Найти в Дзене
Злая зая

Сияние. Как снимали самый страшный фильм всех времен. 90 интересных фактов.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

Фильм «Сияние» по роману Стивена Кинга до сих пор будоражит сознание любителей хоррора и считается эталоном этого жанра. Картина возглавляла многочисленные списки самых страшных фильмов в истории мирового кино.

1. Съемки длились 51 неделю вместо запланированных 17. Они стартовали в мае 1978 года и завершились в апреле 1979-го. Из-за того, что процесс создания "Сияния" значительно затянулся, Уоррен Битти и Стивен Спилберг были вынуждены отложить съемки кинокартин "Красные" и "Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега".

2. Картину можно назвать семейным проектом. Исполнительным продюсером "Сияния" был зять Стэнли Кубрика, а жена и дочь режиссера помогали ему с подбором музыки.

Фото из свободных источников. Стэнли Кубрик.
Фото из свободных источников. Стэнли Кубрик.
Фото из свободных источников. Стэнли Кубрик и Джек Николсон.
Фото из свободных источников. Стэнли Кубрик и Джек Николсон.
Фото из свободных источников. На съемках "Сияния"
Фото из свободных источников. На съемках "Сияния"
Фото из свободных источников. Стэнли Кубрик с женой.
Фото из свободных источников. Стэнли Кубрик с женой.

3. Когда Кубрик решил снимать «Сияние», он уже был именитым режиссером, а вот Стивен Кинг — лишь молодым писателем, известность которого только зарождалась. Режиссер говорил, что увидел в романе игру мысли, которая его очаровала, и он захотел передать распад личности главного героя, его лабиринты разума, порождающие чудовищ и призраков.

Фото из свободных источников.  Стивен Кинг.
Фото из свободных источников. Стивен Кинг.

4. Несмотря на звездность режиссера, его последний фильм, снятый перед «Сиянием», — «Барри Линдон» — оказался неудачным. Кубрику срочно нужна была реабилитация в виде чего-то необычного, такой картины, которую обязательно должны были оценить зрители и критики.

5. Стивену Кингу безусловно очень льстило внимание именитого режиссера, но он быстро разочаровался и не ожидал от выхода фильма ничего хорошего. Кубрик сократил количество мистики, в которую абсолютно не верил, но которая была визитной карточкой Стивена Кинга (призраки в фильме — это по большей части плод фантазии семьи Торранс). И абсолютно изменил финал: в книге отель сгорает, а Джек погибает в огне и дает возможность своей семье спастись; в фильме же отель остается поджидать новые жертвы, а главный герой замерзает, что совершенно не соответствовало задумке писателя об «искупительной жертве Джека».

6. Ввиду непримиримых разногласий и разное видение сюжета фильма, Кубрик отстранил Кинга от работы над сценарием и стал работать с любимой романисткой Дайаной Джонсон. В паре с ней он убирает из сценария важные для писателя психологические моменты, ведь главный герой являлся альтер эго Кинга.

Фото из свободных источников. Дайана Джонсон.
Фото из свободных источников. Дайана Джонсон.

7. Стивен Кинг был недоволен выбором актеров на главные роли. Венди в книге — стереотипная блондинка, которая не сталкивалась в жизни с серьезными трудностями, но все же она девушка с твердым характером. В фильме же уже сама внешность актрисы Шелли Дюваль говорила об опыте, страдании, слабости, зависимости. Что же касается Джека Николсона, то свое отрицательное отношение к актеру в этой роли писатель объяснил тем, что внешность и сформировавшаяся манера игры говорили о том, что актер уже не мог попасть в придуманый писателем типаж.

«Когда мы впервые видим Джека Николсона, мы сразу понимаем, что он ненормальный, как сортирная крыса. Все, что он делает, становится еще более ненормальным. А в книге это парень, который борется за свое психическое здоровье — и в конце концов теряет его. По-моему, это трагедия. В фильме нет никакой трагедии, потому что он на самом деле не меняется».

