В 2022 году мы с женой и ребенком репатриировались в Израиль с помощью РИКЦ. О своих еврейских корнях я знал давно, еще со школьных времен. Родители очень ими гордились и много рассказывали о своих предках – польских евреях. Правда вот с документами были проблемы – в семейных архивах ничего о бабушке не нашлось, а в свидетельствах о рождении родителей значилось, что они русские. Узнать это было неудивительным, ведь из-за антисемитских настроений в СССР евреи часто писали неверную национальность детей и называли их русскими именами.
Я обратился в РИКЦ, где генеалоги отыскали в польских архивах документы бабушки и даже ее родителей. Нас подготовили к собеседованию – отдельное спасибо специалистам по персональному обслуживанию, которые по ролям проигрывали с нами сцены общения с консулом, – и мы прошли его проверку. Получили визу репатрианта, проговорили дальнейшие шаги со специалистами РИКЦ, а дальше дело оставалось за малым. И мы полетели в Израиль.
На хорошую работу я не рассчитывал
В России я работал врачом. И знал, что отношение к этой профессии в Израиле особое – российский диплом явно не станет серьезным аргументом. Поэтому я готовился к худшему сценарию – работать грузчиком или разнорабочим. Но все обошлось.
Как и полагается, нас встретили в аэропорту, выдали наши документы, а чуть позже по совету куратора я подал диплом в Министерство образования на легализацию. Да, очередь на проверку была большой – около 2 месяцев. Но мы как раз в это время учились в ульпане, поэтому проблем с ожиданием не было.
Сразу хочется отметить, что помощь мы получили хорошую:
- Нам при встрече в аэропорту выдали сумму, которой вполне хватило бы на первое время, даже если бы мы приехали совсем без денег.
- Зарегистрировали в больничной кассе – в случае чего платить в больнице не пришлось бы;
- И, конечно же, нам были предоставлены курсы иврита. Большим плюсом стала и возможность подработки во время обучения в ульпане. Я как врач по образованию устроился ухаживать за пожилыми людьми.
Но больше всего меня удивило радушие и доброжелательность людей. В Министерстве алии нам помогли во всем, от поисков жилья до трудоустройства, в том числе и с изучением иврита и оформлением документов.
Учиться мне пришлось дольше, чем я планировал
Диплом мне легализовали. Но не совсем так, как хотелось бы. Для получения права на самостоятельную работу еще нужно было получить лицензию. А для этого сдать экзамен на иврите. В общем, помимо базового курса языка мне пришлось изучать профессиональный. Благо в Миналии мне дали ваучер и на него. А вскоре помогли и с трудоустройством по профессии – теперь я работаю под руководством опытного врача. К слову, он тоже неплохо говорит по-русски, и отношения у нас складываются хорошо.
Жена и ребенок адаптировались быстрее
Когда мы переезжали, дочке как раз исполнилось 3 года. Поэтому в детский сад она пошла уже в Израиле. Среда сделала свое дело – на иврите дочка сейчас говорит и понимает лучше, чем на русском. Жена тоже быстро осваивала язык – сказалось общение с другими мамами на детских площадках.
К слову, живем мы в Хайфе, и русскоговорящих людей тут очень много. Примечательно, что почти каждый из них помогает чем может.
Даже когда мы сняли квартиру – абсолютно пустую и с белыми стенами, стоило кинуть клич в Telegram, и нам помогли собрать все необходимое. Одна семья даже отдала кухонный гарнитур, причем бесплатно.
То есть самое важное, что я тут увидел – это бесконечная поддержка репатриантов как государством, так и гражданами страны. Здесь ты чувствуешь, что не один, что тебя в любом случае не бросят на произвол судьбы. Ведь в Торе сказано, что еврей должен помогать другому еврею, и, кажется, абсолютно все придерживаются этого правила. На самом деле меня это потрясает до сих пор.
