Найти в Дзене

Как писателю Жюлю Верну удавалось предсказывать будущее?

Многие до сих пор восхищаются уникальному таланту французского писателя Жюля Верна. Мол, он в своих многочисленных произведениях, описал уникальные передовые технологии и изобретения, которые мир узнал и изобрел значительно позже. Я сам, в детстве зачитывался его фантастическими романами, перечитывая их по 10 раз. И тоже всегда восхищался уникальному таланту писателя - предвидеть будущее. Так был ли Жюль Верн уникальным провидцем или все же, во многом, он опирался на реальные открытия и знания своего времени, то есть 19 века? Для начала, давайте посмотрим, что же рассказывает сам Жюль Верн о своем провидческом даре и своих уникальных талантах, в многочисленных интервью журналистам Франции, Англии и США. Самую интересную подборку интервью с Жюлем Верном собрал известный советский литературовед и писатель Евгений Павлович Бра́ндис. И это очень интересно. Так что Жюль Верн сам рассказывает о себе? Слушайте. В занимательной форме фантастических путешествий я старался распространять тольк

Многие до сих пор восхищаются уникальному таланту французского писателя Жюля Верна. Мол, он в своих многочисленных произведениях, описал уникальные передовые технологии и изобретения, которые мир узнал и изобрел значительно позже. Я сам, в детстве зачитывался его фантастическими романами, перечитывая их по 10 раз. И тоже всегда восхищался уникальному таланту писателя - предвидеть будущее.

Жюль Верн
Жюль Верн

Так был ли Жюль Верн уникальным провидцем или все же, во многом, он опирался на реальные открытия и знания своего времени, то есть 19 века?

Для начала, давайте посмотрим, что же рассказывает сам Жюль Верн о своем провидческом даре и своих уникальных талантах, в многочисленных интервью журналистам Франции, Англии и США.

Самую интересную подборку интервью с Жюлем Верном собрал известный советский литературовед и писатель Евгений Павлович Бра́ндис. И это очень интересно. Так что Жюль Верн сам рассказывает о себе? Слушайте.

В занимательной форме фантастических путешествий я старался распространять только современные научные знания, знания 19 века.

-3

На замечание корреспондента о том, что во многих его романах содержатся удивительно точные предсказания научных открытий и изобретений – предсказания будущего, которые реально сбываются, Жюль Верн ответил:

- Вы преувеличиваете. Это простые совпадения, и объясняются они очень просто. Когда я говорю о каком-нибудь научном феномене, то предварительно исследую все доступные мне источники и делаю свои выводы, опираясь на множество фактов. Что же касается точности описаний, то этим я обязан всевозможным выпискам из книг, газет, журналов, различных рефератов и отчетов, которые у меня заготовлены впрок и исподволь пополняются. Все эти заметки тщательно классифицируются и служат материалом для моих повестей и романов. Ни одна моя книга не написана без помощи этой картотеки. Я внимательно просматриваю двадцать с лишним газет, прилежно прочитываю все доступные мне научные сообщения, и, поверьте, меня всегда охватывает чувство восторга, когда я узнаю о каком-нибудь новом открытии…

Английская журналистка Мэри Бэллок попросила Жюля Верна показать его знаменитую картотеку. Писатель очень неохотно допускал посторонних в картотеке, но для настойчивой журналистки сделал исключение.

-4

Он провёл её в библиотеку – просторную светлую комнату, уставленную вдоль стен высокими книжными шкафами, с громадным столом посредине, заваленным газетами, журналами, бюллетенями научных обществ и всякими периодическими изданиями. В шкафах, в определенном порядке были разложены бесчисленные выписки и заметки, нанесенные на карточки одинакового формата, вырезки из газет и журналов.

Всего, по словам Жюля Верна, у него накопилось картотека из двадцати тысяч карточек, содержащих интересные сведения по всем отраслям знаний и из всех уголков мира.

В библиотеке журналистка увидела множество книг по географии, геологии, астрономии, физике, технологии, записки путешественников, мемуары ученых, всевозможные энциклопедии и справочники, не говоря уже о прекрасном подборе художественной литературы. Были и книги Вальтера Скотта, Диккенса и Фенимора Купера.

Кто-то возразит, что Жюль Верн, в своих романах много описывает того, что еще не было известно или изобретено в 19 веке. Так ли это? Давайте разбираться вместе.

Берем самое любимое мое произведение французского писателя Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой».

