Архив Александра Павловича Кленина
На карте Рязанской области в районе села Городное есть обозначение «ур. Амосово». Теперь это уро́чище, а некогда была деревня, расположенная буквой «Т» посреди лесов и болот Мещерского края. Люди начали селиться в этих местах во времена татаро - монгольского нашествия, возделывали землю, охотились, бортничали, а главное -чувствовали себя в относительной безопасности сначала от набегов кочевников, а потом от наездов помещиков.
В списке землевладельцев Старорязанского стана, составленного известным исследователем Максимом Борисовичем Оленевым, упоминается деревня Амосово (Реткино) у Большого болота. Большим болотом называлась сеть болот, находящаяся на границе Спасского и Рязанского уездов. Первое упоминание деревни относится к 1629/30 году.
Среди ее владельцев встречаются разные имена, в том числе дворян Стечкиных, прадедов Н.Е. Жуковского, отца русской авиации, и Игоря Яковлевича Стечкина, разработчика пистолета Стечкина.
А в начале 19 века деревня Амосово принадлежала новгородскому дворянскому роду Вадовских. Подтверждение этому мы находим в метрических книгах, а также в «Докладах членов Рязанской губернской земской управы о ревизии уездов Спасского уезда» 1875 года издания. Из этого документа мы узнаем интересный факт. Задолго до отмены крепостного права, в начале 1820-х годов господин Вадовский дал вольную крестьянам своей деревни и несколько сот десятин земли. На каких условиях - нам не известно, но вероятно на приемлемых, потому что община уже к 1846 году смогла продать землю и внести нужную сумму за свое полное освобождение. Землю у общины приобрел купец - лесоторговец Малашкин Д.Д., по условиям продажи он оставил общине несколько наделов различных угодий, в среднем по 5 десятин на ревизскую душу.
Однако особой выгоды амосовским крестьянам свобода не принесла. Деревня всегда находилась в стороне от дорог, зе́мли в этих местах не плодородные. Ближайшие базары находились в Киструсе и Ижевском. «Есть заливные луга в районе реки Пры, но с травой низкого качества (много хвоща и осоки), и местами болотисты. Есть признаки торфа: местами болотистая земля горит глубиною на пол-аршина», - так описывается местность в материалах ревизии Спасского уезда в конце 19 века. Мужчины в основном зарабатывали распиливанием дров по найму. У кого были лошади, тот нанимался возить лесные материалы на базар. Согласно статистическим сведениям 1887 года чуть более половины крестьянских дворов имели 1-3 лошади, однако 9 хозяйств из 22 не имели ни лошади, ни коровы. Соответственно, это были беднейшие семьи, обрабатывающие чужую землю по найму. Отхожий промысел не был распространен среди жителей деревни. В указанном году 6 мужчин бондарничали на юге России, одна женщина работала на фабрике в Зуеве. Промышленных и торговых заведений в деревне не было, как не было и общественных построек. Всё население было неграмотным, так как своей школы не было, в соседнюю городновскую дети не ходили. Дохода община не получала, напротив, «она снимала ежегодно у купца Масленникова около 150 десятин подножных кормов по мелколесью и вырубке с платою 60 руб». Чтобы прочитать об амосовских помещиках и купцах, нажмите здесь.
Советская власть принесла значительные перемены в жизнь амосовских крестьян. Привыкшие жить общиной, они одними из первых объединились в сельхозартель «имени Крупской». Помещиков в деревне не было уже лет 100, поэтому и национализировать было нечего. У местного купца Масленникова, которого называли по привычке барином, отобрали дом, ну и растащили, что плохо лежало. Дом отдали под школу, в которой в 1919 году обучалось 32 ученика. Добротное кирпичное здание с высокими потолками, в каждой комнате печи, облицованные кафелем. Одну из комнат отдали под учительское жилье. Все было очень непривычно и дарило надежду на светлое будущее. Советская власть поощряла создание коммун и различных товариществ и по возможности помогала самым первым. Так в деревне Амосово был построен небольшой крахмальный завод для переработки местной сельхозпродукции. Точные даты постройки завода отсутствуют, сохранилась лишь информация, что 1 октября 1925 года было организовано объединение, в которое вошло 5 хозяйств: Кидусовский лесозавод, Городновский, первый Бельский, второй Бельский и Амосовский промышленный завод. В годы войны он продолжал работать и спасал от голода местное население.
В послевоенные годы в деревне насчитывалось приблизительно 180 человек и 45 домов. Из 45 семей в начале 1950-х годов 20 семей имели фамилию Назарцевы, 11 семей были Митрохины, остальные 14 фамилий встречаются по одному разу. Определенную информацию мы получили из анализа похозяйственных книг за 1952-1954 гг. Завод продолжал еще работать, на нем были заняты приблизительно 13 жителей деревни, включая сторожа, кладовщика, бухгалтера, машиниста, кочегара. Директором завода предположительно был Киселев Иван Максимович. Таким образом, основных работников оставалось человек 6-7. Когда завод прекратил свое существование, нам тоже не удалось выяснить, известно, что в последние годы там работала пилорама, огромная гора опилок еще долгие годы напоминала о существовавшем здесь некогда предприятии.
В послевоенные годы амосовский кохоз имени Крупской возглавлял Хромов М.С., а в начале 1950-х годов Митрохин Григорий Иосифович. В 1951 году колхоз деревни Амосово и Городновский колхоз были объединены в один под названием «Новая жизнь». В 1952 году он был переименован в колхоз имени Хрущева.
