О философии и этике энергичных автопутешествий
Заголовок – свободное трактование выражения "soulful driving". Речь идет о ситуации, когда пунктом назначения является не столько конечная точка, сколько приятные ощущения, возникающие благодаря очарованию маршрута и процессу вождения. Именно эта концепция легла в основу философии издания Curves, популярного среди ценителей. Контент издания посвящен захватывающим путешествиям по самым живописным дорогам планеты на автомобилях Porsche. Однако для того, чтобы испытать подобное удовольствие, необязательно владеть премиальным спорткаром или иметь европейское гражданство. Более того, наличие личного автомобиля вовсе не обязательно. Например, в нашем случае, оба этих автомобиля были арендованы через сервис Autobnb.
На хэтчбеках BMW 116i F20 и Mini Cooper S R53 мы отправились в путь по живописным подмосковным дорогам, намереваясь проехать пару кругов и параллельно разобраться с тремя ключевыми вопросами для автолюбителей.
- Во-первых, жизнеспособна ли концепция аренды автомобиля для выходных вместо его владения?
- Во-вторых, как безопасно и с удовольствием наслаждаться скоростной ездой по дорогам общего пользования?
- И, наконец, всегда ли задний привод оказывается предпочтительнее переднего с точки зрения драйва?
Этика эмоциональных автопутешествий
Суть "душевной поездки" заключается в поиске дороги с множеством виражей, где почти нет других машин. Это может быть перевал на Кавказе или Урале, просёлочные дороги в средней полосе России (британцы называют их B-roads), или же извилистая просёлочная дорога в лесу, где угодно. Хоть трёхполосная федеральная трасса вдоль Ладожского озера! Но чем более оживленная дорога, тем раньше нужно проснуться, чтобы получить ее полностью в своё владение.
Быстрая езда на дорогах вызывает осуждение в обществе. Однако любители скорости найдутся всегда – иначе для чего производители выпускают "драйверские" версии авто? Даже на обычном автомобиле порой трудно удержаться, если хоть раз испытал удовольствие от прохождения серпантина. Чтобы избежать проблем, важно придерживаться определенных правил.
Уважение
Не следует считать собственные развлечения важнее удобства других. В идеале, вообще избегать контактов с кем-либо в процессе поездки – так безопаснее и интимнее. Всегда снижайте скорость, проезжая через населенные пункты, обгоняя велосипедистов и пешеходов на обочинах, а также при обгоне медленно движущихся автомобилей. Не стоит торопиться, автомобильная прогулка — не соревнование, тут «результаты» совершенно не важны. Их попросту нет. Единственный возможный "итог" – хорошо проведенное время.
Не "садитесь на хвост" попутным, а также не создавайте неудобств встречному транспорту при обгонах. Не обгоняйте справа, и уж тем более не используйте для этого обочину. Избегайте срезания закрытых поворотов. Старайтесь действовать логично и предсказуемо. Забудьте про "дрифт" перед другими участниками движения, и не злоупотребляйте громким выхлопом в черте города. Ваша цель: вы, автомобиль и дорога – и больше никого. Ну, разве что ваш надежный попутчик на пассажирском сиденье или в соседней машине.
За легкомысленные поступки вы отвечаете не только перед теми, кому они непосредственно могут создать проблему, но и перед всем сообществом единомышленников. Если считаете себя частью этого комьюнити, проявите уважение к нему, чтобы не нанести ущерб. Следует уважать и дорогу — точно так же, как восходители уважают горы. Альпинисты не используют слово «покорил», не развлекаются и не бравируют на маршруте. На дороге — то же самое: в первую очередь концентрация и контроль.
Контроль
Помимо soulful driving, существует ещё один схожий термин — spirited driving. Можно перевести как энергичное вождение, бодрящая поездка. Это то, что происходит во время «душевной поездочки» — но не постоянно, а лишь на подходящих участках. При приближении к предельным возможностям автомобиля (или своим собственным), важно не промахнуться с определением расстояния до них. Не следует ехать с микрозапасом, как на гоночном треке — ошибки за пределами автодрома обходятся в разы дороже.
