В 1898 г. по инициативе Российской Империи в Гааге была созвана мирная конференция, целью которой было предотвратить назревающие конфликты в Европе.
Нидерландам, которые так сильно стремились к нейтралитету, очень понравилась идея Николая II и первая гаагская конференция была назначена в его день рождения с целью отдать дань уважения российскому императору, который настойчиво требовал сохранения и приумножения мира.
Конечно же, мы знаем, что все усилия оказались тщетны и в Европе началась Первая Мировая война в 1914 г.
28 июля 1914 г., спустя месяц после убийства Франца Фердинанда, наследного эрцгерцога Австро-Венгрии в Сараево, империя объявила Сербии войну.
В Европе начался один из самых тяжелейших военных конфликтов в истории.
Сегодня мы будем говорить о Нидерландах, которые страстно желали остаться в стороне от конфликта.
Спустя всего пару дней после объявления войны Австро-Венгрией, 31 июля 1914 г., увидев, что иного выхода нет, Нидерланды объявляют всеобщую мобилизацию.
Призваны как резервисты, так и милиция.
Солдатам, не участвующим в боевых действиях было, скажем прямо, скучно. Не всем, конечно. Тем, кто стоял на боевом дежурстве у границ было не до скуки.
А вот городские служивые, кто стоял поближе к центру, иногда маялись от безделья. Руководство привлекало их к спорту, соревнованиям, их вовлекали в образовательные проекты. Иногда им приходилось управляться с массой беженцев из соседней Бельгии: нужно было отделять иностранных военнослужащих от гражданских, первых отправлять в лагеря для интернированных, вторых в места компактного проживания беженцев.
Естественно, новый рынок скучающих мужчин был лакомым кусочком для предприимчивых сограждан. Стала популярной сувенирная продукция, призванная напоминать невестам и девушкам, чтобы они дожидались своих любимых. Или девушкам можно было заказать бравому солдату какой-то подарок.
Самым дешевым и распространенным сувениром была, конечно же, открытка. Причём, зачастую, с шуточно-фривольными сюжетами на тему взаимоотношения полов.
Как минимум половина призванных продолжала вести почти привычный образ жизни.
Естественно, забранные с работы мужские руки моментально отразились на экономике. С внешней стороны война, внутри - кто же будет «работать работу»?
Именно поэтому власти разрешили вернуться к работе многим мобилизованным.
Естественно те могли работать в городе, покупать подарки любимым и заниматься любой гражданской деятельностью.
И тут мы приходим к героине нашей публикации - чашечке «на память» от мобилизованного.
Чашечка - «триптих»: разделена на три части и, как я понимаю, читать их нужно слева-направо, хотя и наоборот тоже получится.
«Левая» часть памятной надписи гласит: в память о мобилизации 1 августа 1914 года. Это самая простая часть росписи чашечки. Мы теперь знаем дату и причину появления такого подарка.
Центральная часть гласит: «Сувенир для моей девушки» и крупными буквами, готическим шрифтом, «Truus de Booij(c)».
Здесь первая загвоздка. Стандартная, частотная голландская фамилия заканчивается на Booij, но здесь у нас маячит некоторая «c». В общем, фамилия Дебуа, а имя Truus - уменьшительно-ласкательный вариант от Geertruida, т.е. некая «Трудушка Дебуа».
«Правая» часть чашечки - подпись нашего бравого солдата.
«От твоего возлюбленного K. Godÿn, 2-й полевой артиллеристский полк, 2-я гаагская батарея».
Тааак… Где солдат мог взять такую чайную пару? Ну, то есть, как это происходило? Пошёл на рынок, купил «бланк», расписал сам? Обратился в «сувенирную лавку», надиктовав сообщение?
Как узнать?
Поиск в сети Интернет не дал никаких результатов по сувенирным чайным парам такого рода. Ведь, если бы сувенирная лавка «клепала» такие чайные пары, то даже банальный поиск по изображениям дал бы как минимум несколько результатов. Неужели чашечка единственная в мире?