Как мы живем сегодня
Знаете, чем отличаются евреи и россияне? Первые очень дружелюбны и готовы стоять за своих стеной, а вот вторые любят позлорадствовать. Когда в октябре 2023 года разгорелся военный конфликт, и мы впервые услышали звуки бомбежки, многие написали мне в соцсетях, мол, вот тебе, предатель, заслужил, и не надо теперь в Россию возвращаться! А я, собственно, и не собирался. Не так тут страшно, как говорят в новостях.
Живем мы мирно. Но в квартире есть комната, в которой можно укрыться, если город будут бомбить. Конечно, были моменты, когда было страшно и приходилось воспользоваться той самой комнатой, но сейчас все хорошо. Я привык к сиренам, привык к укладу жизни, религиозным и культурным особенностям – и выстроил свой быт:
- 5 дней в неделю я работаю – с воскресенья по четверг. Как ни странно, главный выходной тут суббота. Причем выходной это в полном смысле слова – отдыхают все, даже магазины закрыты и общественный транспорт не ходит.
- На работу я добираюсь на автобусе. Ехать до больницы всего пару остановок, поэтому пока не вижу смысла покупать машину. Хотя права я обменял на израильские.
- Работать в Израиле мне нравится больше. Зарплата здесь неизмеримо больше, чем моя российская. Конечно, и траты здесь выше. Если не переводить шекели в рубли, то даже здешних ценах уровень жизни у нас на порядок выше.
- Еще один важный аспект, который мне нравится в работе – это возможность собственных научных изысканий и сотрудничества со стартапами в сфере биофармы. Здесь каждый врач продолжает учиться и значительную долю своего времени посвящает науке. Я считаю, это круто. Ведь в эту профессию нужно идти исключительно по призванию, с интересом и искренним желанием помочь своим пациентам.
- Работаю я с 8 до 17, после чего возвращаюсь домой. Летом по вечерам мы частенько отправляемся на пляж. В этом плане нам повезло – добраться можно очень быстро. Пляжей в Хайфе много – самым крутым считается Дадо. Но нам ближе ездить на Кармель. Собственно, нам там все нравится. Можно и искупаться, и позагорать, и перекусить в кафешке на побережье.
Поначалу я удивлялся, когда видел, что израильтяне так много времени проводят со своей семьей – практически каждый вечер на улицах, в парках и на пляжах встречаешь семьи, гуляющие с детьми. А теперь я и сам так делаю. В России я себе не мог этого позволить – был хронически занят и сильно уставал.
Еще одна вещь, которая сначала меня шокировала, а теперь нравится – это шаббат. Этот день все проводят со своими семьями. И так установлено религиозными предписаниями.
Жена тоже нашла работу
Не сказать, что полноценную – на 4 часа в день. Детский сад здесь работает с 7 до 14, поэтому если идти на полный день, то пришлось бы нанимать няню. Жена работает в русском магазине и зарабатывает немного. Конечно, она бы и вовсе могла сидеть дома и заниматься ребенком и бытом, но мы решили, что работа поможет ей быстрее адаптироваться и заговорить на иврите. Первое оправдалось, а второе – не очень. Ведь в русскоговорящем коллективе мало кто использует официальный язык Израиля. Но я всегда готов ей помочь с переводом, а работа ей приятна. Так что ни на что не жалуемся.
Наш отдых и знакомство с Израилем
Когда мы учились в ульпане, практически каждые выходные нам предлагались экскурсии. И, конечно же, мы использовали каждую возможность, чтобы познакомиться со страной поближе. Все же мы не считали, что Хайфа нам подходит на 100% – выбрали этот город только потому, что многие русские приезжают сюда, в том числе и наши знакомые. Мы рассматривали и возможность переезда. Так, мы побывали во многих местах:
- Ездили в Иерусалим к Стене Плача. Атмосфера там впечатляющая. Да и сам старый Иерусалим нам очень понравился – что ни дом, то историческая достопримечательность.
