Создательница музыки к «Маугли» — яркой, странной, восхитительной и иллюстративной.
https://yandex.ru/video/preview/15641763016630215292
Музыка яркая как и литература Киплинга, ее автор, позднее ушла в поиск художественных средств, созвучных ее душе совсем иных.
Она отгородилась от мира в деревне Аппен, посвятив всё своё время творчеству.
На 94-м году ушла из жизни знаменитый композитор София Губайдулина, автор более ста симфонических произведений, инструментальных ансамблей, музыки для театра и кино .
С 1992 года композитор жила и работала в Германии. Музыка Губайдулиной очень сложна для восприятия, ее именуют авангардом. В ней чувствуется энергетическая заряженность и странная религиозность. Сама она утверждает: «Моя тема в искусстве — это мир Души в её глубоком уединении, в её самопознании… я пишу музыку для Бога….»
Да, это личность, это поиск души, ее души. Но субъективность, порой, не для всех? Или я ошибаюсь?
Нужна ли сегодня такая музыка? Что она несет и что она дает?
Знатоки ее называют гениальным композитором. А кто они, знатоки? Профессионалы, которые влюблены в авангард? Или тонко интуитивно чувствующие экстрасенсы заряженность биоэнергетикой этих диссонансов и кластеров? Что это за эксперименты Губайдулиной? Поиск истины и другое измерение Вселенной или профанация и обыкновенные звуковые шумы, которые трудно назвать музыкой. Долго такие звуки выдерживать по-моему человеческая душа не может. Становится невмоготу. Как правило время является главным судьей искусства.
Сегодня трудно быть оригинальным. Сверхоригинальность может перерасти в никчемность. Великие поэты, композиторы, художники искали божественную КРАСОТУ. Красоту земную и небесно-духовную . Кто-то с большим успехом, кто-то с меньшим, искали разными путями и даже непроходимыми тропами. Все-таки, наверное, это критерий! А?
Золотое сечение, симметрия форм, консонансы и диссонансы, народные мелодии, которые отражают суть души, гармонии порой как драгоценные камни, словно цветы Врубеля. Искусство, к которому хочется вернуться много много раз, или не хочется.
Эксперты - кто? Изощренные музыканты профессионалы, которые находят утонченность в шумах, кластерах и конкретной музыке, или эксперты - тысячная публика, пришедшая с открытым сердцем прикоснуться к естественной и в формах, и в мелодиях божественной красоте мира?
Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950) находился у истоков советской музыкальной культуры.
Мясковский один из крупнейших симфонистов первой половины XX века, создавший 27 симфоний, музыку которого не исполняют.
Для одних он слишком тяжёл и авангарден, а для других — чересчур консервативен. Несомненно, это страница истории русской музыки.
Метнер был композитором-пианистом, чьи авторские концерты привлекали внимание публики не в меньшей степени, чем выступления Сергея Васильевича Рахманинова или Александра Николаевича Скрябина.
Современники называли Метнера «русским Брамсом».
Сложность ритма, изощренность и интенсивность тематического развития, насыщенного полифоническими элементами, порой графические линии музыкальной ткани, вечный поиск выразительности, искренности в усложненном, необычном рисунке мелодии и изощренно насыщенной музыкальной ткани привели к тому, что Метнера не исполняют. Его даже вроде и любят, но не исполняют. Почему? А душа просит трогательности, которая есть в виртуозном Рахманинове, душа просит удивленности чудесам, которые есть у Скрябина, сказочной вычурности, сложных, диссонансов, гармонических и ритмических сюрпризов как у Прокофьева, которых нет у Мясковского и у Метнера.
Никого мы не можем обвинить в неискренности и невыразительности, в непрофессионализме и невыразительности.
Старик ВРЕМЯ и человеческая душа все расставляет по местам.
А вот Антонио Канова великий скульптор в своем бесконечном поиске красоты и интуитивном диалоге с Богом пришел к гениальности Трех граций и всех своих скульптур через естество. И его искусство вечно.
А Софью Губайдулину можно понять как Мясковского и Метнера, как Денисова и Хиндемита— это поиск себя, это самовыражение, это современно и модно, и несомненно нужно для развития искусства, как и додекафония, но это очень индивидуально и почти научно, если хотите.
Может, это такой сюрреализм в музыке?
Есть категория в эстетике — общечеловеческое! Дотягивают ли до нее сочинения Губайдулиной, которую эксперты современной классики окрестили гениальной, решит ВРЕМЯ. Мы не судьи.
Но я не пойду слушать концерты с такими сочинениями.
Гениальна ли Софья Губайдулина? Общечеловечна?
Сегодня, с моей точки зрения, все это спорно.
Да, это поиск, это самовыразительность, это модно - писать что-то изощренное, разговор со Вселенной. Вероятно, это очень заряженный разговор. Но он не читаем многими в силу неожиданности восприятия, в силу сложной индивидуальности автора, в силу отсутствия трогательности и естественности, которая есть у Шостаковича.