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

8. Стэнли Кубрик считал, что он убрал личностные истории героев, чтобы добраться до символизма романа, показать лицо Безумия и Зла. Некоторые кинокритики отмечают, что часто попадающие в кадр консервные банки с профилем индейца, индейская символика намекают нам на геноцид этой народности в США. Пишущая машинка Джека немецкого производства — символ Третьего рейха, а цифра 42, которая постоянно повторяется, — отсылка к году начала полномасштабного уничтожения евреев. На холокост указывает и нагромождение чемоданов, которые непонятно кому принадлежат.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

9. Поскольку Дэнни Ллойд был очень маленьким, и это был его первый фильм, Стэнли Кубрик всячески оберегал его. Во время съёмок Дэнни пребывал в уверенности, что снимается в драме, а не в фильме ужасов. Даже в сцене, где Венди кричит на Джека и уходит из Зала Колорадо, вместо Дэнни Ллойда Кубрик использовал манекен. Правду юный актёр узнал лишь несколько лет спустя, когда ему показали «Сияние» в очень сильно урезанном виде, а версию без купюр он впервые посмотрел лишь в 17 лет – 11 лет спустя после съёмок.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

10. "Сияние" – единственный фильм Дэнни Ллойда, исполнившего роль сына главного героя.

11. Шелли Дюваль доставалось больше других: Кубрик потребовал от всей группы, чтобы никто на съемках не здоровался с ней, не симпатизировал ей, не сочувствовал и не говорил комплименты. Сам же Кубрик постоянно критиковал ее игру, поддерживая актрису во взвинченном состоянии. Доходило даже того, что режиссер в присутствии всей команды кричал на Шелли, обвиняя ее в том, что она впустую тратит его время и время съемочной группы.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

12. События в книге происходят в комнате под номером 217, а не 237. Но это не простая случайность: в расхождении "виноват" орегонский отель "Тимберлайн-Лодж", на территории которого проводились съемки отдельных эпизодов. Руководство попросило изменить номер комнаты, чтобы постояльцы не боялись заселяться в злосчастный номер 217, и он не простаивал. Позднее фанаты фильма узнали о данной уловке, но известие никоим образом не омрачило репутацию отеля. Совсем наоборот: номер 217 на протяжении некоторого периода времени бронировался чаще, чем любой другой из имеющихся.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

13. Бесконечные дубли изматывали актеров: например, прежде чем сцена убийства Дика Хэллорана — чернокожего повара, удовлетворила режиссера, было снято 40 дублей. Актер Скэтмэн Крозерс, которому тогда было почти 70 лет, был на грани нервного срыва. Джек Николсон уговорил Кубрика проявить уважение к возрасту актера и не мучить его.

Фото из свободных источников. Скэтмэн Крозерс
Фото из свободных источников. Скэтмэн Крозерс

14. На главную роль в фильме «Сияние» рассматривали кандидатуры Роберта Де Ниро и Робина Уильямса. Впоследствии Кубрик отверг обе кандидатуры, потому что, по его мнению, Де Ниро был недостаточно психотическим для этой роли, в то время как Уильямс, наоборот, был слишком психотическим.

Фото из свободных источников. Роберт Де Ниро.
Фото из свободных источников. Роберт Де Ниро.
Фото из свободных источников. Робин Уильямс.
Фото из свободных источников. Робин Уильямс.

15. Кубрик включал музыку, которая потом звучала за кадром, прямо во время съемок, чтобы нагнести обстановку.

16. 127 дублей сцены, в которой Венди отступает от Джека по лестнице, размахивая битой, — это абсолютный рекорд на съемках, его занесли в Книгу рекордов Гиннесса. Но и остальные ключевые сцены Кубрик переснимал много раз, стремясь довести их до совершенства.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

17. Фильм снимали в лондонских павильонах. Чтобы передать приступы клаустрофобии, угнетения и преследования персонажей в гостинице, Кубрик использовал тяжелосбалансированную поддержку камеры, что позволило добиться плавных движений камеры в закрытых помещениях. На то время эта технология была абсолютно новой, поэтому производила сильный эффект на зрителей.