- Были в Тель-Авиве и Яффо. Это вообще похоже на путешествие в будущее, а потом сразу прошлое. Потрясающий город.
- Также были в Назарете, Ашдоде и Акко. В этих местах живет история, а не настоящее. И это тоже очень впечатляет.
- Ездили на озеро Кинерет. Там как раз проходил фестиваль. Мы хорошо отдохнули.
Но другого места для жизни мы так и не выбрали. С помощью Миналии и центра занятости мне удалось получить место в больнице в Хайфе, и я им полностью доволен. Цены на аренду здесь тоже мало чем отличаются от других городов. А если брать Тель-Авив или Иерусалим – там и вовсе значительно дороже.
Как мы уживаемся с хасидами и кашрутом?
Этот вопрос почему-то мне тоже часто задают друзья, оставшиеся в России. Но нас эти факторы никак не беспокоят. Да, многие соблюдают правила кашрута и не едят свинину, не готовят в одной посуде мясные и молочные блюда. Но мы как-то и не думали внедрять это правило в свою жизнь. С тех пор как жена устроилась в русский магазин, проблем с покупкой мяса у нас не возникает – оно там всегда есть. Овощи и фрукты мы чаще покупаем на рынке – там дешевле и свежее. К слову, питание в Израиле у нас стало даже лучше:
- Тут круглый год тепло, всегда есть свежие овощи, фрукты и ягоды. Цены на них невысокие, поэтому покупаем регулярно.
- Рядом море. Поэтому можно купить любую рыбу, причем свежую, а не перемороженную. Так что она тоже часто присутствует в нашем меню.
- С бакалеей тут тоже вопросов никаких – есть любые крупы, макароны и т. п.
Относительно хасидов, а если говорить правильнее – ультраортодоксов, мы их встречаем редко. Возможно, поэтому они нам и не доставляют особых хлопот. Арабов встречаем чаще. Первое время я как-то внутренне напрягался, а сейчас отношусь к ним спокойно. У нас, например, в больнице тоже есть сотрудники арабы – работают наравне с другими, и отношения с ними у всех хорошие.
Что меня до сих пор удивляет в Израиле?
Наверное, тут я могу назвать только один факт – это вооруженные люди на улицах города. Сначала было страшновато. Но потом наши друзья рассказали, что это служащие ЦАХАЛа, оборонительные силы города, поэтому стало довольно спокойно.
Еще один нюанс – это потребность постоянно носить документы с собой. Военные могут запросто остановить на улице и потребовать Теудат-зеут. Со мной такое пару раз было. Посмотрели и отпустили.
Конечно, у Израиля специфическая атмосфера – жизнь здесь сильно отличается от жизни в России. Но живется нам тут хорошо. Не жалуемся и возвращаться не планируем. Война закончится, а перспективы карьерного роста и хороший уровень жизни останутся. Думаю, что когда буду работать главврачом, то мы и квартиру себе в ипотеку взять сможем. В общем, я тут уже более 2 лет и с каждым днем все сильнее осознаю, что принял верное решение, а страх перед будущим, который окутывал нас с женой в первое время, абсолютно нормален – так работает наш мозг.
Мы очень благодарны РИКЦ за быструю и качественную работу на всех этапах. До сих пор с теплом вспоминаем Веру, нашего менеджера персонального обслуживания, которая была с нами внимательна и сильно поддерживала. Такого по-человечески бережного обращения ты даже не ожидаешь получить. Приходишь – и тебя окружают спокойствием, уверенностью и искренностью, ими мы научились окружать себя сами в Израиле, но положили этому начало в РИКЦ.
Нисколько не жалеем затрат – для такого высокого сервиса с настоящими профессионалами своего дела и гарантированным получением гражданства цены даже не высокие. Спасибо еще раз. РИКЦ внес большой вклад в нашу репатриацию, и мы об этом помним.