Найти в Дзене
Сказки о Силе

Рукопись. Глава Z. ТРЕСК НАУЧНЫХ ПАРАДИГМ. Часть 3

Мы только что поели и меня клонило в сон, но дон Хуан не унимался.

— Допустим, ты признал, что, к примеру, трава и камни – живы, ибо являются системами, но осознают ли они? — Дон Хуан взглянул на меня, его взгляд пронзал насквозь, словно луч из самого сердца пустыни. — Ответ – ДА! Быть живым – и значит – осознавать.

Дон Хенаро, до этого лежавший на земле, притворившись обычным камнем, вдруг вздрогнул и медленно, с кряхтением перевернулся на бок. Его глаза-щелочки пристально посмотрели на маленькую травинку, которая выглядывала из-под него. Травинка, казалось, заволновалась, чуть заметно дрогнув. Хенаро протянул к ней невидимую руку и погладил её. Травинка выпрямилась. Хенаро улыбнулся, и его каменное лицо стало мягче, как будто растаяло от тепла.

Я запротестовал: «Но дон Хуан, может, Высшее и существует, и осознает, но разумно ли оно? Реально ли оно так же как я?

— Дон Хуан легко, почти неуловимо ухмыльнулся. — Ты, это… не переживай…

В этот момент Хенаро, всё ещё в обличье камня, попытался говорить, но из его каменного рта вырвались лишь странные, булькающие звуки, — Так же реально, как ты? — вставили они в унисон, но их голоса раскололись на множество смеющихся отголосков, которые пронеслись по всей пустыне, звуча как тысячи колокольчиков, смеющихся над нелепостью человеческих представлений о реальности. Они переглянулись, их лица были полны невыразимого веселья и глубокого, древнего понимания, и так смеялись, что им чуть не стало дурно, а их формы становились всё более прозрачными и неустойчивыми, словно грань между их реальностью и моей истоньшалась до предела.

Смех постепенно стих, и дон Хуан и Хенаро вновь обрели плотность, но в их глазах всё ещё плясали искорки недавнего веселья, смешанного с глубокой печалью от ограниченности моего человеческого восприятия.

Высшее – гораздо реальнее тебя и меня, вот в чем дело. Осознанность чего-бы то ни было увеличивает его реальность для ОБЪЕКТИВНОГО наблюдателя – подчеркнул он.

— Всё вокруг нас искусственное, созданное разумом, разве что не нашим. — Дон Хуан обвёл рукой пейзаж, и воздух замерцал, словно сотканный из невидимых нитей. — Но и нам может быть видно, что запустить осознание в эманации, то есть создать жизнь – это очень искусственное дело. Но лучше читать ИСКУСНОЕ. Это искусство творца. Всё искусственное, но вместе с тем – оно работает, причём так, что нам остаётся лишь открывать да удивляться. Тот, кто отказывает вселенной в разумности, видать, сам «не того».

— Правильный миф позволяет понимать, что всё живое может быть рассмотрено как неживое, и наоборот, любое неживое может быть рассмотрено как живое, в зависимости от цели рассмотрения. — Дон Хуан медленно поднял руку, и песчинки начали кружиться вокруг неё, изменяя форму. — Иногда для такого рассмотрения наблюдателю придётся изменить не только положение головы, но и её содержимое.

Хенаро медленно задвигал своей головой из стороны в сторону, я ощутил как само пространство начало трепетать в такт его движениям, эти волны пронизывали и меня, внутри моей головы что-то невидимое щёлкнуло и заскрежетало, словно какой-то внутренний механизм менял свои настройки.

— «Мы представляем собой энергию, которая принимает соответствующую форму и находится в нужном месте благодаря фиксации точки сборки в некотором определённом месте. Если это её положение изменяется, то и форма, и местонахождение энергии изменяются соответственно». — Голос дона Хуана был глубоким, вибрирующим, словно струны мироздания.

— Мы не будем пока особо вдаваться в подробности относительности восприятия, но вскользь заметим, Карлос, что научный миф подразумевает Неизменность наблюдателя, что вовсе не должно обозначать его ОБЪЕКТИВНОСТЬ, а скорее предполагает его невозможность измениться хоть на йоту. В толтекском мифе наблюдатель – это как раз то, что и должно быть подвержено направленному изменению. И тогда – что угодно может быть чем угодно другим, но это не игра в «понарошку», там по-взрослому: если ты видишь один объект как другой, то это не значит, что он таков в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, это только твоё его восприятие. Поэтому, чтобы воспринять объект каков он в действительности, тебе следует изменить себя таким образом, чтобы объект как можно более остался собой. Очевидно, что для этого нужно как бы превратиться в объект, не переставая быть собой. Это и называется ВИДЕНИЕМ. Обычный человек как бы «уменьшает» объект в 48 раз. Видение же способно не искажать объектов, по крайней мере без ущерба их смысла для нас.- он повторил сложную конструкцию из слов как раз чтобы я успел и понять и зафиксировать его слова на бумаге. Мне в тот момент казалось, что я попал в какую-то другую вселенную со своими законами.