И главная задача душевных путешествий — не всплеск адреналина или рекорд круга, а гармония с дорогой и машиной. Наслаждение процессом, применением особых приемов, выделяющих энтузиаста из массы обычных водителей. Стремительно, но плавно переключаться, выравнивать обороты техникой "пятка-носок", тормозить левой ногой, практиковаться в трейлбрейкинге, вычерчивать идеальные траекторные кривые — сколько способов поиграть с автомобилем!
Пустой асфальт способствует концентрации на точности движений. И даже погружению в состояние водительского транса, когда необычные приемы вдруг начинают получаться сами собой. Отличным подспорьем станет навигатор, даже если на трассе нет ни одного перекрестка — изображение на дисплее выполняет роль штурмана, демонстрируя конфигурацию ближайшего отрезка. Например, коварные повороты с изменяющимся радиусом.
И, безусловно, тренировки – это ключ к успеху, оттачивание мастерства. Картинг, симуляторы, трассы разных масштабов – от крупных до небольших, сезоны зима-лето, сухая или влажная погода – всё важно. Так, скажем, Александр, обладатель BMW, не просто предлагает авто в аренду, но и готов поддержать вас советом и практикой на одной из столичных трасс. Он, как никто другой, разбирается в этом: пилот одной из ведущих команд картингового чемпионата MIKS, к тому же, чемпион любительского кольцевого первенства LTAC.
Осознанность
Первостепенно важно четко оценивать собственный водительский уровень. Это подразумевает способность мгновенно приспосабливаться как к меняющимся обстоятельствам на дороге, так и к новому для вас транспортному средству. Последний аспект критичен, особенно если вы берете автомобиль в прокат. Если у вас нет уверенности в выполнении определенного маневра (скажем, проехать вон тот вираж, не сбрасывая скорость), — следует воздержаться от подобной затеи. Я, например, загорелся желанием пройти один из поворотов, исчерченный следами чужих шин, на BMW в управляемом заносе – ради эффектного кадра и собственного самоудовлетворения.
Незнакомый изгиб дороги и управляемый занос на чужой "БМВ" – затея изначально рискованная, но если подходить аккуратно, то почему бы и нет. После нескольких попыток стало очевидно, что резина слишком хорошо держит, первая передача уже не справляется, а вторая ещё в турбо-яме. Я реалистично оцениваю свой уровень, который не позволяет мне продолжить поиски способа заставить этот хэтчбек скользить в этом месте (убежден, это возможно), поэтому подобного фото среди иллюстраций вы не найдете.
Важно всегда иметь в виду: драйв с огоньком — это поиск тонкой грани между тем, что может стоить усилий, и потенциальным риском. Под последним ни при каких обстоятельствах не подразумевается угроза для окружающих – только для себя. Но лучше вообще забыть о собственном эго, ведь никто не станет вас судить. Не стоит выбирать и слишком мощную машину – управляться со средним по скорости авто (а то и с медленным) даже интереснее.
Эти автомобили позволяют ощутить предел возможностей, а также эффективнее задействовать доступный динамический потенциал. Если «мощности двигателя недостаточно», то единственный способ ехать быстро - это проходить повороты на большей скорости. Это требует более точного выбора траектории и поддержания оптимальных оборотов, стимулирует к большему обдумыванию действий и принятию решений за рулём. Легкий хот-хэтч - оптимальный выбор для такого типа вождения, если рассматривать соотношение пользы и затрат.
В нашем распоряжении есть два таких автомобиля: они представляют разные поколения, оснащены разными типами привода и демонстрируют различный уровень подготовки к скоростному вождению.