18. Кадр из «Сияния», в котором персонаж Джека Николсона заглядывает в проломленную дверь, стал одним из самых узнаваемых за всю историю кино. Для съемок этой сцены были изготовлены облегченные двери в ванную комнату, которые Николсон ломал без лишних усилий. Чтобы действие было правдоподобнее, на съемочную площадку заказали более тяжелые двери. Из-за этих нюансов знаменитую сцену снимали три дня. За это время Николсон собственноручно поломал около 60 дверей.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

19. Для съемок внешнего вида отеля из «Сияния» использовали настоящий отель «Тимберлайн-Лодж» в Орегоне.

Фото из свободных источников. отель «Тимберлайн-Лодж».
Фото из свободных источников. отель «Тимберлайн-Лодж».
Фото из свободных источников. отель «Тимберлайн-Лодж».
Фото из свободных источников. отель «Тимберлайн-Лодж».

Фото из свободных источников. отель «Тимберлайн-Лодж».
Фото из свободных источников. отель «Тимберлайн-Лодж».
Фото из свободных источников. отель «Тимберлайн-Лодж».
Фото из свободных источников. отель «Тимберлайн-Лодж».

20. Знаменитые кадры, где из-за дверей лифта льются потоки крови, снимали в течение целого года, пока режиссер не решил, что кровь наконец похожа на настоящую.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

21. В книге действуют живые кусты-животные, которые двигаются только тогда, когда на них не смотрят. Однако Кубрик поменял их на большой лабиринт из живой изгороди из-за того, что подобный спецэффект казался ему мало осуществимым. На строительство декораций снежного лабиринта в концовке фильма ушло 900 тонн соли и пенополистирола. Сам лабиринт был построен в натуральную величину на аэродроме возле «Elstree studios», причём в нём действительно можно было заблудиться.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

22. Все неудачные дубли режиссер приказал сжигать на заднем дворе, и черный дым иногда попадал в кадр.

23. Фраза «А вот и Джонни», которую говорил персонаж Николсона, вошла в историю кино. Это чистая импровизация актера: он решил развлечь съемочную группу, напомнив им одно популярное в то время шоу (ведущий начинал свою передачу именно этой фразой).

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

24. Чтобы погрузить съёмочную группу в необходимое психологическое состояние, Кубрик показывал им фильм «Голова - ластик» (1977). По словам актрисы Анжелики Хьюсто, которая в тот период жила с Николсоном, работа над фильмом настолько выматывала его, что, возвращаясь со съёмок, он падал в кровать и немедленно засыпал. А Шелли Дюваль до того вымоталась во время съёмки сцены, где Венди запирает Джека в продуктовом складе, что с ней чуть не случился обморок от перенапряжения.

25. Сцена, где Джек, разминаясь, бросает теннисный мяч в стену, была придумана Джеком Николсоном. В сценарии она была описана просто — «Джек не работает»

26. Чтобы снять кадр, где теннисный мячик подкатывается к игрушкам Дэнни, потребовалось 50 дублей.

27. Фотография 1921 года в концовке фильма подлинная с единственным изменением: голову Джека Николсона «прикрутили» к телу другого человека. Изначально Стэнли Кубрик намеревался собрать массовку и сделать фотографию, однако позднее он решил, что лучше подлинной фотографии ничего быть не может.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

28. В документальном фильме 2012 года «Комната 237» озвучивается масса теорий о возможных смыслах «Сияния».  Одна из этих теорий гласит, что Стэнли Кубрик помог правительству США подделать съемку высадки на Луну и что «Сияние» — это тонко завуалированное признание. Предполагаемые доказательства включают свитер Аполлон-11, который носил Дэнни Торренс, напиток астронавтов «Тан» в гостиничной кладовой и трансформацию жуткой комнаты №217 у Кинга в комнату №237 у Кубрика. В романе не упоминается комната 217, а вот расстояние от Луны до Земли составляет как раз 237 тысяч миль.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

