Найти в Дзене

- " Пацаны - пойдем на улицу, пошаримся!"

Впечатления о романе Олега Зайончковского - " Петрович ". " Детства моего, чистые глазёнки.." А. Лаэртский Если прошлое чтение Зайончковского ( " Сергеев и городок") вызвало во мне бурный всплеск ностальгических воспоминаний - о дворах, о старых знакомых, о посиделках на скамеечках, то роман " Петрович " , цепко схватил меня за ухо и потащил в ещё более глубокие ностальгические напластования памяти - о детском садике, о начальной школе и о тех же дворах, но в пору раннего детства , младших классов и чуть позже - когда , как красная тряпка, перед мордой быка, замячило предо мною , половое созревание, будь оно не ладно! " Петрович" - это не взрослый мужик, не бригадир , какой либо, рабочей группы, не слесарь - сантехник и не стареющий местный алкаш, а пацан - в начале книги и вовсе детсадовский малыш, а после школьник и в конце произведения парень пред - армейского возраста. N. B. Почти, каждое моё утро, перед походом в детский сад, начиналось со страданий - с самого раннего д

Впечатления о романе Олега Зайончковского - " Петрович ".

Лет восемь, думаю, мне. Муся + Тиша , нелюбовь & терпимость.
Лет восемь, думаю, мне. Муся + Тиша , нелюбовь & терпимость.

Обложка книги.
Обложка книги.

" Детства моего, чистые глазёнки.." А. Лаэртский

Если прошлое чтение Зайончковского ( " Сергеев и городок") вызвало во мне бурный всплеск ностальгических воспоминаний - о дворах, о старых знакомых, о посиделках на скамеечках, то роман " Петрович " , цепко схватил меня за ухо и потащил в ещё более глубокие ностальгические напластования памяти - о детском садике, о начальной школе и о тех же дворах, но в пору раннего детства , младших классов и чуть позже - когда , как красная тряпка, перед мордой быка, замячило предо мною , половое созревание, будь оно не ладно!

" Петрович" - это не взрослый мужик, не бригадир , какой либо, рабочей группы, не слесарь - сантехник и не стареющий местный алкаш, а пацан - в начале книги и вовсе детсадовский малыш, а после школьник и в конце произведения парень пред - армейского возраста.

Не знаю, сколько лет, мне тут. Года три.
Не знаю, сколько лет, мне тут. Года три.

N. B. Почти, каждое моё утро, перед походом в детский сад, начиналось со страданий - с самого раннего детства , я привык полуночничать и пробуждение было весьма мучительным - особенно зимой! Господь Милосердный, кто? , какой ирод рода человеческого, удумал, что мальчик должен носить колготы ( даже сейчас, это слово, у меня вызывает омерзение) , кто их вообще изобрёл??? Ладно, девочки, но пацанам - то , они зачем ! ! Есть же, штанишки! Или эти шортики с лифчиком!! Что за извращенный разум создал эти одеяния для несчастных пацанов! А ещё гольфы - будь они прокляты! И шапочки эти , треклятые, на резинках! И колючие, вязаные варежки , покрытые на улице, изумрудно - жемчужной коркой стылых соплей. Боже! Летом , ещё терпимо, но зима, это просто пытка - темень, мороз, ветер, снег, деревья страшные, собаки. (О этом, очень хорошо рассказывает Женя Гришковец , в своих спектаклях ). Саночки, эти алюминиевые, в которых , укутанные в кокон, лежали дети, которых неумолимая рука взрослого везла в дом - мучений , детский сад - с его несъедобными обедами, строгими воспитательницами и девчонками!! Девчонки, были хуже всего... И, что самое обидное, в таких же колготках....

Гольфы - враги пацанов.
Гольфы - враги пацанов.

( Подарил мне ,как то, друг, комплект какого - то, термо - белья, которым его снабжают на северах - я померял , и если верхняя часть, ещё туда - сюда, то нижняя оказалась в колготочном стиле. Натянул с трудом на себя, вспоминая проклятиями, всех балерунов с Цискаридзе во главе - глянул в зеркало и обомлел - просто дриста, какая - то, несусветная. Вторая часть марлезонского балета в аду !! Дикое зрелище, для гетеросексуального индивида. Даже Кончита Вурст , забилась бы в истерическом припадке зависти от такого наряда ! Небритая , седая морда - а с низу - стыд и срамота. Тьфу! Но смешно! Стащил с себя, еле - еле, задыхаясь от смеха и более , такими экспериментами с одеждой не занимался. Вот ! А малышу, как их напяливать и носить!! Наверняка, французишки это выдумали. Уж лучше, шаровары! Отдал, я потом это, термо - безобразие, женщине вроде, ибо негоже мужчине гарцевать в таком обмундировании, пусть даже под брюками. )

Ладно, отвлёкся.. Дальше про "Петровича" ...

Мальчик Гоша, которого все зовут Петрович, растёт в нормальной семье - папа, мама, дедушка, бабушка. Заботливые и любящие.

Трагикомичный казус в дет - саду и Гоша , теперь дома, с недавно вышедшей на пенсию бабушкой, долгие прогулки - изучение местной топографии. Но бабушка не железная, и вот, первый одиночный выход во двор ( у Гришковца - " Как в открытый космос"). Первые дворовые знакомства, первая влюблённость и первая драка ( без этого- никак!).

Лето - праздник . Пёс Тиша и кот Сульсик. Терпимость & безразличие.
Лето - праздник . Пёс Тиша и кот Сульсик. Терпимость & безразличие.

Путешествия в окрестностях - стройка, подвалы, первый поход на рыбалку. Местная шпана. Уход отца из семьи, возвращение отца в семью, выход деда на пенсию - всё это подаётся и воспринимается, через призму детского сознания - наивно , но и с юной мудростью - прямодушной и ещё не ведающей компромиссов.

Далее Гоша взрослеет, школа, опять драки и курение в туалете ( в моём школьном детстве, редкий подросток не курил!). Любовь , как штормовое нашествие - тревога и сладострастное ожидание.

В заключительной части , Петрович - подросток, впереди маячит армия, а пока - переезд к тётке в Москву, подработка на ВДНХа, в павильоне конструкторского бюро. " Растёт мальчик, растёт и кинжальчик " - опять Гришковец))

Школа, шестой класс, я уже перестал носить красный галстук и ходить в белой рубашке было стрёмно.
Школа, шестой класс, я уже перестал носить красный галстук и ходить в белой рубашке было стрёмно.

Как же прекрасно, пишет Олег Зайончковский - с тонкой иронией, с вниманием к малейшим деталям, множественные , не мешающие повествованию, отступления с описанием провинциального быта советских людей, домов, дворов, наблюдения за природой , за животными ( особенно много у автора всевозможных кошек и в "Петровиче ", и в других произведениях.) Яркие метафоры, неожиданные эпитеты, смешные персонажи.

Лютой ненавистью , я ненавидел эту девочку. Почему не помню. Но меня всегда ставили с ней в пару, по росту подходили. Это прощание с детским садом.
Лютой ненавистью , я ненавидел эту девочку. Почему не помню. Но меня всегда ставили с ней в пару, по росту подходили. Это прощание с детским садом.

Несомненно , роман " Петрович "(2005) , того же, плана и жанра, что и "Совдетство " Полякова и " Детство Лёвы " Бориса Минаева, но с ярко выраженными языковыми, авторскими отличиями, да и детство у всех было разное, хоть и похожее во многом. Время действия романа , примерно конец 70-х и до начала 90-х. Время почти наступившего коммунизма и время его молниеносного краха.

Время шальной юности моей! И оно, не смотря, ни на что, было прекрасно. А иначе и быть не может. Вернее - не должно!

Это всё - всем алоха и салфет, девчонкам бантики, а мальчикам омлет! И подходящая песенка группы " Комсомольск"👇

VK | VK

Опять весна промелькнула... "И в горле хрипят комья воспоминаний."