-5

«Двадцать тысяч лье под водой» — это классический научно-фантастический роман, впервые опубликованный 20 марта 1869 года. Роман повествует о приключениях капитана Немо на построенной им уникальной подводной лодке «Наутилус» — технологическом чуде, второй половине 19 века. Так вот, что тут из уникального предвидения Жюля Верна? Что придумал писатель, чего не было известно в мире? Кто скажет многое, но оказывается ничего.

Для начала: Саму идею романа, основанной на подводном путешествии, Жюлю Верну подсказала французская писательница, революционерка и феминистка Жорж Санд.

-6

Именно она намекнула Жюлю Верну использовать в романе события польского восстания 1863 года против Российской империи. Но издатель Этцель уговорил писателя не ссориться с Россией и не терять, самый большой и главное прибыльный рынок почитателей его таланта. Жюль Верн переписал капитана Немо, сделав его сначала без какой-либо национальности, а потом – превратил в беглого индийского принца Даккара боровшегося с английскими колонизаторами.

-7

Существует мнение, что Жюль Верн в своем романе провидчески впервые описал акваланг, который якобы был изобретен лишь почти в середине 20 веке. Вот он дар провидца! Но это не так. Автономный аппарат для дыхания под водой – прототип современного акваланга был изобретен еще в первой половине 19 века.

-8

Так в 1825 году – британцем Уильямом Джеймсом была создана автономная экипировка для водолазов, воздух в шлем впервые поступал не с поверхности, насосом, а из специального резервуара, закрепленного на поясе.

А в 1830 году – американский испытатель И. Кондерт создает первый прорезиненный костюм с прикрепленным независимым резервуаром сжатого воздуха, достигнув герметичности конструкции.

В 1832 г. директор французской спасательной компании Л. Д'Ожервиль испытал свой аппарат для подводного плавания во время подъема грузов с затонувшего английского судна «Беллона». В его аппарате сжатый воздух помещался в наспинном баллоне из красной меди.

водолазный костюм Огюста Дейнериза 1865 года
водолазный костюм Огюста Дейнериза 1865 года

В 1865 году лейтенант французского флота Огюст Дейнеруз вместе с французским горным инженером Бенуа Рукеройлем создали экипировку, имеющую объемный резервуар с запасом кислорода, прикрепляемый на спину. Создали, почти современный акваланг.

Именно аппарат лейтенанта Огюста Дейнеруза для дыхания под водой и был описан Жюлем Верном в своем великом романе «20 000 лье под водой».

Все известные изобретения аппаратов для подводного погружения 19 века, как сам и утверждал Жюль Верн, и находились в знаменитой его картотеке. Вот, откуда такое подробное описание их действия и возможностей в романе. Как видите, никакой мистики. Жюль Верн не изобретал акваланг.

-10

А как же уникальное описание подводной лодки Наутилус? – спросят другие. И тут никакой фантастики. Для начала, что о Наутилусе говорит сам писатель Жюль Верн?

В 1904 году, во время очередного интервью, англичанин журналист, заметил, что новейшие конструкции подводных лодок свидетельствуют самым поразительным образом о воплощении в жизнь идей писателя.

На что, Жюль Вере возразил: - Тут опять-таки, нет никакого пророчества. Подводная лодка существовала и до появления моего романа. Я просто взял лучшие идеи и разработки, и то, что уже намечалось в действительности, и не более.

Это правда! Название «Наутилус», для субмарины капитана Немо Жюль Верн тоже позаимствовал.

"Наутилус" Роберта Фултона
"Наутилус" Роберта Фултона

«Наутилусом» называлась одна из первых подводных лодок, созданная английским инженером Робертом Фултоном, который в 1800 году представил её модель Наполеону Бонапарту.

-12

К тому же. На момент написания романа «20 тысяч лье под водой», во Франции уже был представлен французской проект самой крупной подводной лодки 19 века, под названием "Ныряльщик". Ее длина составляла 42,5 метра; ширина 6 метров; высота от киля до купола рубки 4,35 метра. Экипаж насчитывал 12 человек команды и одного офицера. Напомню, лодка было создана и испытана еще в 1863 году, то есть за 6 лет до написания романа Жюля Верна.

Кстати, на публичных испытаниях этой лодки присутствовал и наш Жюль Верн. Интересный момент: на длинном и остром носу у подлодки размещалась мина, которую нужно было закрепить на корпусе корабля. Но на испытаниях, лодка разогналась быстро и пробила своим острым металлическим носом дыру в корабле-мишени. Слава богу, мина не взорвалась. Корабль-мишень быстро затонул от пробоины в борту. Именно этот случай и вдохновил писателя Жюля Верна, в описании тактики нападения Наутилуса капитана Немо на вражеские корабли. Как вы помните, в романе Наутилус таранил длинным носом корабли противника.