29. Тони Бертон, сыгравший Лари Даркина, принёс на съёмочную площадку шахматы. Стэнли Кубрик, заядлый шахматист, не мог их не заметить. Несмотря на то, что съёмки заметно отставали от графика, Кубрик остановил съёмки на один день и весь день проиграл в шахматы с Тони. Бертон выиграл только одну партию, однако Кубрик поблагодарил его, сказав, что он давно не играл против такого сильного соперника.

Фото из свободных источников. Тони Бертон.
Фото из свободных источников. Тони Бертон.

30. Сценарий фильма был настолько существенно изменён во время съёмок, что Джек Николсон перестал читать новые версии, а читал только новые страницы, которые ему нужно было сыграть в следующей сцене.

31. В декорациях зала «Колорадо», где работает Джек, из-за интенсивной высокой температуры, производимой осветительными приборами, которые изображали солнечный свет за окнами, случился пожар. К счастью, к тому времени почти все сцены в нём были сняты. И хотя этого совсем не видно в кадре, но декораторам, восстанавливавшим декорацию зала после пожара, пришлось чуть-чуть опустить потолок.

32. В 1987 году Washington Post опубликовала статью Билла Блейкмора под названием «Сияющий секрет Кубрика: скрытый ужас фильма в убийстве индейцев». Блейкмор пишет: «Каждый кадр, слово и звук «Сияния» — о геноциде американских индейцев». Доказательства его теории включают в себя наличие индейских мотивов в декоре отеля и легенды о том, что Оверлук был построен на индейском могильнике. Многочисленные портреты и индейские орнаменты встречаются по всему отелю. «Вечеринка четвертого июля и само название отеля, «Oверлук», должны символизировать то, как Америка закрывает глаза на преступления, совершенные против коренных народов, так же, как зрители будут игнорировать все эти подсказки» — гласит статья.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

33. К моменту выхода фильма на экраны организация MPAA уже успела сделать постановление, не разрешающее присутствие крови на экране в трейлерах, которые не имеют возрастных рейтингов. Официальный рекламный ролик «Сияния» как раз состоял из одной знаменитой сцены, снятой единым кадром, где кровь хлещет из-за дверей лифтов, заливая холл гостиницы. Стэнли Кубрику пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить MPAA в том, что это ржавая вода, а не кровь.

34. В качестве камео можно увидеть дочь Стэнли Кубрика, Вивиан Кубрик, в сцене вечеринки. Она одета в чёрное платье и сидит на правой стороне дивана, ближайшего к бару, куда подходит Джек.

Фото из свободных источников.  Стэнли Кубрик с дочерью.
Фото из свободных источников. Стэнли Кубрик с дочерью.

35. Начальные панорамные кадры снимались в национальном парке Глейшер в штате Монтана. Озеро с маленьким островком, над которым проносится камера в самом первом кадре, — это расположенное там же озеро Сент-Мэри.

36. В дополнительных материалах к фильму «Создание «Сияния» можно услышать рассказ дочери Кубрика Вивиан о том, что режиссёр запрещал остальным актёрам выражать сочувствие Шелли Дюваль из- за постоянных придирок Кубрика. В самом фильме можно услышать, как Кубрик говорит Вивиан: «Не жалей Шелли». А потом, обращаясь к Дюваль: «Тебе это не поможет».

37. Чтобы поддерживать в Николсоне нужный уровень ярости, Кубрик на площадке заставлял его есть только то, что актёр ненавидит, например, сэндвичи с сыром.