BMW 116i F20
В былые времена BMW 1 серии воспринималась как автомобиль для прекрасной половины человечества. Однако компактные размеры и малый вес, заднеприводная компоновка, общность узлов и агрегатов со старшими собратьями, плюс широкий спектр доступного тюнинга – всё это, вкупе с относительно невысокой стоимостью, сделало поколение F20 объектом интереса для тех, кто искал недорогой, но при этом драйверский автомобиль. Автомобильная гоночная история этой белоснежной "копейки" началась еще в Барнауле. Оттуда нынешний хозяин перевез её в Москву, где продолжил процесс доработки под собственные нужды.
Поскольку перед нами дорестайлинговая версия "единички" F20, за индексом 116i скрывается четырехцилиндровый двигатель N13, а не более современный трехцилиндровый агрегат B38. Хотя этот турбированный четырехцилиндровый мотор относится к печально известному семейству Prince, созданному в партнерстве с Peugeot и Citroen, его потенциал для тюнинга довольно высок. Это также подтверждается мощными версиями французских моделей, где "с завода" можно встретить 200 и более лошадиных сил.
Для достижения приблизительной мощности, сопоставимой с заводскими 136 л.с. у BMW, провели установку кованых поршней и шатунов. Также доработке подверглись системы впуска и выпуска, и изменена программа управления двигателем. В итоге, со штатным турбокомпрессором удалось добиться порядка 200 л.с. и 300 Н∙м крутящего момента.
Трансмиссия получила улучшения в виде червячной блокировки Quaife и более спортивной прошивки для коробки передач.
Кузов был усилен с помощью распорок. Подвеска получила рычаги на шарнирах, позаимствованных у более мощных версий, койловеры BC Racing, М-тормоза, трековые тормозные колодки и шины.
С таким комплектом даже по городу — не говоря уже о трассах вне трека — желания передвигаться не возникнет. Но машина оказалась по-спортивному уютной: подвеска не жесткая, тормоза схватывают без предварительного разогрева, шасси приемлемо воспринимает колею и другие дефекты полотна, шумоизоляция на уровне. И, проведя весь день в «ковше», я не побежал к костоправу. Ежедневно на подобном BMW не покатаешься, но выезд на уикенд организовать получится запросто — жизнь не ограничивается треком.
«Раздутый» силовой агрегат удался на славу — бодрый на всех скоростях и с внушительным крутящим моментом при выходе из медленных и среднескоростных виражей, но при этом не вызывающий опасений на высоких скоростях. Его потенциала недостаточно для того, чтобы пугать водителя при полностью открытой дроссельной заслонке на скоростях свыше сотни километров в час. Однако до этой отметки задняя ось задорно потанцовывает, что стимулирует к точному управлению тягой. К сожалению, несмотря на наличие программных обновлений практически всего, в машине всё же осталась небольшая задержка реакции дросселя, доставляющая неудобства в некоторых обстоятельствах.
Управление автомобилем усложняет и невероятно чувствительный руль – короткая рейка характерна для многих BMW этой генерации. Подобная острота рулевого управления дарит ощущение мгновенного отклика, что импонирует многим владельцам с точки зрения испытываемых эмоций. Однако требует адаптации и повышенного внимания в моментах, где важен каждый градус поворота руля.
Следовательно, на нашей загородной трассе BMW движется быстро, но требует для этого немало усилий и постоянных корректировок. Тут чуть раньше открыть дроссель, там чуть-чуть повернуть руль при входе в поворот, в третьем случае полуслик наедет на песок, непрогретый асфальт или влагу в тени, что вынуждает действовать на опережение. Ехать быстро на этой BMW по загородной дороге увлекательно, но немного утомительно.
Ехать на такой машине неспешно и энергично — противоестественно, взаимопонимание с ней в таком режиме страдает. Гонки, да и вообще, техника подобного толка требует хорошей загрузки, чтобы слушаться так, как от неё ожидаешь. Яркий пример: как плохо управляется карт, если ехать медленно: дёргается, поворачивает рывками или не слушается руля вообще.
Эта 116 модель не совсем тот драйверский автомобиль, к которому привыкли. Скорее, это сбалансированный и живучий (по отзывам владельца) трековый инструмент, способный нормально передвигаться по обычным дорогам. Достаточно быстрый, чтобы помогать пилоту учиться или ехать на результат. А если захочется, то и порадовать водителя энергичной поездкой вне трека.
Mini Cooper S R53
В отличие от BMW, где требуется скорее методичная работа, а не игра, Mini предлагает более игривый подход. Необязательно выжимать из него все соки, чтобы ощутить радость от вождения. Достаточно поддерживать живой, но спокойный темп, а при желании – немного похулиганить.
Резко сбросить газ перед поворотом, войти в него с небольшим избытком скорости, подкорректировать траекторию на дуге – что-то вроде этого. Чтобы ощутить мгновенную реакцию на действия рулем и легкость управления — Cooper S не зря легче BMW 116i почти на 200 кг.
Ощущения от управления необычные. От водительского кресла до передней части кузова всего пару шагов — вышел из автомобиля, и вот ты уже возле переднего бампера. Это подразумевает, что за рулём ты находишься в непосредственной близости от передней оси, что даёт возможность по-своему ощущать траекторию движения. Находиться прямо в том месте, где передние колёса определяют направление движения.
Выворачивает шасси мгновенно, словно по прямой. Подготовленная BMW, само собой, способна на такое же — но Mini – это чистый оригинал! К тому же на зимней резине, потому что съёмка проходила в апреле. И даже "липучки" и не идеальное, по словам владельца, состояние ходовой (Руслан, к слову, уже заменил переднюю подвеску) не стали помехой для восхищения прытью и отзывчивостью шасси Cooper S.
Руль у Mini ощущается плотным, но не чрезмерно тяжёлым. Рейка с гидроусилителем, в отличие от электроусилителя BMW, предоставляет отличную обратную связь, чётко передавая информацию о сцеплении передних колёс. Недобора поворачиваемости удивительно нет – машина послушно следует за рулём, независимо от наличия тяги. Тормоза просто выполняют свою функцию, сказать о них больше нечего, в отличие от впечатляющего замедления в BMW. Однако для Mini существует доступный и эффективный апгрейд: увеличение дисков и суппортов от JCW, плюс грамотный подбор шлангов, тормозной жидкости и колодок.
На скоростных участках пилот Cooper S тоже не останется без дела. На данной генерации Mini трудится двигатель Tritec с нагнетателем (плод сотрудничества Chrysler-Rover/BMW), рабочий объём которого 1,6 литра, а отдача составляет 163 л.с. и 210 Н∙м. Тяга не поражает воображение, но привлекает своей плотностью и уверенным усилением, особенно заметным в пределах 4,5–6 тысяч оборотов двигателя. Кроме того, на момент создания материала, в автомобиле был установлен модифицированный шкив компрессора, что привело к увеличению мощности примерно до 200 сил — динамика должна быть значительно лучше, чем в момент съёмок.
Саундтрек мотора радует слух: если в BMW привычно слышать вздохи и всхлипы турбины на фоне сдержанного рыка выхлопа, то Mini выделяется экзотическим воем компрессора. При сбросе газа к нему присоединяется низкий бас выхлопной системы — весьма достойно для штатных деталей обычной машины. Отклик на дроссель у Cooper S мгновенный, без присущих более новым BMW экологических задержек. Поэтому играть тягой легче — результат соответствует ожиданиям точнее.
Еще один аттракцион, который стоит выделить - механика. С коротким, четким ходом рычага переключения скоростей и педалями, идеальными для любых вариантов перегазовки. Управлять всеми этими элементами также помогает удачная посадка: все под рукой, сиденья не самые «объёмные», но держат уверенно. Места над головой предостаточно, чтобы без проблем поместился даже высокий водитель в шлеме. Снова, аналогичные слова можно отнести к BMW, однако это и не сюрприз: она современнее, габаритнее, с «ковшом» и «автоматом».
Итак, вернемся к первоначальному замыслу: к увлекательному автопутешествию. Без сомнений, BMW опережает конкурентов в плане скорости, точности и управляемости. Её конструкция выверена, протестирована и адаптирована к высоким требованиям, обеспечивая впечатляющие результаты. Привод на заднюю ось открывает широкие возможности: и эффектно пройти поворот в заносе, и с филигранной точностью управлять автомобилем, не принимая во внимание дополнительное влияние тяги на передние колеса. Кроме того, автоматическая коробка передач освобождает от необходимости переключений, позволяя полностью сконцентрироваться на выборе оптимальной траектории.
Это скорее "цифровой" автомобиль, чем Cooper S. К тому же, турбонаддув сам по себе не так интересен, как более редкий компрессор. Mini легче и маневреннее, и водитель в нём ближе к дорожному полотну. В Cooper S ощущается карта — но не из-за управляемости (ох уж эти избитые фразы), а из-за олдскульности, ощущения "аквариума" и компактности. Учитывая, что энергичная поездка не подразумевает гонки на пределе — это то, что нужно.
Не наскучит никогда
Для большинства из нас, увлечение автомобилями берёт корни в детстве. Мы гоняли по комнатам, воображая себя пилотами гоночных болидов, используя крышки от банок сметаны как рули и издавая «врум-врум». Теперь можно испытать это по-настоящему, по-взрослому — нужно лишь найти свой автомобиль и свою дорогу, чтобы ощутить этот драйв в полной мере.
Сегодня мы протестировали всего два интересных автомобиля из огромного разнообразия. Разные маршруты, разные дорожные условия и разные машины каждый раз дарят новые эмоции. Со временем вы определитесь, какой автомобиль станет вашим любимцем, местом для которого будет гараж, а дорога — местом, куда вам всегда захочется возвращаться.
Но вполне вероятно, что сам процесс достижения этого итога может оказаться куда увлекательнее итоговой точки назначения. Нам нравится вождение вовсе не потому, что оно даёт возможность спустя некий период времени прибыть в пункт Б. А из-за ощущения возможности управлять сложным устройством, из-за "специальных эффектов", таких как звуки и запахи, из-за влажных от адреналина ладоней, из-за покалывания в затылке от переполняющей эйфории.
Вождение машины — это в определенной степени медитация, это концентрация на текущем мгновении, своеобразный контроль внимания. Оно приносит расслабление, даже при необходимости быть предельно сосредоточенным. Динамичное, осознанное вождение обладает терапевтическим воздействием — успокаивает, приводит мысли в порядок, позволяет сфокусироваться исключительно на нужном комплексе действий и дистанцироваться от тревог и проблем.
Перебор автомобилей – это как увлекательный киномарафон или захватывающий гейминг. В каждой новой машине тебя поджидает свой неповторимый сюжет, сотканный из уникальных особенностей и характеристик. Интересно выслеживать пик тяги в двигателях, будь то атмосферник или турбомотор, ловить момент срабатывания «втека» или ощущать турбо-подхват. Завораживает попадание в нужные обороты при переключениях, понимание сущности круга Камма и его поведения на разных типах привода, осознание влияния компоновки на то, как машина слушается руля, и много других тонкостей.
Однако для этого необходимо либо сформировать солидное собрание, либо постоянно заниматься куплей-продажей автомобилей. Но существует значительно более простой и разумный способ обогащения кругозора автолюбителя: аренда машин. Каждый раз новой — в соответствии с настроением, интересом, запланированным маршрутом и погодными условиями. Это экономически более целесообразно, учитывая, что многие автомобили для выходного дня со временем используются владельцами все реже, а их содержание становится всё дороже.
Ну а если у вас есть подходящий автомобиль, но нет идей для путешествий, то сейчас активно развиваются групповые автопрогулки и даже многодневные туры по живописным направлениям. Найти их можно в чатах владельцев определенной марки или в онлайн-сообществах автоэнтузиастов. И хотя езда в компании несколько противоречит идее уединенной поездки, она позволяет встретить единомышленников и найти маршруты, которые впоследствии можно повторить в одиночку.