Найти в Дзене
ВЗГЛЯД

«Картофельная голова»: испанскую скульптуру изуродовали реставраторы-любители

В испанском городе Паленсия вспыхнул скандал, связанный с очередной неудачной реставрацией, которая пополнила печально известный список провалов в сфере охраны культурного наследия. Местные жители возмущены результатом «восстановления» скульптуры 1923 года — голова статуи теперь больше напоминает карикатурного персонажа, чем изящный барельеф улыбающейся женщины. Резьба, украшавшая фасад одного из зданий местного банка, пострадала от времени и нуждалась в деликатном вмешательстве. Однако вместо профессионалов работу поручили энтузиастам без должной квалификации. В итоге лицо скульптуры утратило все черты прежней утончённости и приобрело нелепые формы — неровный нос, вытаращенные глаза, странно открытый рот и искажённые пропорции. Местные жители прозвали её «картофельной головой». Художник Антонио Гусман Капель, проживающий по соседству, опубликовал в сети фотографии изуродованной скульптуры. Он выразил недоумение по поводу решения доверить такую работу непрофессионалам, отметив, что отв

В испанском городе Паленсия вспыхнул скандал, связанный с очередной неудачной реставрацией, которая пополнила печально известный список провалов в сфере охраны культурного наследия. Местные жители возмущены результатом «восстановления» скульптуры 1923 года — голова статуи теперь больше напоминает карикатурного персонажа, чем изящный барельеф улыбающейся женщины.

Резьба, украшавшая фасад одного из зданий местного банка, пострадала от времени и нуждалась в деликатном вмешательстве. Однако вместо профессионалов работу поручили энтузиастам без должной квалификации. В итоге лицо скульптуры утратило все черты прежней утончённости и приобрело нелепые формы — неровный нос, вытаращенные глаза, странно открытый рот и искажённые пропорции. Местные жители прозвали её «картофельной головой».

Местные жители и эксперты возмущены тем, что ответственные лица нанимают дилетантов
Местные жители и эксперты возмущены тем, что ответственные лица нанимают дилетантов

Художник Антонио Гусман Капель, проживающий по соседству, опубликовал в сети фотографии изуродованной скульптуры. Он выразил недоумение по поводу решения доверить такую работу непрофессионалам, отметив, что ответственность лежит не только на исполнителе, но прежде всего — на тех, кто дал ему заказ.

Местный художник Антонио Гусман Капель опубликовал фотографию соседней резьбы, чтобы показать, насколько небрежной была реставрация
Местный художник Антонио Гусман Капель опубликовал фотографию соседней резьбы, чтобы показать, насколько небрежной была реставрация

После того как изображения «реставрации» облетели интернет, к критике присоединилась и Профессиональная ассоциация реставраторов и консерваторов Испании (ACRE). В официальном заявлении представители организации подчеркнули, что это вмешательство не может быть признано реставрацией и свидетельствует об отсутствии профессионального подхода.

Скульптура была открыта в 1923 году, но теперь она, по-видимому, изуродована навсегда
Скульптура была открыта в 1923 году, но теперь она, по-видимому, изуродована навсегда

Ситуация напомнила о других громких провалах: в частности, о реставрации фрески Иисуса в испанском городе Борха, выполненной в 2012 году 81-летней прихожанкой Сесилией Хименес. Тогда изображение Христа превратилось в нечто, прозванное «Monkey Christ», и вызвало международный ажиотаж. Парадоксально, но в итоге это принесло городу волну туристов и экономический эффект, превратив провал в маркетинговую удачу.

Оригинал и результат "реставрации"
Оригинал и результат "реставрации"

В Паленсии же, несмотря на вирусную популярность, пока не наблюдается ни притока туристов, ни утешительных комментариев. Толпы зевак собираются у фасада здания на улице Калле Майор, 9, чтобы своими глазами увидеть очередной пример халатного отношения к культурному наследию. А имя или имена «реставраторов» по-прежнему держатся в секрете.

Президент ACRE Мария Борхас заявила, что подобные случаи происходят в Испании слишком часто, и назвала положение национального наследия тревожным. По её словам, без системного подхода к охране памятников такие «реставрации» будут повторяться.

Останется ли «картофельная голова» на своём месте или её вновь попытаются восстановить — пока неизвестно. Но ясно одно: у испанской скульптуры появилась новая трагикомическая глава в истории.