38. Идея с движущимся указательным пальцем во время разговора с Тони принадлежит самому Дэнни Ллойду. Он начал непроизвольно сгибать палец ещё на самом первом прослушивании.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

39. Для сцен, где зритель слышит, как Джек печатает, но не видит его, Кубрик попросил профессиональную машинистку напечатать несколько раз «All Work And No Play Makes Jack A Dull Boy» и записал звук на плёнку, потому что верил в то, что каждая клавиша звучит по-разному и хотел добиться максимальной аутентичности.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

40. Кубрик хотел видеть Венди Торранс более покорной и зависимой от мужа, нежели героиня Стивена Кинга. Джек Николсон же, прочитав роман, просил режиссёра отдать роль Венди Джессике Лэнг.

Фото из свободных источников. Джессика Лэнг.
Фото из свободных источников. Джессика Лэнг.

41. Каждый раз, когда Джек говорит с призраком, в комнате непременно присутствует зеркало, за исключением сцены, где Джек запрет в кладовой, потому что там он разговаривает с Грэйди через дверь.

42. Роман «Сияние» стал первым романом Кинга, запрещённым в некоторых школьных библиотеках. Причина – «образ жестокого родителя». Более ранний роман, «Кэрри», начали запрещать позднее, из-за того, что в нём «неприглядно показано школьное обучение».

43. Для Лин Белдам (молодая женщина в ванной номера 237) и Билли Гибсон (пожилая женщина в ванной номера 237) «Сияние» стал первым и единственным фильмом в карьере.

44. Впервые Кубрик обратился к Кингу по поводу экранизации «Сияния», позвонив ему рано утром по телефону (Англия находится на пять часовых поясов впереди штата Мэн). Кинг, страдавший в то утро от тяжёлого похмелья, был шокирован ранним звонком. Стивен позднее вспоминал, что первое, о чём спросил его Кубрик, было: «Как по-вашему, истории о призраках по своей сути оптимистичны? Ведь они подразумевают, что после смерти что-то есть?» «А как насчёт ада?» - спросил Кинг. – «Я не верю в ад» - ответил Кубрик. На это Кинг сказал, что многие люди верят в ад, и он пугает их сильнее, чем смерть. Это помогло Кубрику лучше понять атмосферу романа.

45. По словам Стивена Кинга, название романа взято из песни Джона Леннона «Instant Karma». В припеве есть строчки: «We all shine on» («Мы все продолжаем сиять»).

46. В сцене, где Венди приносит Джеку завтрак, зритель видит отражение Джека в зеркале. На нём футболка с надписью «Стовингтон». В фильме это не упоминается, но согласно книге, это название школы, в которой Джек работал учителем.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

47. Декорации лабиринта существовали в трех вариантах: один на аэродроме — для летних сцен, другой на открытой съемочной площадке студии — для зимних, со снегом из соли и пенополистирола, а также третий, неполный, в павильоне — для кадров в финале. Лабиринт был сделан из сосновых брусьев, обшитых фанерными щитами, создававшими свободные коридоры, по которым могла перемещаться группа. На практике, правда, это только запутало лабиринт еще больше и люди постоянно терялись. Один из самых впечатляющих кадров с лабиринтом — панорама на него сверху. Это спецэффектный кадр, для которого была построена миниатюра лабиринта. Ее снимали с высоты порядка 180 сантиметров. Далее была снята центральная часть декорации лабиринта, по которой бродили Шелли Дювалл и Дэнни Ллойд. Затем эти два кадра соединили вместе. Добавим, что ближе к концу съемок часть декораций отеля пострадала от пожара, благо основной материал к тому моменту уже был снят.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

48. Кубрик хотел, чтобы роль Дика Хэллорана сыграл Слим Пиккенс, но тот заявил, что после «Доктора Стрейнджлава» не желает работать с Кубриком. Скэтмена Крозерса на роль Дика Хэллорана предложил Джек Николсон.

