. May 09, 2017. The Genomic History Of Southeastern Europe.