Когда речь заходит о различии между этикой и моралью, у многих возникает путаница. Это неудивительно: даже среди философов нет общего согласия по поводу строгого разграничения этих понятий. Чаще всего, в академической философии этика и мораль используются как синонимы — и то, и другое обозначает размышления о добре и зле, правильном и неправильном.
Тем не менее, в 20–21 веках вне философской традиции (в журналистике, праве, психологии, культуре и образовании) стало популярным различать эти два понятия.
Что такое этика?
Этика часто понимается как социальный или профессиональный кодекс, регулирующий поведение человека как члена определённой группы:
- Врачебная этика запрещает разглашать тайну пациента.
- Журналистская этика требует проверять источники.
- Политическая этика предполагает честность и служение обществу (по крайней мере — в теории).
Такой подход к этике говорит: «Ты должен вести себя так, потому что этого требует твоя профессия, культура или общество». Этические нормы можно найти в документах, кодексах, уставах, законах.
Что такое мораль?
Мораль, в этом различении, трактуется как внутренний компас личности, набор субъективных или глубоко укоренённых личных представлений о добре и зле. Это может быть:
- Воспитанное религией чувство милосердия.
- Осознанная антивоенная позиция, даже в обществе, поддерживающем милитаризм.
- Личная убеждённость в важности честности, даже когда "все воруют".
Таким образом, мораль отвечает на вопрос: «Что я сам считаю правильным?», даже если это мнение противоречит внешним ожиданиям.
Это различие становится особенно значимым в ситуациях морального конфликта:
- Врач, по этическим нормам, обязан сохранять нейтралитет, но его мораль может запрещать ему участвовать, например, в эвтаназии.
- Солдат может подчиняться законам военной этики, но внутренне осуждать приказы, которые считает несправедливыми.
- Журналист может отказаться от компромисса с правдой, даже если редакционная политика (этика издания) требует иного.
Что значит этика и мораль в философии?
Философы, как правило, стремятся рассматривать вопросы добра и зла в более универсальной плоскости — не с точки зрения конкретной культуры или личных чувств, а в попытке найти объективные критерии нравственности.
Поэтому в философии продолжается спор:
- Универсалисты (например, Кант, некоторые современные этики) полагают, что существуют объективные, универсальные моральные истины, которые не зависят от культуры или личности.
- Релятивисты считают, что добро и зло определяются обществом, традицией, культурой. В этом случае "этика" — всё, что существует.
- Эмотивисты и субъективисты идут ещё дальше: всё, что мы называем "добром", — это просто выражение наших эмоций и установок. Мораль — это личная реакция, и универсальных стандартов не существует.
В зависимости от позиции, философ может полностью отождествлять мораль и этику, или же настаивать на их различии.
Тем не менее, стоит помнить: в философии, особенно академической, термины "этика" и "мораль" чаще всего используются взаимозаменяемо. Поэтому, говоря о них, важно уточнять контекст — философский, культурный или личностный.