49. Для создания интерьеров «Оверлука» Кубрик отправил фотографов в несколько десятков отелей по всей Америке. Потом он отобрал лучшие фото. Мужской туалет с красными стенами скопирован с туалета отеля «Билтмор» в Аризоне, а Зал Колорадо – с зала в отеле «Ахвани» в парке Йосемити. Сходство получилось настолько сильным, что люди, попадая в «Ахвани», спрашивают, не здесь ли снимали «Сияние».

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

50. Когда оператор Гаррет Браун подписывал контракт на работу над «Сиянием», ему сказали, что съёмки продлятся 6 месяцев, поэтому он тут же принял предложение поработать на съёмках «Рокки 2», которые должны были начаться как раз через полгода. Однако работа над «Сиянием» растянулась почти на год, и Браун был вынужден еженедельно летать «Конкордом» из Лондона, где снимали «Сияние», в Филадельфию, где снималась вторая часть «Рокки».

Фото из свободных источников. Гарри Браун на съмках фильма Рокки"
Фото из свободных источников. Гарри Браун на съмках фильма Рокки"

51. Сцена, в которой Хэллоран приезжает на «СноуКэт» в заснеженный «Оверлук», стала единственной, снятой при настоящем падающем снеге. Съёмка проходила в отеле «Тимберлайн» в Орегоне.

52. Стэнли Кубрик задумал снять сцены фильма в том порядке, в котором они идут в сценарии. Поэтому все декорации были в постоянной готовности и с выставленным светом.

53. Несмотря на жесткие требования Стэнли Кубрика ко всем, Джек Николсон признался в хороших рабочих отношениях с ним.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

54. На роль Дэнни Кубрик поначалу хотел взять Кэри Гаффи, мальчика, игравшего в «Близких Контактах Третьего Рода», но родители запретили сыну сниматься в фильме ужасов.

55. Художник Сол Басс сделал около 300 версий постера к фильму, прежде чем Стэнли Кубрик выбрал тот, который пришёлся ему по душе.

Фото из свободных источников. Сол Басс.
Фото из свободных источников. Сол Басс.

56. Несмотря на успех у критиков, фильм был номинирован на 2 премии «Золотая Малина»: «Худшая Актриса» (Шелли Дюваль) и «Худший Режиссёр».

57. Лабиринт был сооружён на прилегающем к студии «Эллстри» лётном поле. Зелёные ветви были закреплены на металлической проволоке, а внутри каркаса находились деревянные ящики. Сцены в лабиринте снимались с применением объектива 8,9 мм, который даёт угол обзора всего в 90 градусов, в результате чего стены лабиринта казались внушительнее.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

58. На роль Дэнни Торранса было просмотрено около 5000 кандидатов в течение 6 месяцев. Пробы проходили в Чикаго, Денвере и Цинциннати. Их проводил ассистент Кубрика Леон Витали и его жена Керсти. Юных актёров попросили прислать свои фото, на основе которых был составлен более короткий список из мальчиков, чью внешность сочли подходящей. Потом Витали просил их показать короткую сцену на камеру и все отснятые материалы отсылал Кубрику.

59. Несмотря на то, что в конце фильма, на фото с бала, мы видим дату 4 июля 1921 года, мелодии, звучащие на балу в исполнении «Ray Noble and His Orchestra», записаны гораздо позднее. «Midnight, the Stars and You» выпущена 11 февраля 1934 года, а «It’s All Forgotten Now» - 11 июля того же года.

60. В самом начале фильма живописные панорамные кадры сопровождает один технический ляп, допущенный посредством небрежного монтажа, — можно увидеть тень, которую отбрасывает съемочный вертолет.

61.Предполагалось, что мячик, брошенный Джеком об стену, отскочит от нее и попадет в линзу кинокамеры. Чтобы добиться нужного результата, потребовалась несколько дней: почти вся съёмочная группа поучаствовала в бросании мячика, при этом камера продолжала снимать абсолютно все попытки, чтобы не пропустить самую удачную.

