Перед нами удивительная история Елены Ханги, чья экзотическая внешность и острый ум сделали её звездой телеэкрана. Мы помним её по откровенной передаче «Про это» на НТВ, динамичному «Принципу домино» и захватывающему «Форту Боярд». Но как судьба связала её семью с Советским Союзом?
Любовь вопреки расе и предрассудкам
История начинается с её чернокожего деда, Оливера Голдена, талантливого агронома-селекционера из США. В тюрьме он встретил Берту Бялик, польку еврейского происхождения , дочь раввина. Оливер оказался за решеткой за участие в борьбе за гражданские права, а Берта – за акции в поддержку прав женщин. Родители Берты были в ярости:
"Если не бросишь этого дьявола, мы тебя проклянем! Чёрные нам не родня!"
Но Берта выбрала любовь, навсегда разорвав связь с семьей.
Столкнувшись с постоянным осуждением, в 1930-х годах пара переехала в СССР и обосновалась в Ташкенте, где Оливер посвятил себя развитию хлопководства. У них родилась дочь Лия, будущая мать Елены. Лия была не только талантливой теннисисткой, но и выпускницей истфака МГУ, защитившей кандидатскую диссертацию. Эта комсомолка-спортсменка активно участвовала в общественной деятельности, борясь с расизмом на международном уровне. И именно на неё обратил внимание будущий премьер-министр Танзании, Абдулла Кассим Ханга.
"Фигура как бочка на бочке стоит" – комплимент, решивший судьбу
Как вспоминала Лия, в 60-е годы, когда Занзибар готовился к независимости, Абдуллу, как самого грамотного, отправили учиться в Оксфорд. Его соратники решали, на ком ему жениться. Один из занзибарцев, которому Лия помогла выступить на фестивале молодежи, сказал, что видел в Москве "очень грамотную женщину, и фигура у неё "как бочка на бочке стоит". В Африке это комплимент!" Так за неё дружно проголосовали. Абдулла приехал в Москву, нашёл Лию , позвонил в дверь и заявил: "Я пришёл на тебе жениться".
Лие понравился обаятельный и уверенный в себе мужчина, но решение далось нелегко. Её жизнь была связана с СССР. Стоит ли менять всё и ехать в далёкий и опасный Занзибар? Но пример родителей, рискнувших всем ради любви, вдохновлял её. Абдулла остался в Москве и за два года освоил шестилетнюю программу Института им. Лумумбы.
"Мама не сразу согласилась, переживая из-за прошлых отношений, но папа был очень настойчив, и она сдалась",
– рассказывала Елена.
"Не волнуйся, это не жены, это – подарки!"
После свадьбы Абдулла настоял на многоженстве, что было принято на Занзибаре, и ему не нравилась активная общественная жизнь Лии. Они стали разными людьми. Вернувшись в Африку, Абдулла стал премьер-министром Танзании, и супруги виделись лишь во время его визитов в СССР. Вскоре Лия узнала о четырёх жёнах мужа. На её вопрос Абдулла ответил:
"Не волнуйся, это не жёны, это – подарки!"
Вскоре стало известно и о детях. В 1969 году Абдулла трагически погиб во время государственного переворота.
Елена познакомилась с женами отца , когда посетила Занзибар. Они тепло приняли её и говорили, что отец всегда отзывался о матери с уважением, как об умной и образованной женщине. Лия стала известным ученым-африканистом, а Елену воспитывали мама и бабушка, привившая ей любовь к английскому языку. Позже Лия вышла замуж за Бориса Яковлева, журналиста "Литературной газеты".
От любопытства к телеэкрану
Елена вспоминает, что в детстве сталкивалась с любопытством, а не с расизмом. Люди трогали её волосы и говорили: "Ой, как пружинки!", но это не оскорбляло. Как и мать, Елена увлекалась теннисом, но журналистика взяла верх. После журфака МГУ она работала в "Московских новостях" и стала первой советской журналисткой, стажировавшейся в США в конце 80-х.
После возвращения её пригласили на программу «Взгляд», где она рассказывала об американской жизни, в частности, об Элвисе Пресли, которого американское ТВ долго показывало только выше пояса из-за его сексуальных движений. Самым ярким воспоминанием о «Взгляде» стал сюжет о СПИДе, предложенный Владиславом Листьевым.
В 1989 году Елена уехала в США учиться на психотерапевта по приглашению Фонда Рокфеллера. Но предложение о работе на российском телевидении вернуло её на родину. Острая программа «Про это» просуществовала три года, открыто говоря об интимных вещах. Рейтинги зашкаливали , но провокационный контент привёл к закрытию программы. После был «Принцип домино», где её соведущими были Елена Ищеева, Елена Старостина и Дана Борисова.
В 2020-м Дана Борисова заявила, что Ханга завидовала ей и подсыпала в обувь могильную землю, чтобы навести порчу. Ханга иронично ответила, что это нелогично: если бы Дана считала, что на неё наводят порчу , стала бы она фотографироваться и обниматься с этим человеком?
Любовь, найденная спустя годы
Елена признается, что всегда считала себя некрасивой, но мама поддерживала её, показывая фотографии красивых афроамериканских девушек. Свою первую любовь она встретила в МГУ. Игорь Минтусов, с которым Елена познакомилась в 1986 году, когда он писал статью о расизме в СССР, возобновил ухаживания после её возвращения из США. На юбилее НТВ в 2001 году он разорвал её билет на самолет , заявив:
"В прошлый раз я сделал ошибку, когда отпустил тебя. Больше этого не повторю!"
Вскоре они поженились в Лос-Анджелесе, и в 2001 году у них родилась дочь Елизавета-Анна.
Несмотря на роды, Хангу ждали на НТВ. Через месяц она вернулась в Москву с дочерью и мужем. Сейчас Ханга развивает личные проекты, ведет каналы на различных платформах и берет интервью у знаменитостей.
Playboy, наследство и сожаления
В юности Елена снялась для Playboy, но скромно: в кожаных брюках и водолазке. Перед 60-летием ей предложили более откровенную съемку, но она отказалась, сказав:
"Кому приятно смотреть на голую пенсионерку?"
Поездка в Танзанию позволила ей познакомиться с родственниками по отцовской линии. В наследство ей достались советские книги и деревянный стул, хотя мог бы быть и роскошный особняк. Отец оставил всё сыну от другого брака. Позже бабушка объяснила , что отец знал о заботе советского государства о Елене и решил помочь непутёвому сыну. Брат продал особняк, проиграл деньги в казино и скрылся.
Елена жалеет лишь об одном – что стала матерью только однажды.
"Дети – это настоящая ценность, а я думала только о работе. Я бы сказала себе прежней, что нужно рожать еще и еще, но теперь уже поздно",
– признается телеведущая.
🎀 Спасибо, что читаете нас! Если вам близки наши истории, поддержите нас — это поможет создавать ещё больше интересных материалов для вас.