— Такой же фокус в отношении Высшего- видение Высшего – ПРЕВРАЩАЕТ тебя во что-то иное, большее. Смотри: Изменение восприятия Мира позволяет тебе совершать ПУТЕШЕСТВИЕ в параллельный или более высокий МИР. Путешествие в более высокий МИР называется переходом, эволюционным скачком. — Дон Хуан протянул руку вверх, словно приглашая меня следовать за ним.

— Магия магией, но житейские примеры тоже привести надо – перебил его Хенаро.

Хенаро, всё ещё слегка светящийся от предыдущего пасса, начал медленно расти, будто приближаясь ко мне, его фигура становилась всё больше и прозрачнее, сливаясь с окружающим пространством, пока он не превратился в огромное, сияющее существо. Затем он сделал один шаг, и пейзаж вокруг нас мгновенно изменился, превратившись в невероятной красоты, но неземной мир, где воздух дрожал от невидимой энергии. Хенаро опустил руки, пейзаж померк и я увидел его в сантиметре возле себя, его лицо было умиротворённым, – Но я не это имел в виду под житейскими примерами: — Рассмотрение живого неживым и неживого живым возможно в зависимости от цели рассмотрения. Смотри Карлитос - к примеру, при расчёте рабочей силы людей на строительство объекта не берутся в расчёт все параметры души человека, его настроение, здоровье и прочее, то есть человек рассматривается как неживой механизм. Ветер дует в определённое время, при определённой достаточности некоторых условий, поэтому, с научной точки зрения, он не живой, но и ты занимаешься сексом в определённое время, при определённой достаточности некоторых условий. Хочешь ещё примеров? Не, давайте уже сами. — Дон Хенаро вздохнул, будто устал. Дон Хуан тут же подхватил эстафету:

— Возьми и посчитай с помощью научной же физики физическую работу человека от рождения до смерти. Ты увидишь, что она равна в точности 0. /В механике имеется следующее положение: при перемещении материального тела по замкнутому контуру в потенциальном поле суммарная работа равна нулю/. Этот ноль справедливо указывает на бессмысленность твоего научного существования. Ты не то что не жив с этой точки зрения, а тебя просто НЕТ. И не то чтобы нет, ты попросту вредоносен, ведь с точки зрения физики ты не совершаешь работы, а лишь тратишь энергию.

- Мы тратим энергию – да! И очевидно важно – на что. Например, ты жив, пока просто веруешь, что ты – жив! Вера только и отделяет тебя от бессмысленности существования, которая предписана научным мифом. Тебе лично и память твоих потомков не поможет жить. А поможет тебе закон сохранения энергии: всё что ты сделал – останется в некоем виде. В том числе – твоё Я, если ты – его делал, тратил энергию на совершенствование.

— Ну так вот, Карлос, если то, что ты считаешь неживым, тратит энергию как и ты, то либо ты неживой, либо то – живо. Вся проблема оказывается в том, что ты не идентифицируешь жизнь как жизнь. Твоя проблема. — Дон Хуан нахмурился. — Здесь имеется также прагматический аспект. Воспринимая живое неживым, а неживое живым, ты уменьшаешь вероятность успеха своих собственных действий. Живой надо воспринимать систему тогда, когда это воспринимание будет полезным для выполнения цели, а неживой – тогда … ну, ты знаешь – когда это воспринимание будет полезным для выполнения цели.

Все мы долго молчали пока совсем не стемнело. Я уже не помню точно, как мы подошли к этому, остался только этот диалог вне контекстов:

— Имеется два способа рассмотрения всего: I. Личный (прагматическое использование, выживание, сталкинг, фиксация ТС) и – II. Безличный (познание, сновидение, движение ТС). — Летунский миф допускает только первый способ, и поскольку ты всю жизнь тренировал первый способ, следует сделать акцент на втором. Но стоит запомнить, что толтекский миф использует их в одинаковой мере – где, какой, когда нужен. Отбрасывая или тот, или другой – ты ничего не получаешь. Потому что, чтобы иметь любой из них, нужен второй (смыслообразующий), а без любого из них (I или II) получается нечто нулевое – взгляд материалиста из вот этой иерархии:

· 0. Взгляд материалиста – всё неживое или менее живое, чем люди.

· 1. Магический взгляд – всё живое.

· 2. Видение человека Знания: всё – и живое, и безличное течение энергии – одновременно.

В окружившей нас тьме я животом ощущал, что Камни были живыми, и сквозь них протекали потоки чистой, безличной энергии. Трава ритмично танцевала, и её движения были частью всеобщего танца, в который так же был вовлечен я, каждой клеткой своего тела. И лишь мой непокорный разум не попадал в такт всему этому.