Найти в Дзене

«Шестой день творения», часть 2

Заглянем в одну книгу: «…Как бы ни был высок и могуч храм извне, внутри он совершенно не соответствует своему внешнему виду. И тот, кому впервые приходится видеть один из северных храмов-богатырей, бывает очень озадачен, когда, готовясь войти в исполинское, поднимающееся к небу помещение, внешним обликом которого он только что был так потрясен, — он неожиданно попадает в низкую и мрачную стройку, род сеней, вышиной редко более 5 аршин. Это и есть „трапеза" или собственно „трапезная" — т. е. помещение для трапезы, но в народе сохранилось первое название, упоминаемое обычно и в древних актах. Отсюда низкая дверь ведет в главное помещение для молящихся, но и здесь тщетно было бы искать высоты, хотя бы несколько напоминающей „поднебесную" высоту шатра и его главы. Здесь потолок лишь на аршин, много на два выше трапезы, и не только нет и помина о шатре, но и до его повалов потолок никогда не доходит. Суровые стужи и жестокие ветры заставили ограничить помещение храма обидно тесными рамкам

Заглянем в одну книгу: «…Как бы ни был высок и могуч храм извне, внутри он совершенно не соответствует своему внешнему виду. И тот, кому впервые приходится видеть один из северных храмов-богатырей, бывает очень озадачен, когда, готовясь войти в исполинское, поднимающееся к небу помещение, внешним обликом которого он только что был так потрясен, — он неожиданно попадает в низкую и мрачную стройку, род сеней, вышиной редко более 5 аршин. Это и есть „трапеза" или собственно „трапезная" — т. е. помещение для трапезы, но в народе сохранилось первое название, упоминаемое обычно и в древних актах. Отсюда низкая дверь ведет в главное помещение для молящихся, но и здесь тщетно было бы искать высоты, хотя бы несколько напоминающей „поднебесную" высоту шатра и его главы. Здесь потолок лишь на аршин, много на два выше трапезы, и не только нет и помина о шатре, но и до его повалов потолок никогда не доходит. Суровые стужи и жестокие ветры заставили ограничить помещение храма обидно тесными рамками и низвели всё потрясающее величие его шатров, кубов, бочек, теремков и глав на степень простой декорации. Это особенно ясно видно на разрезах различных церквей, где невзрачные клетушки внутренних помещений кажутся точно крошечными сердцевинами гигантских орехов, обросших невероятной толщины корой и чудовищными наростами»

И.Э. Деревянное зодчество Русского Севера // История русского искусства. М., 1910. Т. 1.

 

-2

-3

-4

-5

-6

-7

Одно дело, когда при возведении больших летних (неотапливаемых) храмов, «открытый тип» потолочного перекрытия был обоснован и соответствовал запросам, как с точки зрения эстетики, так и с точки зрения практической обусловленности, несмотря на изменившиеся стандарты.

-8

И, совсем другое дело, когда приход нуждался в строительстве храма зимнего. «Небеса», получившие наибольшее распространение, именно как элемент потолочного перекрытия часовни, как нельзя кстати приходили на выручку.

-9

Тем более, что уже в середине 19 века существовали так называемые «Атласы образцовых чертежей», в которых были скомпонованы готовые примеры изображений (рисунок, чертеж в разрезе). Выбирай- не хочу!)

Если сам по себе северный храм являлся доминантой погоста или села, то «небеса» представляли из себя искусно расписанные деревянные полотна, венчая его красоту изнутри строения.

В этом блоке фото:

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 1552-1562 гг

«Иисус Христос и Самаритянка»

«Брак в кане Галилейской»

«Воскрешение Лазаря»

«Явление Спасителя ученикам»

«Исцеление расслабленного»

«Побиение архидиакона Стефана камнями»

Грани небес из Рождественской церкви с.Б.Шалга (дерево, левкас, темпера, масло)

«Иисус Христос и грешница»