Найти в Дзене
Книгиня Дочитаева

«Пара-пара-порадуемся на своем веку», или история о том, как я заново открыла для себя «Трех мушкетеров» Александра Дюма

Любовь детства – это история со всеми ее героями (главными и второстепенными, хорошими и плохими), которая, один раз покорив сердце, остается там на всю оставшуюся жизнь. Да, я сейчас говорю о книге. Вернее, о книгах. Трилогии Александра Дюма про Д'Артаньяна и трех мушкетеров. Это была одна из тех историй, с которыми я росла. Началось все со старого советского мультфильма про благородных псов короля и подлых котов кардинала и детской книжной адаптации под названием «Пес в сапогах». Дальше – больше. Там были и советские фильмы с Боярским, и зарубежный мультсериал «Пес Д'Артаньян и три мушкетера». И все это всегда было таким удивительным и волшебным. Однако по какой-то мне самой неведомой причине книг Александра Дюма я долгое время не читала. Просто не было особого к ним интереса, хотя персонажи были горячо мною любимы. В общем, настала пора читать, и я прочитала. И… Это было потрясающе! Три больших тома о больших приключениях четырех лучших друзей. Знаете, я сама себя совершенно в данно
Оглавление
Коллаж автора
Коллаж автора

Любовь детства – это история со всеми ее героями (главными и второстепенными, хорошими и плохими), которая, один раз покорив сердце, остается там на всю оставшуюся жизнь. Да, я сейчас говорю о книге. Вернее, о книгах. Трилогии Александра Дюма про Д'Артаньяна и трех мушкетеров.

Это была одна из тех историй, с которыми я росла. Началось все со старого советского мультфильма про благородных псов короля и подлых котов кардинала и детской книжной адаптации под названием «Пес в сапогах». Дальше – больше. Там были и советские фильмы с Боярским, и зарубежный мультсериал «Пес Д'Артаньян и три мушкетера». И все это всегда было таким удивительным и волшебным.

Однако по какой-то мне самой неведомой причине книг Александра Дюма я долгое время не читала. Просто не было особого к ним интереса, хотя персонажи были горячо мною любимы.

В общем, настала пора читать, и я прочитала.

И… Это было потрясающе! Три больших тома о больших приключениях четырех лучших друзей. Знаете, я сама себя совершенно в данной ситуации не понимаю: а чего я, собственно, так долго оттягивала свое знакомство с этим по истине потрясающим произведением?

Правда, стоит отметить, что к моему восхищению книгой примешалось еще и чувство некоторого недоумения. Не от самого произведения, нет. По поводу некогда безумно любимого советского фильма с Боярским в роли Д'Артаньяна.

Что не так, спросите вы? Мой ответ покажется кому-то, может быть, странным, а кто-то, как знать, и согласится. В общем и целом, столкнулась я со следующей проблемой: после прочтения оригинала, советская экранизация, какой бы хорошей и живой она ни была, попросту не воспринимается всерьез. Более того, она даже может показаться местами абсолютно бредовой, т.к. многие события книги в ней перепутаны или вовсе опущены. Словом, видно, что экранизировали даже не текст, а именно театральный мюзикл.

Ну, как вы уже поняли, после прочтения всех трех книг Александра Дюма, я пересмотрела первую часть экранных «Трех мушкетеров» (на большее меня не хватило), и мой детский восторг практически моментально улетучился (второй раз со мной уже такое происходит).

Хотя, знаете, местами в книге вот прямо-таки не хватало определенных песен из фильма. Например, в сцене, где Атос рассказывает Д'Артаньяну про свою жену миледи. Или в сцене первой встречи Д'Артаньяна и месье де Тревиля. Ох, знаете, тут в моей голове просто автоматически включались соответствующие треки. Настолько, как мне кажется, они подходят этим местам в повествовании. Прямо-таки практически неотделимы друг от друга. А во всем остальном… Нет, фильмы, какими бы классными они ни были, не могут быть лучше такой шикарной трилогии. (Личное мнение автора публикации, разумеется)

Могу, конечно, еще бесконечно долго петь дифирамбы и «Трем мушкетерам» в частности, и самому Александру Дюма в целом. Но, наверное, не стоит, да? О чем история и так уже все в курсе. Если не из книг, то благодаря многочисленным экранизациям на любой вкус. Даже вариант с темнокожим Д'Артаньяном имеется. Но об этом, естественно, рассуждать не будем.

