Найти в Дзене
Свободный вход

Третьяковка на ВДНХ. Портал в идеальное прошлое

Выставка, которую подготовили специально к открытию Павильона №1, или Центрального, на ВДНХ не слишком большая, но это правильно. Она не отвлекает внимание от двух главных экспонатов: самого здания и огромного горельефа «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» (1954). Я - Нора и я люблю искусство. Совершенно обывательски и
потребительски. Готова ходить по выставкам, музеям и просто по Москве
бесконечно. Но мои заработки не всегда успевают за моей жаждой
прекрасного, поэтому я ищу искусство со скидкой, а еще лучше -
бесплатно. Здесь я делюсь всем, что нашла. Павильон прекрасен и внутри, и снаружи. Но я не могла избавиться от впечатления, что, заходя внутрь, попадаешь в некую локацию компьютерной игры с идеальной графикой. Настолько оглушает то, что видишь: купольный зал, колонны, проходы, панно, лепнина... Все даже слишком прекрасно и монументально для современного пластикового мира. Картины разместили не на стенах , а на специально выстроенных временных перегородках. На стенах

Выставка, которую подготовили специально к открытию Павильона №1, или Центрального, на ВДНХ не слишком большая, но это правильно. Она не отвлекает внимание от двух главных экспонатов: самого здания и огромного горельефа «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» (1954).

Я - Нора и я люблю искусство. Совершенно обывательски и
потребительски. Готова ходить по выставкам, музеям и просто по Москве
бесконечно. Но мои заработки не всегда успевают за моей жаждой
прекрасного, поэтому я ищу искусство со скидкой, а еще лучше -
бесплатно. Здесь я делюсь всем, что нашла.

Павильон прекрасен и внутри, и снаружи. Но я не могла избавиться от впечатления, что, заходя внутрь, попадаешь в некую локацию компьютерной игры с идеальной графикой. Настолько оглушает то, что видишь: купольный зал, колонны, проходы, панно, лепнина... Все даже слишком прекрасно и монументально для современного пластикового мира.

Колоннады. Но главный вход все еще реставрируется. Фото автора.
Колоннады. Но главный вход все еще реставрируется. Фото автора.

Картины разместили не на стенах , а на специально выстроенных временных перегородках. На стенах же - то, что изначально и предполагалось увидеть по задумке Е.А. Столярова и Ю.В. Щуко, создававших Павильон в 50х. Ну, почти что. Это, например, картина Павла Соколова-Скали, созданная в 1950-х годах, под названием «Штурм Зимнего дворца». А в центральном зале - два из четырех сохранившихся панно, посвященные не труду, а учебе и отдыху. В 50х было важно показать, что народ, измученный Великой Отечественной, теперь наконец-то может просто жить.

Главный зал и два сохранившихся панно. Фото автора.
Главный зал и два сохранившихся панно. Фото автора.

Редкий случай, когда выставка не доминирует над помещением. И не украшает его. Она, скорее, объясняет, звучит в унисон, но никак не выпячивается на первый план. Эта деликатность лично для меня стала полным сюрпризом, я-то шла в первую очередь "на Третьяковку".

Вот так "вписали" картины и другие предметы из Третьяковки. Фото автора.
Вот так "вписали" картины и другие предметы из Третьяковки. Фото автора.

И хотя выставлены очень и очень достойные художники, все внимание оттягивает на себя горельеф. Он вообще не планировался к восстановлению, когда в 2014 году реставрация только начиналась . Горельеф был обретен, как икона: его считали утерянным, но вдруг нашли при демонтаже фальш-стены.

Горельеф вернулся на свое изначальное место. Фото автора.
Горельеф вернулся на свое изначальное место. Фото автора.

Создатель - Евгений Вучетич вместе с командой скульпторов. В первом ряду изображены реальные люди, герои труда. Это создало определенные проблемы для реставраторов: какие-то детали пришлось воспроизводить по фото. Ориентировались на самую последнюю версию горельефа, откуда еще в годы борьбы с культом личности убрали профиль Сталина. И добавили ребенка, державшего в руках голубя мира. В самой первой версии мужчина и женщина на первом плане несли изображение герба СССР. Горельеф кажется очень объемным, прямо на зрителя движется огромная колонна, заполонившая проспект. На деле же его глубина около 60 см, в это совершенно не верится, пока не подойдешь вплотную.

Горельеф. Фото автора.
Горельеф. Фото автора.

Это бронза, но все складки, включая складки знамен, выглядят естественно.

Фрагмент. Фото автора.
Фрагмент. Фото автора.

Как вы поняли, Павильон произвел на меня такое впечатление, что сама выставка только слегка коснулась сознания.

Картины идеального будущего. Взгляд из прошлого. Фото автора.
Картины идеального будущего. Взгляд из прошлого. Фото автора.

Вход сюда не свободный, но отданные 400 рублей кажутся несерьезной ценой за такие впечатления. К тому же можно дополнить поход на ВДНХ совершенно бесплатными выставками. Про одну я уже успела написать вот здесь.

В первом комментарии - ссылка на страничку Павильона, если платить по СПБ, билет обойдется дешевле.