Найти в Дзене
potestas (est)

Роман "За мной придут ночью"

Дочитала небольшую автобиографичную книгу Тахир Хамут Изгила. Автор – представитель уйгурского народа из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Он получил образование на двух языках, родном уйгурском и китайском, и связал свою жизнь с поэзией и кинорежиссурой. В девяностые, за попытку продолжить учебу в Турции, Изгила отправили в трудовой воспитательный лагерь на два года. Правительство КНР крайне насторожено относилось к выездам уйгуров за границу, тем более в тюркоязычную мусульманскую страну, где уйгуры могли понахвататься экстремистских идей от беглых сограждан. После освобождения Изгил оказался в черном списке у государства и подвергался притеснениям, которые он и описывает в книге. В 2017 году ему с семьей под предлогом лечения эпилепсии у дочери удалось бежать в США и стать активистом. В 2023 году вышла в свет книга. Не могу сказать, что она сенсационная, душераздирающая и тому подобное. Полного представления о том, что там происходить между ханьцами и уйгурами вы не по


Дочитала небольшую автобиографичную книгу Тахир Хамут Изгила. Автор – представитель уйгурского народа из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Он получил образование на двух языках, родном уйгурском и китайском, и связал свою жизнь с поэзией и кинорежиссурой. В девяностые, за попытку продолжить учебу в Турции, Изгила отправили в трудовой воспитательный лагерь на два года. Правительство КНР крайне насторожено относилось к выездам уйгуров за границу, тем более в тюркоязычную мусульманскую страну, где уйгуры могли понахвататься экстремистских идей от беглых сограждан.

После освобождения Изгил оказался в черном списке у государства и подвергался притеснениям, которые он и описывает в книге. В 2017 году ему с семьей под предлогом лечения эпилепсии у дочери удалось бежать в США и стать активистом. В 2023 году вышла в свет книга.

Не могу сказать, что она сенсационная, душераздирающая и тому подобное. Полного представления о том, что там происходить между ханьцами и уйгурами вы не получите (но выдыхайте, я для вас погуглила). Изгил скорее описывает трудности своей жизни под пристальным надзором полиции. Например, он вынужден цензурировать свои стихи, но всё равно не может продавать сборники в государственных магазинах. Требования к нему как к кинорежиссеру доходят до абсурда: обычное приветствие уйгуров салям алейкум нужно убрать, а то «нехороший подтекст читается». На слёт поэтов нагрянула полиция, всех допрашивает по нескольку часов «просто так». Вторая часть книги посвящена подготовке к побегу.

Мне скорее было бы интересно послушать про его заключение в лагере. (Кстати, на этот случай могу порекомендовать книгу «Побег из лагеря смерти», там правда про лагерь в Северной Корее). Ну или размышления автора о том, что делать-то с такой политикой Китая в отношении своих граждан. Но Изгил, очевидно, преследовал цель рассказать о притеснениях уйгуров в настоящее время и на собственном опыте, и это у него получилось.

Историческая родина уйгуров сейчас поделена между разными государствами: Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Плюс общины в Турции, Европе и США, куда уйгуры бежали от репрессий КНР.

В китайском Синьцзяне порядка 11 миллионов уйгуров. Они говорят на своем языке, пишут не иероглифами, а арабской вязью, исповедуют ислам, не едят свинину (для китайцев она составляет основу рациона). Ханьцы не говорят на уйгурском, а среди уйгуров далеко не каждый мог говорить на путунхуа, распространенном диалекте китайского. Ханьцы живут в городах на севере, уйгуры – в сельских районах на юге. Квалифицированные ханьцы «отобрали» львиную долю рабочих мест, оставив уйгурам нишу дешевой рабочей силы с зарплатой в два раза ниже.

Вообще СУАР представляет огромную значимость для Китая. Регион богат полезными ископаемыми, и нужен для экономических и политических амбиций Китая в Евразии. А стремление уйгуров к свободе и самоуправлению Пекину мешает, потому всячески пресекается. Многие уйгуры начали тяготеть к радикальному исламу. В 2009 году в Урумчи вспыхнули массовые беспорядки из-за убийства этнических уйгуров ханьцами, в уличных боях погибло 140 человек. В 2013 году случился подрыв внедорожника в центре Пекина, в 2014-ом – резня на вокзале в Куньмин.

С приходом к власти Си Цзиньпина компартия Китая запустила кампанию контроля и ассимиляции уйгуров, чтобы полностью интегрировать регион в КНР. Синьцзян заполонили полицейские, что постоянно проверяют документы и отслеживают передвижение уйгуров, контакты, покупки. Столбы и стены усеяли камерами с распознаванием лиц. Подозрения вызывали люди, которые не пользуются мобильниками, ходят через заднюю дверь вместо передней, потребляют необычное количество энергии, слишком мало общаются, проявляют недостаточную преданность стране.

Власти ведут сбор ДНК уйгуров, могут задержать за длинную бороду, хранение несанкционированных копий Корана, поездки за границу в страны с мусульманским большинством. За соблюдение поста, молитву на работе, ношение хиджаба можно попасть за решетку. Было запрещено называть детей именами, поощряющие религиозный пыл (например, Мухаммед). Власти даже контролируют рождаемость: уйгурам запрещается иметь больше троих детей, поощряются смешанные браки уйгурок с ханьцами. В результате рождаемость в СУАР упала на 60%

Но главным инструментом подчинения уйгур стали лагеря перевоспитания. Официально они называются «учебно-тренировочными центрами профессиональной подготовки» и проводят профилактику радикализма через приобщение к труду и китайскому языку. ООН оценивает общее число прошедших через эти лагеря уйгуров в миллион человек. Попасть в такой лагерь можно за скачивание запрещенного в стране WhatsApp, подачи документов на загранпаспорт или контакта с родственниками за бугром, ношение бороды, многодетность. Срок заключения составляет от 2 до 18 месяцев.

Изгил успел эмигрировать из Китая как раз до массового интернирования уйгуров в лагеря перевоспитания и ужесточения политики в целом. После побега его младший брат исчез, все родственники были допрошены, его книги были изъяты. Мне показалось, что Изгил о многом не договаривает (надеюсь, из-за опасений за родственников). Сочтите меня ненормальной, но большинство художественных книг по схожим тематикам написано интереснее и подробнее, чем автобиографии, где настоящая правда, а не вымысел.


О книжках, фильмах, писательстве, питерском ливне, хулиганском коте –
t.me/potestas_est