62. Чернокожий повар открывает дверь в кладовку, дёргая ручку с правой стороны, а в следующем кадре мы видим, что он открыл дверь с левой стороны.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

63. Стэнли Кубрик потребовал права самому выбирать, кто будет дублировать героев фильма в других странах. В Испании выбор пал на Хоакина Хинохозу и Веронику Форке. У обоих практически не было опыта в дубляже, поэтому эта озвучка считается одной из самых неудачных.

64. Несмотря на мистику, в основе «Сияния» лежит простая человеческая драма о семье и проблемах, с которыми сталкиваются её члены. Между Джеком Торрансом и Кингом можно провести много параллелей. Но писателю удалось примириться с внутренними демонами ради своих близких.

65. Несмотря на сообщения о жестоком обращении с Шелли Дюваль на съемочной площадке, Стэнли Кубрик очень высоко оценил ее способности в интервью и был весьма впечатлен ее героиней в готовом фильме.

Фото из свободных источников. Стэнли Кубрик и Шелли Дюваль.
Фото из свободных источников. Стэнли Кубрик и Шелли Дюваль.

66. Грэди (Филип Стоун) ни разу не моргает по ходу действия фильма.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

67. Человек с окровавленным лицом, который пугает Венди возгласом «Прекрасная вечеринка, не так ли?!» — редактор фильма Норман Гей.

68. Как и в книге, в сценарии была сцена, в которой Джек находит альбом с газетными вырезками об отеле. По неизвестным причинам эта сцена так и не была должным образом снята, однако альбом все же можно увидеть в кадре. Он лежит рядом с пишущей машинкой в сцене, когда Джек сообщает Венди о том, чтобы его никогда не беспокоили, в то время как он работает.

69. Съемка сцены в баре заняла смену, но перед этим репетировалась шесть недель.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

70. Дэнни 43 раза повторяет «Redrum» перед тем, как проснется его мать.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

71. Уэнди Карлос и Рэйчел Элкинд написали электронный саундтрек к фильму, который практически полностью был отвергнут Стэнли Кубриком. Из их саундтрека в фильме сохранились только музыка на начальных титрах и еще несколько незначительных элементов по ходу действия фильма.

Фото из свободных источников. Уэнди Карлос.
Фото из свободных источников. Уэнди Карлос.
Фото из свободных источников. Рэйчел Элкинд.
Фото из свободных источников. Рэйчел Элкинд.

72. Машина Торренса — Volkswagen Beetle.

73. По версии «Американского института кино», фраза «Here`s Johnny!» заняла 68 место в списке «100 лучших фраз в истории кино».

74. Было потрачено около месяца, чтобы снять сцену, где Джек гонится за Дэнни в лабиринте.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

75. Несмотря на множество негативных рецензий в год выхода на экраны, на сегодняшний день «Сияние», по мнению многих критиков, считается одним из лучших фильмов в жанре «хоррор». По версии «Американского института кино», в 2001 кино «Сияние» заняло 29 место в списке «100 самых страшных фильмов двадцатого века»; в 2003 году Джек Торранс занял 25 место в списке «100 лет… 100 героев и злодеев». По версии Channel 4, в 2003 году картина возглавила список «100 самых страшных фильмов всех времен». По версии «Total Film», в 2004 году «Сияние» заняло 5 место в списке «Лучших фильмов в жанре «хоррор». По версии «Bravo TV», в 2005 году фильм занял 6 место в списке «100 самых страшных моментов в кино».

76. Фильм, который смотрят Венди и Дэнни, — «Лето 42-го» (1971).

77. Сцена, где Халлоранн едет к отелю в снежную бурю на снегоходе, была снята во время снежной бури по дороге к отелю «Timberline» в Орегоне.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

78. Несмотря на стабильное попадание в различные списки самых страшных фильмов всех времен, на экране зритель видит всего одно убийство.

79. В разговоре с Ллойдом Джек говорит о Портланде, штат Мэн. Стивен Кинг вырос в данном городе.

