«...Огневыми ветрами обветрена,
Здесь на мир другой — фиолетово,
Наплевательски и стеснительно.
Жуткой небыли конные зрители…»
Военный корреспондент Семён Пегов,
автор Telegram-канала @wargonzo
И теперь кавалерия должна был обороняться в районе Житомира до подхода стрелковых частей. Перспективы подхода которых, были, прямо скажем, туманны... Более того, из-за необходимости держать фронт, обороняющий от немецких контратак не менее тысячи квадратных километров освобождённой Украины, командование 1-го Украинского фронты вынуждено растягивало поредевшие за две недели наступления части… Опасаясь т.н. «срезающего» удара вдоль Днепра, советское командование передаёт вырвавшиеся далеко на запад кавалерийские части под командование командарма 60-й армии Ивана Черняховского, одновременно передвигая значительные силы 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерал-лейтенанта В. К. Баранова гораздо восточнее Житомира - встык с флангом танкистов П.С.Рыбалко обороняющих подступы к городу Фастов.
15 ноября 1943 г. ввиду убытия комкора В.К.. Баранова в 20.50 приказом №00340 по Житомирскому гарнизону оборону возглавил командир 2-й гвардейской Краснознамённой Крымской дивизии гвардии генерал-майор Хаджи-Умар Джиорович Мамсуров.
Перспективы устоять перед явно намечающимся танковым контрударом были туманны…
Но, тем не менее, гвардейцы-кавалеристы с приданными им артиллерией и немногочисленными танками встают «ежом» в городе Житомир и вокруг него. По сведениям, опубликованным студией TacticMedia , для обороны Житомира оставалось два танка Т-34 и шесть лёгких танков Т-70 и Т-80…
Подходит резервный 21-й стрелковый корпус… Но на утро 15 ноября 1943 года в его 218 стрелковой дивизии 800 активных штыков, в 23-й и 30-й стрелковых дивизиях по 900 активных штыков, в стоящей на правом фланге кавалеристов 3-й гв. воздушно-десантной дивизии 60-й армии - 300 активных штыков. Артиллерия стрелковых частей из-за отсутствия горючего отстала и находилась в пути. Соответственно, как говорится: «вот Вам дорогой Хаджи-Умар Джиорович несколько сотен активных штыков со стрелковым оружием, и ни в чём себе не отказывайте»...
Со снабжением в гарнизоне Житомира было «туго» - сказывался недостаток автотранспорта и горючего…
Мы помним – две недели назад дивизия полковника Мамсурова накануне – стокилометрового – более чем стокилометрового рейда - имела фуража для лошадей почти на три недели (людям продовольствия запасли на три дня), почти четыре заправки бензина для лёгких танков, десять заправок для Т-34 и 5 (пять) ПРОЦЕНТОВ ОТ ОДНОЙ заправки топлива для автотранспорта. Трофейный бензин явно всю неделю непрерывного наступления использовали, но так ли много его было?
Немецкая разведка, безусловно, к началу контрнаступления Вермахта представляла, кто обороняет Житомир и посчитала его лёгкой целью.
Забегая вперёд, скажем – нацисты просчитались.
На Житомир, обороной которого командовал его комендант генерал-майор Мамсуров обрушился град атак с разных сторон, сильнее всего с юга и юго – востока. Безусловно, измотанные с июля по октябрь 1943-го - сначала Курской битвой, битвой за Донбасс, потом попытками сбросить переправившуюся через Днепр Красную Армию - немецкие дивизии сильно поредели...
Но сколько их было?
Часть сил (боевая группа) 1-й танковой дивизии, 7-я, 8-я танковая дивизия, 208-я, 217-я, 27-я 340-я пехотная дивизия осуществляли очень опасный нажим на город, стремились окружить и раздавить советскую кавалерию и пехоту и, пожалуй, главной надеждой обороняющихся были как раз противотанкисты и зенитчики..
И противотанкисты себя показали, можно сказать, на все 100%.