Напоследок, уж простите, все-таки добавлю лично от себя ложку дегтя в бочку меда. Как по мне, Дюма совершенно не умеет выдерживать темп повествования на больших дистанциях. Что я, собственно, под этим имею в виду? Давайте разберемся. Пройдусь, не отходя от темы, именно по «Трем мушкетерам» и двум оригинальным продолжениям «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон, или десять лет спустя». Понимаю, все субъективно, но.

Именно «Три мушкетера» - вещь в сути своей потрясающая во всех отношениях. Это и увлекательно, и задорно, и легко, и на подумать. Словом, все звезды сошлись в одной книге. Причем сама по себе история получилась очень внятной, логичной и вполне завершенной. Т.е. можно смело остановиться на факте того, что молодой Д'Артаньян стал-таки мушкетером и дальше читать, как будто, не обязательно. Кто-то, уверена, так и сделал (а кто-то, ну мало ли, мог и вовсе не знать о наличии продолжений).

«Двадцать лет спустя», откровенно говоря, читается уже несколько медленнее и скучнее. Грешу на то, что тут уже нет ни того юношеского запала, который был у героев в начале их пути, ни, собственно, четверки как таковой. Друзья разбились по парам. Д'Артаньян-Портос, Атос-Арамис. И каждая пара на протяжении всего повествования преследует свои конкретные цели. Единства и сплоченности, которые были такой важной частью первой части, уже нет и в помине. Хотя они все еще друзья. Настоящие друзья. Друзья, которые друг за друга горой. Но тем не менее все равно порознь. Да и, будем откровенны, замена харизматичного кардинала Ришелье на унылого Мазарини… Ну, такое себе, правда.

Что же касается третьей, финальной, части «Виконт де Бражелон, или десять лет спустя», то, скажу откровенно, мне она показалась излишне растянутой. Все понимаю, автору реально платили построчно. Но. Все равно как-то многовато и довольно пространно. В целом, если б книга ужалась хотя бы на треть, повествование от этого не только ничего не потеряло, но и, вероятно, в какой-то степени даже выиграло. Однако основная моя претензия вовсе не к объему. Дюма читается довольно легко, слог хороший, на это жаловаться не приходится. Лично я бы и больший объем прочитала с превеликим удовольствием. Если бы в этом был адекватный смысл. А так… Начать хотя бы с того, что фокус повествования здесь скачет от сына Атоса Рауля к Д’Артаньяну, от Д’Артаньяна к кролю, от короля к его фаворитке, от фаворитки снова к Раулю и т.д. Очень много персонажей, очень много событий. И, что самое главное, мы практически полностью теряем из виду нашу мушкетерскую четверку. Теперь они действуют где-то фоном. А все основное внимание уделяется даже не Раулю де Бражлону, а королю. Королю, который на протяжении всего повествования просто очень сильно бесит. Бесит, несмотря на то, что является главной движущей силой произведения.

Итого

Ну, поворчала немного и хватит. Как бы там ни было, я безумно рада, что наконец-таки добралась до мушкетерского трехтомника Дюма. Фильмы-фильмами, мультики-мультиками, а с книжным оригиналом ничто не сравнится ни по глубине повествования, ни по характерам героев. А мелкие недочеты… Ну, спишем все на мое субъективное восприятие, ибо тут каждому свое все же.

А что о «Трех мушкетерах» думаете вы? Есть любимая экранизация? Делитесь в комментариях!

Понравилась публикация? Жми «нравится» и подписывайся на канал!

Похожее на канале: