Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие образования в России XVIII века, что проявилось в нескольких ключевых направлениях.
Реформирование образовательной системы началось еще при Петре I и продолжилось при Екатерине II. Были созданы различные типы учебных заведений: духовные семинарии, военные училища и учебные заведения при Академии наук. Особое внимание уделялось привлечению учащихся из разных сословий, хотя крепостные крестьяне оставались вне системы образования.
Основы светского образования заложил ещё Пётр I, и его влияние чувствуется на всём протяжении XVIII в. Первый русский император стремился обеспечить страну специалистами, обладающими практическими знаниями в различных областях, но в первую очередь необходимых для развития промышленности. По воле Петра на обучение брали и неродовитых детей, главными были способности. После его смерти учебные заведения стали доступными только для дворян. В 1732 г., в царствование Анны Иоанновны, открылся Сухопутный шляхетский корпус. Шляхтой в Польше называлось дворянское сословие. В 1759 г., в царствование Елизаветы Петровны, в Петербурге был открыт Пажеский корпус. В обоих заведениях мальчиков дворянского происхождения готовили к военной, административной и придворной службе. Это были самые престижные учебные заведения середины столетия. В них обучали военному делу, гуманитарным наукам, фехтованию, танцам и этикету.
Московский университет, открытый в 1755 году при поддержке М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова, стал первым высшим учебным заведением в стране. Его уникальность заключалась в:
- Открытости для представителей разных сословий
- Преподавании на русском языке
- Направленности на подготовку юристов, врачей и философов
- Создании научных обществ
- Выпуске первой университетской газеты
Философы эпохи Просвещения считали, что для глубокого преобразования общества необходимо воспитать «людей новой породы». Чтобы на их воспитание не влияли нравы и мировоззрение прежних поколений, их нужно изъять из семьи и держать в строгой изоляции. Автор этой идеи — Ж. Ж. Руссо, а реализовать её в России в период правления Екатерины II взялся И. И. Бецкой — личный секретарь императрицы и президент Императорской академии художеств. В 1760-е гг. по его инициативе в крупных городах появились воспитательные дома, куда принимали на обучение сирот с малых лет. Дети находились там до совершеннолетия, а к выпуску осваивали ремесло, которым они могли бы зарабатывать на жизнь.
Но это было только начало. Бецкой понимал, что в учебные заведения попадают лишь единицы дворянских детей, а большинство воспитывается дома. За малышами ухаживают няни, затем мальчикам нанимают гувернёров, девочкам — гувернанток, причём преимущественно английского или французского происхождения. Но кто руководит всем, что происходит в детской? Конечно, мать, хозяйка дома. Если она с детства впитает идеи Просвещения, то сумеет передать их своим детям. Так родилась идея создания Императорского воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (благородных — дворянского происхождения), открытого в 1764 г. Это заведение более известно как Смольный институт. Девочек принимали туда с пяти-шести лет и держали в строгой изоляции: не отпускали домой и редко разрешали общаться с родными. Воспитанницы, приехавшие из отдалённых губерний, годами не видели своих родителей. В институте обучали гуманитарным наукам, иностранным языкам, танцам, придворному этикету.
Академия художеств, основанная в 1757 году, сыграла важную роль в развитии искусства. Она готовила художников, скульпторов и архитекторов, среди которых были такие выдающиеся деятели как Василий Баженов и Федот Шубин.
Домашнее образование среди дворян также развивалось под влиянием просветительских идей. В богатых семьях обучали иностранным языкам, литературе, истории и этикету. Многие молодые люди после домашнего образования отправлялись за границу для дальнейшего образования.
Отдельно надо упомянуть Смольный институт . Заслуга Смольного института в том, что он стал началом женского образования в России — ещё в петровские времена женщина, умеющая читать, была белой вороной в обществе. Однако в этой системе были серьёзные недостатки: девушки выходили из заведения без каких-либо знаний о реальной жизни. Перспектив у них было немного: первых учениц могли взять в императорский дом в качестве фрейлин, а те, кому не посчастливилось удачно выйти замуж, были вынуждены преподавать или становились приживалками у обеспеченных родственников. Сохранились многочисленные воспоминания смолянок, где они пишут о монастырском и даже казарменном распорядке, скудном рационе, холоде в жилых комнатах.
На вторую половину столетия приходятся попытки сделать образование доступным и для других сословий. При Смольном институте открылось Училище для малолетних девушек недворянского происхождения. Позже оно было преобразовано в Александровский институт. В Москве по инициативе и на средства П. А. Демидова открылось Императорское коммерческое училище — учебное заведение для купеческих детей, где обучали бухгалтерскому делу и коммерции. К сожалению, государство не считало нужным поддерживать такие заведения, поэтому они содержались за счёт купеческого сословия и были немногочисленными.
Екатерина II создала систему народного образования в рамках школьной реформы 1782–1786 гг. Правда, система была условно народной — дети крепостных крестьян там не обучались. Она предусматривала открытие в губернских городах четырёхклассных народных училищ, а в уездных городах — двухклассных малых народных училищ. Для этих учебных заведений были разработаны единый устав, программы и планы обучения, классная урочная система, устанавливались единые сроки начала и окончания занятий.
Первым высшим учебным заведением в России была Славяно-греко-латинская академия, открытая во второй половине XVII в. Её окончили учёный М. В. Ломоносов, поэт В. К. Тредиаковский, путешественник С. П. Крашенинников. Но уже в первой половине XVIII в. стало очевидно, что академия, в которой делали упор на богословские науки, не отвечает современным потребностям в образовании. Поэтому Иван Иванович Шувалов (1727–1797) вместе с М. В. Ломоносовым разработали проект нового современного высшего учебного заведения — Московского университета, который был открыт в 1755 г. В университете было три факультета: юридический, философский и медицинский, а богословского факультета не было.
Поступить в университет могли все, кроме крепостных крестьян. Вскоре при нём появилась гимназия с двумя отделениями — для дворян и недворян, которых стали называть разночинцами. В конце XVIII в. при университете открылся Московский благородный пансион, где в течение шести лет дворян обучали математике, праву, истории, этикету, военному делу и многим другим наукам.
Подготовка учительских кадров начала активно развиваться. Появились специальные учебные заведения, в частности, Учительская семинария при Московском университете, где готовили педагогов для начальных школ.
Основанные Петром I профессиональные школы продолжали существовать и развиваться в XVIII в. Открывались новые учебные заведения: медицинские, коммерческие, горные и другие. В 1757 г. по инициативе И. И. Шувалова в Санкт-Петербурге была основана Академия трёх знатнейших художеств. В 1764 г. она стала Императорской Академией художеств — высшим учебным заведением для живописцев. В 1773 г. при Московском воспитательном доме открылось первое Балетное училище. Педагогов готовили в учительских семинариях в Москве и Петербурге.
Старт развитию русской науки также дал Пётр I. В 1724 г. он основал первое высшее научное учреждение в Российской империи — Академию наук. Впервые в стране появились люди, которые профессионально изучали окружающий мир и приумножали знания, которые можно было применять на практике. В академию приезжали видные учёные из других стран: математик Л. Эйлер, историки Готлиб Зигфрид Байер (1694–1738) и Герхард Фридрих Миллер (1705–1783) — немецкие учёные, которые сформулировали норманнскую теорию и нажили себе врага в лице М. В. Ломоносова.
Главной задачей российской науки в этот период стало изучение страны. Академия наук организовала несколько крупных экспедиций на восток. Первая из них — Камчатская, задуманная ещё Петром I, который хотел выяснить, есть ли пролив между Азией и Америкой. Первая Камчатская экспедиция началась в январе 1725 г. Её возглавил Витус Ионассен Беринг (1681–1741). На боте «Святой Гавриил» они прошли от Камчатки к берегам Чукотки через пролив, впоследствии названный Беринговым. В 1729 г. Беринг вернулся в Петербург. В 1733 г. была начата подготовка ко Второй Камчатской экспедиции. Берингу было поручено изучить побережье Северной Америки. В 1740 г. экспедиция под руководством Беринга и А. Чирикова на двух пакетботах вышла из Охотска на Камчатку, где основала город Петропавловск-Камчатский. В 1741 г. суда достигли берегов Северной Америки, после чего исследовали Алеутские острова.
XVIII век стал периодом активного развития географических исследований в России. Этому способствовало несколько факторов: развитие науки, промышленности, торговли и создание морского флота.
Картографическое дело получило особое развитие. В 1699-1701 годах Семён Ремезов создал первый в России атлас «Чертёжная книга Сибири», включающий 23 карты Сибири и Севера Европейской части.
Иван Кирилов под руководством сената развернул масштабные картографические исследования в европейской части России, на Урале, Азовском и Каспийском морях. Его главные достижения:
- «Атлас Всероссийской империи» (1734)
- «Атлас Российский» (1745)
Эти работы поставили Россию в один ряд с Францией по уровню картографии.
Василий Татищев, воспитанник Петра I, заложил теоретические основы географической науки. Его труды стали фундаментом для развития географической науки в России. Его ученик П.И. Рычков также внес значительный вклад в развитие географии.
Михаил Ломоносов, возглавивший в 1758 году Географический департамент, разработал масштабный план экспедиций для изучения России. Его знаменитая фраза «могущество Российское прирастать будет Сибирью» определила основное направление исследований. Он также выдвинул идею использования Северного морского пути.
Петр Паллас совершил грандиозное путешествие от Волги до Забайкалья, описав:
- Поволжье
- Урал
- Алтай
- Саянские горы
- Байкал
Иван Лепехин вместе с помощником Николаем Озерецким провели пятилетнюю экспедицию от Балтики до Каспия, затем от Урала до Белого моря. Их главный труд «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства» (1771) получил широкое признание.
Ефим Кожевин в конце века составил:
- «Практическое географическое описание Жиганского уезда» с детальным описанием дельты реки Лена (1795-1796)
- Карту Восточной Сибири и русских владений в Северной Америке (1804)
Важнейшим достижением этого периода стало составление множества новых карт с высокой точностью обозначений. Позже путешественники отмечали удивительную точность этих карт, учитывая техническое оснащение того времени.
Таким образом, XVIII век стал временем активного географического изучения России, когда были заложены основы отечественной картографии и выполнены масштабные научные исследования различных регионов страны.
Открытие Аляски произошло в 1732 году благодаря экспедиции под руководством Михаила Гвоздева и Ивана Федорова. Они достигли северо-западного побережья Америки на боте «Святой Гавриил». Это событие стало первым документально подтвержденным достижением русских мореплавателей до берегов Северной Америки.
Вторая Камчатская экспедиция (1741) под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова стала еще более масштабным событием. В ней приняли участие около 600 русских моряков и 5000 человек обеспечивающего персонала. Экспедиция проводилась при поддержке Петербургской Академии наук, в составе были выдающиеся ученые:
- Г.Ф. Миллер
- Г.В. Стеллер
- И.Г. Гмелин
- С.П. Крашенинников
Основные достижения экспедиции:
- Прохождение вдоль американских берегов около 400 верст
- Описание местной фауны (киты, сивучи, моржи, различные виды чаек)
- Исследование рельефа побережья (высокие горы, крутые берега)
- Описание растительности (крупный лес, наличие снега)
- Открытие ряда островов Алеутской гряды
- Первая встреча с местными жителями у острова Адах
Результаты экспедиции были впечатляющими, хотя и тяжелыми: из 75 членов экипажа «Святого Павла» до Камчатки добрались только 51 человек. 15 человек пропали на американском берегу, остальные погибли во время плавания.
Бот «Святой Гавриил», на котором совершались эти открытия, имел богатую историю:
- Первое европейское судно, преодолевшее Северный полярный круг в Чукотском море (1728)
- Участие в исследовании Охотского моря и Шантарских островов (1730)
- Первое русское посещение Японии (1739)
- Основание Петропавловска-Камчатского (1740)
Эти открытия положили начало активному освоению русскими северо-западного побережья Америки и Алеутских островов, что впоследствии привело к основанию русских поселений и развитию торговли в этом регионе.
Значение открытий трудно переоценить – они не только расширили границы Российского государства, но и значительно продвинули географические знания об этом регионе, открыв новые возможности для торговли и освоения новых территорий.
Один из отрядов экспедиции под руководством Х. П. Лаптева исследовал побережье Северного Ледовитого океана к западу от устья реки Лены. Его двоюродный брат Д. Я. Лаптев исследовал берег океана к востоку от устья Лены. Их именем названо окраинное море Северного Ледовитого океана. Другой участник экспедиции — С. И. Челюскин — нашёл самую северную точку Евразии. Теперь это мыс, который носит его имя.
С. П. Крашенинников в этой экспедиции исследовал Камчатку. После возвращения он создал работу под названием «Описание земли Камчатки». Вышеупомянутый Г. Миллер, один из авторов норманнской теории, тоже был участником Второй Камчатской экспедиции, в ходе которой собирал сведения по истории и этнографии Сибири.
Сам Беринг из экспедиции не вернулся — он умер в декабре 1741 г. Всего в ходе Второй Камчатской экспедиции из-за болезней и тяжёлых условий погибли 29 человек. По значению Камчатские экспедиции сравнивают с открытием Америки Колумбом.
Аляска стала частью Российской империи. Но, поскольку она была далеко, управлять ей как обычной русской губернией было невозможно. Поэтому в 1799 г. была основана Российско-Американская компания, главной задачей которой была организация промыслов на Камчатке, а также налаживание контактов с местными жителями, которые продавали рыбу, пушнину и другую добычу. Компания также взяла на себя функции местной администрации.
Необходимо упомянуть и экспедиции П. С. Палласа на Урал и в Сибирь, а также И. И. Лепёхина на Русский Север, в Поволжье и Казахстан.
Во второй половине XVIII в. нижегородский изобретатель-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735–1818) преподнёс Екатерине II уникальные часы. Каждый час их корпус открывался и демонстрировал механический театр, который двигался под мелодию, сочинённую автором. Императрица назначила Кулибина заведовать мастерскими при Академии наук. Он изобрёл зеркальный фонарь-прожектор, однопролётный арочный мост, ахроматический микроскоп, веломобиль, протезы конечностей, лифт. К сожалению, почти все изобретения Кулибина при его жизни так и остались на бумаге.
Современником Кулибина был изобретатель Иван Иванович Ползунов (1728–1766). Он был механиком на горном заводе в Барнауле. В 1766 г. Ползунов изобрёл паровой двигатель. Запустить его так и не удалось: накануне испытаний механик внезапно умер, а двигатель за ненадобностью разобрали. Через некоторое время его снова изобрели — теперь уже в Англии.
За XVIII в. коренным образом преобразился русский язык. Сначала Пётр I ввёл удобочитаемый гражданский шрифт, затем М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский и другие литераторы реформировали русский язык. В 1783 г. была создана Императорская Российская академия, председателем которой стала Екатерина Романовна Дашкова (1743–1810) — подруга и соратница Екатерины II. Главным направлением работы академии стало «вычищение и обогащение русского языка», главным трудом — первый толковый Российский академический словарь.
Первым русским историком, «отцом русской истории», стал Василий Никитич Татищев (1686–1750). Он был крупным государственным деятелем, основал города Пермь, Екатеринбург и Тольятти. В свободное время Татищев занимался сочинительством и создал монументальный труд «История Российская», охватывающий период по истории с древнейших времён по середину XVI в. Это был первый труд по отечественной истории, где события были критически осмыслены, а не просто перечислялись.
Идеи эпохи Просвещения нашли отражение в развитии образования и науки в России в XVIII в. Произошло становление системы светского образования от начального до высшего, хотя оно и было сословным. Российская наука развивалась опережающими темпами, в том числе благодаря поддержке государства. На смену религиозному мировоззрению пришло светское, основанное на научном знании, по крайней мере для привилегированной части общества. Идеи же свободы и всеобщего равенства в России XVIII в. не прижились, их приверженцы подвергались жестокой опале, например Н. И. Новиков и А. Н. Радищев.