Давайте думать дальше. Если мобилизованных отпускали на работу, то, возможно, мужчина, отправивший фарфоровую валентинку любимой из армии, просто работал на какой-то из мануфактур.
Однако, все мы знаем, что голландские изделия совершенно не такие. Большинство мануфактур выпускали околокерамические изделия. Кроме тех, кого можно пересчитать по пальцам одной руки на протяжении столетий.
Покрывающая годы Первой Мировой, в Гааге работала только одна мануфактура - Розенбург, годы жизни которой 1883-1917.
Это, кстати, одна из немногих мануфактур, производивших именно тонкий фарфор, как на нашей чашечке. Но, среди её замечательных изделий аналогичных форм не обнаружено совсем.
Где же бравый солдат это мог взять и что это за волшебная «сувенирная лавка», у которой доступ к фарфоровым бланкам?
Продолжим рассматривать чашечку.
Что у нас на оборотной стороне чашечки? Пусто. А на блюдце какие-то надписи от руки.
А вторая часть сохранилась идеально.
Ну, что ж. Уже лучше. К. Вос - художник(-ца) или владелец «сувенирной лавки», а может быть и то и другое. Работала по адресу Vaillantlaan 156.
Копаем глубже.
Vaillantlaan - улица в Гааге. У этой улицы чрезвычайно интересная история, можете прочитать в Интернете, но, если в двух словах: наспех засыпанная, без планировки. Жили там сильно небогатые люди и с тех пор, в общем-то ничего не изменилось, хотя улица находится практически рядом с центром города.
А вот что интересно, улица находится в квартале Schilderswijk. Название переводится просто - «квартал художников». Становится понятнее.
Сувенирные чашки - не редкость. Но они безликие, как китайские магнитики для «ширнармасс». «Подарок», «Думай обо мне», «Любовь» и т.п. широко известны и писать про них особо нечего - это были обезличенные подарки.
Но наша чашечка не из таких. Это «редкая редкость», исключительно персонализированная фарфоровая «открытка» в виде чашечки с признанием любви и основанием разлуки. И её чуть не выбросили в мусор в провинции Онтарио, Канада. Собственно, о судьбе чашечки и людей с ней связанных будет ещё одна публикация, как только будут собраны новые данные, факты и мнения.
За комментариями я обратилась в несколько мест, включая три голландских музея. Очень надеюсь, что они знают больше, чем читатель этих строк и я. Потому что чашечка эта не даёт мне покоя. Я провела десятки часов в поисках этих людей и на данный момент поиски не увенчались успехом, но я не сдаюсь.
Открытые вопросы:
- Кто и когда сделал эту чашечку. Это точно европейская мануфактура, чашечка фарфоровая. У кого была такая красивая ручка?
- Кто такой(-ая) художник K. Vos, работавший в Гааге. Где он брал чашечки для росписи? Чем ещё занимался, была ли у него сувенирная лавка? Или это наш бравый солдат, купив «бланк» пришёл к художнику и попросил написать «слова любви»?
- Кто такие K. Godÿn и его возлюбленная Гертруда Дебуа и в каком составе они эмигрировали в Канаду? Может быть, чашечку привезли с собой их дети, а они погибли во Второй Мировой? Может быть Гертруда одна приехала в Канаду, а муж пропал без вести?
- Кто, где и когда делал такие чашечки на память? Я первый раз держу такое в руках. Есть только одно упоминание в сети интернет, где человек искал родственников лиц, упомянутых на аналогичной чашечке, но там поздравляли с днём рождения.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, чтобы не пропустить винтажную красоту! Если вам что-то понравилось из винтажного фарфора - приходите ко мне в группу "Винташечка" ВКонтакте, можно приобрести понравившиеся предметы или привезти что-то под заказ.