Так же, субмарина капитана Немо имела электрический двигатель. Тут тоже нет ничего необычного. Электрические двигатели были уже хорошо известны с 1834 года и к середине 19 века уже широко применялись. Во время написания романа уже велись первые исследования, использования электродвигателей на подводных лодках. Короче, ничего нового.

Да, в романе Наутилус погружался на очень большие глубины и плавал с большими скоростями, но основные принципы были заимствованы автором из реальных изобретений 19 века.

Кстати, когда уже вышел роман и во всю, продавался в магазинах, Жюль Верн узнал, что подводные лодки не таранят суда, а используют мины и уже испытываются первые торпеды. Писатель бросился в издание и магазины, чтобы отменить продажу своей книги, даже пытался выкупить весь непроданный экземпляр, чтобы переписать возможности его литературного Наутилуса под новые современные возможности субмарин. Но уже было поздно. Почти все было распродано. Так морально старевший наутилус и ушел в народ.

-13

Ну, хорошо. С лодкой понятно! А как быть с полетами на Луну, описанными Жюль Верном? В 19 веке же о полетах на Луну никто и не помышлял и технологии такой не существовало? Так как же писатель додумался до такого? И тут нет никакой магии.

Полеты на Луну я бы разбил на две части: на саму идею полетов в космос или на Луну и на методах самого полета до Луны. Если первая часть – не нова, и ей уже грезили многие ученые и писатели с 17 века, то вторая была новаторской, хотя и несбыточной.

-14

В произведении «С Земли на Луну» гигантская пушка выстреливает главного героя на Луну. Повторю. Идеями полетов на Луну бредили еще с 17 века. И принцип доставки туда человека был всегда разным: от гигантских птиц и самодельных крыльев до воздушных шаров и даже ракет. Не суть.

Но вот идею, использовать для полета на Луну, именно пушку, подсказал Жюль Верну его друг и коллега из кружка воздухоплавателей, бывший артиллерийский офицер, физик и астроном Жак Бабинэ.

А теоретические расчёты для книги Жюля Верна подготовил известный французский математик Анри Гарсэ. Именно друзья Жюля и убедили его, что чисто теоретически, если построить огромную пушку с длинным стволом, то можно ее снаряд запустить даже до Луны. И хотя Жюлю хорошо объяснили, что человек в снаряде точно бы погибнет при старте, писателю понравилась сама идея и убедительные расчеты друзей. Осталось лишь додумал детали и все. Роман готов.

Роман "Плавающий город"
Роман "Плавающий город"

С романом «Плавающий город» Жюлю Верну просто повезло. Ничего придумывать даже не пришлось. Сюжет подсказала писателю сама жизнь.

пароход-гигант «Грейт Истерн»
пароход-гигант «Грейт Истерн»

В 1858 году со стапеля сошел океанский пароход-гигант «Грейт Истерн». Именно этот пароход некоторые исследователи сегодня выдают за свидетельство "допотопной цивилизации". Именно он и послужил прототипом для написания Жюлем Верном его произведения Плавающий город. Ведь именно на этом гиганте того времени, писатель и совершил свое путешествие в Америку весной 1867 года.

И в самом деле, длина гигантского парохода-города составляла два футбольных поля – 211 м, а ширина – более 25 м. Не намного меньше Титаника. Да и по внутреннему убранству он тоже мало уступал Титанику. Короче, настоящий плавающий город.

А теперь, давайте рассмотрим «Путешествие к центру Земли» — научно-фантастический роман, впервые опубликованный в 1864 году и рассказывающий о путешествии, совершенном группой исследователей, через жерло потухшего вулкана, в полую землю. И что тут фантастичного? Сама идея, нет.

капитан Джон Кливс Симмс-младший и Полая Земля
капитан Джон Кливс Симмс-младший и Полая Земля

Идея о полой земле не нова. Она уже вовсю, обсуждается с 17 века и особо популярна, именно в 19 веке. У этой теории много сторонников и сегодня, в 21 веке. И попасть вовнутрь Земли, по мнению многих исследователей можно было именно через огромные дыры у полюсов или через туннели. В первой половине 19 века американский офицер и преподаватель капитан Джон Кливс Симмс-младший даже планировал организовать проход в полую Землю. Но американское правительство отказалось финансировать. Эту идею путешествия вглубь Земли и взял за основу французский писатель Жюль Верн в своей книге.