80. Книга, которую читает Венди в начале фильма, — «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

81. Концовка фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» содержит уникальные неиспользованные кадры Стэнли Кубрика к фильму «Сияние».

82. В изначальной версии, вышедшей в 1980 году на экраны кинотеатров, была альтернативная концовка: после кадра с телом Джека следовала сцена с полицейскими снаружи отеля. После этого шла сцена в больнице, где находятся Венди и Дэнни. Уллман приезжает в больницу и сообщает, что им не удалось обнаружить тело Джека. Перед уходом из больницы Уллман бросает Дэнни теннисный мячик — тот самый мячик, который прикатился к Дэнни, когда он играл в коридорах гостиницы. Уллман смеется и выходит из больницы, а камера плавно переходит к последнему кадру с фотографией. Стэнли Кубрик сократил концовку спустя неделю после выхода фильма на экраны. Полная версия фильма имеет хронометраж 146 минут.

Вырезанный эпизод чётко указывал на то, что управляющий Стюарт Ульман знает о происходящем в отеле «Оверлук». Кроме того, он и сам наверняка неоднократно сталкивался со сверхъестественным. Или это намёк на то, что Ульман - один из многочисленных призраков, населяющих отель?

В любом случае Ульман хотя бы принимал на себя часть ответственности за произошедшее и не бросал Венди и Дэнни на произвол судьбы после безумия и смерти Джека. Заодно сцена доказывала зрителям, что мать и сын действительно выжили в фильме, а не стали очередными пленниками отеля.

Однако, Стэнли Кубрик не был полностью доволен таким финалом, потому что хотел запутать зрителя и заставить всех сомневаться в увиденном. Режиссёр хотел добавить неоднозначности и загадочности - дать возможность людям по-разному интерпретировать историю. И в итоге сделал так, чтобы концовка не давала однозначного ответа на вопрос о том, спаслись ли Венди с Дэнни или нет.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

83. Красный цвет виден, открыто или тонко, почти в каждом кадре фильма. Предположительно, это связано с тем, что Колорадо был назван так, потому что это еще одно испанское слово, означающее «красный».

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

84. Стивен Кинг никогда не понимал, почему люди считают этот фильм таким страшным.

85. Джек говорит Ллойду в баре, что Дэнни однажды набезобразничал с его рабочими документами. Это отражает событие в жизни Стивена Кинга, когда его сын однажды начал играть с его записями.

86. Хотя ключевой момент в романе - котел, в фильме он упоминается лишь однажды.

87. Журнал, который Джек читает в вестибюле и бросает обратно на стул, когда встает, чтобы поприветствовать Стюарта Уллмана, - это номер "Playgirl", вышедший в январе 1978 года.

88. Шелли Дюваль — единственный актер, которая играла члена семьи Торранс, чье имя персонажа не совпадает с его реальным именем. Джек Николсон сыграл персонажа по имени Джек, а Дэнни Ллойд сыграл персонажа по имени Дэнни.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

89. Денни пять лет в романе и семь в фильме.

90. В то время как режиссер Стэнли Кубрик был очень требовательным и пугающим на съёмочной площадке, у него были хорошие отношения с молодым Дэнни Ллойдом. В более поздних интервью, Дэнни Ллойд упоминал, что Кубрик даже играл с ним в мяч. В течении многих лет после фильма, Кубрик посылал рождественские открытки семье Ллойда и даже звонил Дэнни, чтобы поздравить его с окончанием средней школы.

Фото из свободных источников.
Фото из свободных источников.

Как бы то не было, "Сияние" остается любимым фильмом миллионов на все времена. Фанаты раз за разом пересматривают его: кто то ищет тайный смысл, кто то просто наслаждается сюжетом, кому то интересна психологическая подоплека фильма...Все мы так или иначе сходимся в одном мнении - "Сияние" киношедевр на все времена.

Дорогие друзья, на этом все, спасибо за внимание, ставьте лайки, а так же обязательно подписывайтесь на канал.