Тема: Энергоснабжение Арктики: есть разные решения
Экстремальные климатические условия и удаленность Крайнего Севера и Арктики от централизованных энергосетей требуют оптимальных решений в плане энергетики. Что готова предложить отрасль для надежного обеспечения региона теплом и светом, если традиционные методы энергоснабжения порой неэффективны или слишком дороги?
Поможет вода
Будущее заполярной энергетики во многом связано с активным использованием ВИЭ, поскольку это и экологично, и экономично. Но если перспективы солнечной и ветровой энергетики оценили и обозначили, то потенциал гидроэнергетики оказался незаслуженно забытым. Хотя регион богат на реки: в Якутии их 700 тысяч, в Красноярском крае — 127 тысяч. Водные артерии можно использовать для строительства ГЭС и получения дешевой энергии. При этом речь не идет о крупных объектах, реализация которых растягивается на десятилетия и требует значительных вложений. Обоюдный выигрыш в социально-экономическом и в экологическом планах могут привнести малые ГЭС, коих во времена СССР было довольно много.
«Тема малых гидростанций у нас как-то умерла после того, как в 1945 году было построено 845 гидростанций, а еще через 7 лет их количество составило более 7000. Но спустя непродолжительное время в стране осталось 102 малых станции до 25 мегаватт, — отметил генеральный директор Национального агентства по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии Николай САФРОНОВ в своем выступлении на конференции «Надежное энерго- и теплоснабжение удаленных и изолированных территорий Крайнего Севера и Арктики», прошедшей в рамках РМЭФ-2025. — Сегодня из восьми стран, входящих в арктическую зону, семь строят малые гидростанции.
Не строит только одна — Россия. Аргументируют это тем, что, мол у нас самые мерзлые реки, все промерзает и так далее. Хотя в той же Канаде максимальная температура достигает минус шестьдесят девять градусов. Несмотря на это, страна получает 15 тыс. МВт на малых гидростанциях. Жаль, что мы не следуем их примеру. По малой генерации, полагаю, мы отстали, наверное лет на 50».
Эксперт убежден, что у России есть возможности использования малых ГЭС для обеспечения энергетической безопасности в отдаленных населенных пунктах на севере страны, где нет центрального энергоснабжения, при этом значительно сокращая объем северного завоза и снижая углеродный след предприятий и регионов. Средний срок окупаемости таких проектов составляет около 5 лет.
«Какие технические решения можно использовать? Мягкая резиновая плотина — один из лучших вариантов для северных рек: надо — работает, не надо — сняли и сдули. Подобная успешно действует в Европе.
Другой вариант — капсульная гидростанция (в нее входят генератор и турбина), которая опускается на дно реки. Сверху может быть лед, движение судов, а внизу находится гидростанция. Сейчас «Рус
Гидро» заинтересовалась использованием в Якутии таких установок. Но интерес и практическое использование — две большие разницы», — подчеркнул Николай Сафронов.
Справедливости ради стоит отметить, что в погодных условиях Арктики малые ГЭС могут работать только по пять-шесть месяцев в году. Поэтому для повышения рентабельности таких установок нужен целый ряд мер, среди которых, например, снижение требований к проектной документации, компенсация затрат на сооружение деривационных каналов и прочее.
Продолжение темы👇🏻