"Альбатрос"
"Альбатрос"

А как же «Альбатрос» — фантастический летательный аппарат из романа Жюля Верна «Робур-Завоеватель». «Альбатрос» описывается как летающий корабль, который движется при помощи винтов, как вертолет.

Как же так, описав «Альбатрос», Жюль Верн предсказал изобретение вертолёта, но реальный вертолет, вроде бы был изобретен лишь на рубеже конца 19 и начала 20 века. И это опять не совсем так.

Гюстав Понтон д’Амеркур и его проект вертолета
Гюстав Понтон д’Амеркур и его проект вертолета

В 1861 и 1862 годах французский изобретатель, лучший друг Жюля Верна Гюстав Понтон д’Амеркур получил французский и английский патенты на проект вертолёта.

-20

Один из его проектов, созданный совместно с де Лаланделем, назывался «Аэронеф» и представлял собой подобие корабля, снабжённого двумя группами несущих винтов — каждая на общем валу, горизонтальным воздушным винтом, обеспечивающим поступательное движение, а также крылом большой площади.

И проект французских изобретателей на испытаниях показал хорошие результаты. Корабль смог оторваться на несколько метров от земли и пролетел над площадью. На показательных полетах этого вертолета присутствовал и сам Жюль Верн. Вдохновленный увиденным он, и придумал свой летательный аппарат "Альбатрос".

-21

Жюль Верну приписывают пророческое изобретение видеотелефона – устройства, передающее изображение на расстояние. Роман Жюля Верна «Париж в XX веке» из цикла «Необыкновенные путешествия», написан в очень редком для писателя стиле антиутопии. Но и тут облом. Во-первых, точная дата написания романа точно не известна, так как роман впервые был напечатан только в 1994 году.

Но этот роман был написан внуком Жюля Верна, и выдан, как хранившийся в архивах деда и не изданный. Многие романа, сегодня приписанные Жюлю Верну, были написаны его сыном и внуком, жившие в 20 веке. Они описывали изобретения 20 века и выдавали их за пророческий дар своего деда. В 1905—1919 годах сын Жюля Верна Мишель Верн, в сговоре с редактором, опубликовал несколько своих романов под именем своего отца. Создавалось ложное впечатление, что Жюль Верн действительно имел провидческий дар, так как мог описать изобретения, достижения и открытия начала 20 века.

Из числа уже официально доказанных поддельных романов — это «В погоне за метеором», «Дунайский лоцман», «Кораблекрушение „Джонатана“» и «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака», повесть «Вечный Адам» и роман «Маяк на краю света». А сколько не доказанных? Только страшно подумать. Так и рождаются мифы о пророческом даре. Нас дурят, а мы верим.

После смерти сына, писательской деятельностью занялся и внук Жюля Верна – Жан. И опять, на свет появились, якобы не изданные ранее, случайно найденные, в пыльных архивах семьи, пророческие романы Жюля Верна. Подобная махинация шла только на пользу продажам новым якобы неизданным при жизни книгам известного фантаста. Всем хорошо. И Жюлю Верну хорошо – он якобы прорицатель и наследникам с издателем – они богаты.

Во-вторых, еще в 1879 году, в Америке уже появилась концепция видеотелефона с широким экраном, который передавал свет и звук. Устройство успешно прошло испытание и получило название «телефоноскоп». Изобретение было приписано Томасу Эдисону. Поэтому даже сам Жюль Верн вполне мог знать об этом изобретении, еще при жизни.

-22

И так далее… Как видите, ничего принципиально нового Жюль Верн не придумывал, никакого предвидения, никакого чуда. Все просто и никакой магии. Он лишь собирал передовые знания, и теории своего времени, сведения об изобретениях и открытиях 19 века, и описывал все это в своих якобы фантастических произведениях. Да и его сын с внуком солидно подсобили, в рекламе пророческого дара. Сегодня добрая половина произведений, якобы написанных Жюлем Верном, не его труд, а писательская деятельность его сына и внука. Скоро и правнуки подкинут, что-нибудь из раннего Жюля. Но не суть. Не будем о грустном.

Все равно произведения, под брендом Жюль Верн, оставили неизгладимый след на умы многих людей всего мира. За это ему или всей его семье, и большое спасибо!

Не забываем подписаться на мой канал, поставить лайки и оставить комментарии!!!