В Амосовском отделении крупнорогатого скота не было, возможно потому, что там не было хороших пастбищ. Здесь разводили лошадей, овец, свиней, телят. На работах в свинарнике привлекали учащихся начальной школы во главе с учительницей Назарцевой Верой Ивановной. Колхозники жили большей частью подсобным хозяйством, все продукты производили сами. Почти в каждой семье был жернов для перемалывания зерна. Почти во всех хозяйствах помимо картофеля и овощей выращивали рожь, просо и коноплю. Наталья Ивановна С. вспоминает уборку конопли в годы ее детства (1950-е годы). Созревшие растения убирали, отрезали макушки с семенами. Из семян делали душистое конопляное масло. Стебли предназначались для изготовления тканей. Сначала их «трепа́ли», то есть подвергали различным истязаниям: и в колею под колеса клали, и в болоте мочили, и палками били. А потом доводили до ума на станках. Опять же почти в каждом доме имелся ткацкий станок, на котором в старые времена женщины делали более тонкое полотно, выбеливали и шили одежду сами. В 1950-е годы конопляная ткань шла в основном на половики, мешки и т.д. На магазины в те годы никто не рассчитывал. Во-первых, оплата деньгами была введена лишь в 1966 году. Во-вторых, в сельских магазинах зачастую не было даже товаров первой необходимости, таких как керосин и соль (из протокола заседания Городновского сельсовета, 1955 год).
50-е годы были периодом масштабного восстановления экономики в стране. В связи с этим существовали программы добровольного переселения в регионы, испытывающие недостаток рабочей силы. В ижевской газете «За социалистическое животноводство» довольно часто встречаются статьи, в которых жители района приглашаются на новое место жительства.
Переселенцам предоставлялись большие льготы. Перед отправкой им выдавалось денежное пособие: главе семьи 500 рублей и на каждого члена семьи 150 руб. Кроме того, с переселенцев списывались все недоимки по обязательным поставкам сельхозпродуктов, налогам и страховым платежам. По прибытию в колхоз на новое место семьям предоставлялся дом с надворной постройкой, выдавалась продовольственная ссуда до 3-х центнеров хлеба, выделялся приусадебный участок, а также выдавались ссуды сроком на 5 лет на постройку дома до 10 тысяч рублей и на покупку коровы до 1500 руб. В течение первых двух лет переселенцы освобождались от уплаты денежных платежей и обязательных поставок сельхозпродуктов, кроме молока.
Так как условия жизни в деревне Амосово по-прежнему оставляли желать лучшего, то некоторые семьи решались на переезд, а разместившись на новом месте, приглашали односельчан. В той же газете мы находим письмо землякам с приглашением к переселению.
Так при решении проблемы в одном месте создавалась проблема в другом месте. В 1956 году новое добровольное переселение: теперь нужно выручать Саратовскую область (из протокола заседания Городновского сельсовета). Вскоре некоторые семьи из деревни Амосово поехали осваивать новые земли. От добра добра не ищут, добровольное переселение означало крайнее отчаяние и отсутствие надежды на будущее своей деревни. Не побоялась испытаний и семья Назарцева Михаила Акимовича. Вместе с женой Пелагеей Васильевной и пятью детьми разного возраста он оставил дом в поисках лучшей жизни. Не всем удается прижиться на чужбине, через несколько лет Михаил Акимович вернулся. Но на этот раз обосновались в Спасске. Завод в Амосово уже не работал, колхоз лишь успевал менять названия. В 1958 году - колхоз «Рассвет» объединил все городновские деревни, потом он стал называться «22 партсъезда», а в 1969 году новое укрупнение в совхоз «Веретьинский». Но к этому дню уже мало осталось работников в деревне Амосово. Перепись населения 1965 года зафиксировала в указанном населенном пункте 24 жилых дома и 84 жителя, а к 1990 году люди полностью покинули это место, обосновавшись в Городном, Ижевском, Спасске, Рязани, да мало ли мест, где рады трудолюбивым и добросердечным людям.
Однажды Надежде К. довелось вместе с родственниками Виктора Геннадиевича Митрохина побывать на его родине, в заброшенной деревне Амосово. Это было в конце 1980-х годов. Она передает свои впечатления: «Пока ехали – всё лес, лес, лес… И вдруг поляна, ослепленная солнцем. Кругом сочная трава… и кое-где печные трубы. Спутники Надежды долго ходили, вспоминали, что где находилось. От единственного в прошлом кирпичного дома, бывшей школы, не осталось и следа. И все же на Надежду эта картина не произвела мрачного впечатления, напротив, ей показалось, что она в сказочном лесу. А еще она знала, что родом из этой сказки ее любимая баба Мотя, лесная фея, знающая лес как свои пять пальцев и умеющая лечить людей. На самом деле Матрена Иосифовна Назарцева была не её бабушкой, а бабушкой её мужа, но бабу Мотю все любили, как родную, потому что она умела для каждого найти нужное слово. Матрена Иосифовна всегда поддерживала отношения со своими земляками. И не удивительно, ведь все они: и Митрохины, и Назарцевы находятся в определенном родстве. И теперь их родина - не солнечная поляна посреди леса, а их корни, их родственные узы. Чтобы больше узнать об этих людях, нажмите здесь
Благодарим за помощь сотрудников краеведческого отдела Спасской районной библиотеки, архивного сектора Спасской администрации и всех, кто поделился с нами своими воспоминаниями.