Сухие строки пожелтевших архивных отчётов позволяют всё-таки понять всю эпичность полных трёх суток не обороны – битвы за Житомир…
Непрерывно отбивались атаки немецкой пехоты и мотопехоты с поддержкой бронетранспортёров и часто – танков...
В отчёте по оборонительным боям за Житомир прямо сказано, что крупнокалиберные зенитные установки ДШК с грузовиков отдельного дивизиона ПВО гвардии лейтенанта Глазунова
«…непрерывно вели огонь по атакующим, дивизион, будучи окружен, огнём пулеметов уничтожал живую силу и огневые средства наседавших гитлеровцев, гвардейцы погибли вместе с командиром смертью храбрых, ведя неравный бой...»
В отчётах отдельно отмечена роль приданной кавалеристам малокалиберной зенитной артиллерии, которая, кроме задачи ПВО, выполняла роль противотанкового средства.
Но, тем не менее, рано или поздно оборону кавалеристов должны были сломать. 18-го числа немцы выходят на южные окраины Житомира, выдвигаются к центру города.
Нельзя не отметить превосходство немцев в артиллерии крупного калибра. На кадрах трофейной нацистской кинохроники видно – город при штурме разнесён вдребезги. Ещё одно наглядное доказательства ожесточённого сопротивления гвардейцев-кавалеристов …
В ночь на 19-е ноября опытный разведчик, комендант обороны города гвардии генерал-майор Мамсуров по приказу командования 60-й армии готовит организованный и СКРЫТЫЙ отвод подчинённых войск из Житомира. Взрывы важнейшего оборудования житомирского железнодорожного узла были подготовлены заранее, но производились специально оставленными арьергардами только после того, как основные силы обороняющихся одурачив немцев выскользнули из города. Из итогового ноябрьского отчета 1-го гвардейского кавалерийского корпуса процитируем:
«…вся прикрывающая отход частей корпуса артиллерия, сдерживая натиск танков, погибла под огнем и гусеницами последних…»
Вечная слава Героям!
До 21-го ноября из Житомира с боями выходили к своим отдельные небольшие группы из арьергардного прикрытия…
Командующий обороной Житомира генерал-майор Хаджи-Умар Мамсуров и подчинённые ему части выполнили важнейшую задачу – своим ожесточённым сопротивлением на острие советского клина глубоко вбитого в немецкую оборону они не дали сосредоточенно ударить по едва изготовившимся к обороне восточнее – у г.Фастов - танкистам П.С.Рыбалко. Была сорвана реальная возможность нанести в тот момент (середина ноября – советские резервы ещё на левом берегу Днепра) неотразимый «срезающий» удар с юга на Киев.
Немецкий генерал Герман Бальк (нем. Georg Otto Hermann Balck), командовавший штурмовавшим Житомир XLVIII танковым корпусом Вермахта, говорил позднее в воспоминаниях, что он хотел немедленно всеми силами ударить на Киев и оставить Житомир без внимания. Житомир должен был по его плану пасть сам собой.
Нанеся громогласно «распиаренный» пропагандой Геббельса удар на Житомир, Вермахт терял время, оно шло на пользу Красной Армии, которая успела подбросить свежие силы и организовать у Киева плацдарм, который немцам в последующие тридцать дней непрерывных боёв ликвидировать не удалось.
С этого плацдарма 2-й гвардейская кавалерийская дивизия, получившая за рейд на Житомир звание Краснознаменной вместе со всей Красной Армией в самом конце декабря 1943 года - в ночь немецкого праздника Рождества 24.12.1943г. - неостановимо двинулась на Запад.
К 27 августа 1944 года части 2-й гвардейской Крымской кавалерийской Краснознаменной дивизии гвардии генерал-майора Хаджи-Умара Джиоровича Мамсурова очистили от нацистских оккупантов окрестности Перемышля - самого западного города Советской Украины.
© Использованы материалы с сайта МО РФ «Память народа» и студии TacticMedia