Найти в Дзене

Фотографы Южного берега Крыма первой половины XX века: братья Кердемелиди (Алупка), А. К. Нафанаилиди (Симеиз), П. К. Констанди (Симеиз)

Автор - Александр Гаврелюк Окунемся немного в трагические страницы истории нашего Южного берега. В конце 1937 г. началась «греческая операция» НКВД – репрессии против греков Советского Союза - массовые аресты, которые проводились с декабря 1937 г. по март 1938 г. Начало репрессиям положила директива № 50215 от 11 декабря 1937 г. за подписью наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова. Она сообщала, что органы НКВД разоблачили и должны немедленно ликвидировать широкую сеть греческих националистических, шпионско-диверсионных, повстанческих, вредительских организаций. Эта операция затронула и крымских греков, некоторые из которых были южнобережными фотографами. Об одних мы уже писали (Х. Н. Запуниди и Ф. Г. Попандопуло). Продолжим этот скорбный мартиролог. Коллекционерам крымских видов хорошо известны фотографии, сделанные братьями Кердемелиди, которые подписывали свои работы конца 20-х годов прошлого столетия как «Бр. Кердемелиди». Фотографировали они отдыхающих, курортников и виды Симеиза и

Автор - Александр Гаврелюк

Окунемся немного в трагические страницы истории нашего Южного берега. В конце 1937 г. началась «греческая операция» НКВД – репрессии против греков Советского Союза - массовые аресты, которые проводились с декабря 1937 г. по март 1938 г. Начало репрессиям положила директива № 50215 от 11 декабря 1937 г. за подписью наркома внутренних дел СССР Н. И. Ежова. Она сообщала, что органы НКВД разоблачили и должны немедленно ликвидировать широкую сеть греческих националистических, шпионско-диверсионных, повстанческих, вредительских организаций. Эта операция затронула и крымских греков, некоторые из которых были южнобережными фотографами. Об одних мы уже писали (Х. Н. Запуниди и Ф. Г. Попандопуло). Продолжим этот скорбный мартиролог.

Работа Бр. Кердемелиди
Работа Бр. Кердемелиди

Коллекционерам крымских видов хорошо известны фотографии, сделанные братьями Кердемелиди, которые подписывали свои работы конца 20-х годов прошлого столетия как «Бр. Кердемелиди». Фотографировали они отдыхающих, курортников и виды Симеиза и Алупки. Поиск в книгах «Реабилитированные историей. Автономная Республика Крым» позволил установить одного из братьев – Павла Ивановича, который работал в фотографии Крымкино. П. И. Кердемелиди родился в 1911 г. в турецком Трапезунде, социальное происхождение имел из рабочих (отец был каменщиком и умер в 1917 г.) образование 6 групп (так в анкете арестованного) греческой школы, относил себя к неимущим, с 1930 г. являлся членом союза кинофотоработников, был холост. Проживал в Алупке Сара вместе с 70-летней мамой и двумя братьями – Петром (нигде не работал) и Василием (работал в Симеизе в хлебопекарне). Ещё две сестры и брат в 20-х гг. выехали в Грецию. В постановлении УГБ НКВД Крыма об избрании меры пресечения и предъявлении обвинения указано, что привлечь Кердемелиди П. И. «в качестве обвиняемого по ст. 58 п. 6-10-11 УК РСФСР, мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать содержание под стражей в Симферопольской тюрьме». Через год обвинения по п. 6 ст. 58 (шпионаж) отменили, но по п. 10 (антисоветская агитация и пропаганда) и 11 (организационная контрреволюционная деятельность) особым совещанием при НКВД СССР Павла Ивановича заключили в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет. В 1960 г. П. И. Кердемелиди был реабилитирован.

С другим Кердемелиди пока не все ясно. Изначально мы считали, что это Петр Иванович, рожденный в 1912 г. в Трапезунде и так же арестованный в рамках «греческой операции». Но по всем анкетам он не являлся фотографом, а был вообще «без определенных занятий». И тут улыбнулась судьба коллекционера! Удалось приобрести одну фотографию, выполненную братьями способом цианотипии – бессеребряным фотографическим процессом. На обороте этой фотографий имеется мокрый штамп «Фотографы Бр. П. И. и В. М. Кердемелиди. Алупка Сара (Крым)». К сожалению, пока никого в окружении Павла Ивановича Кердемелиди с инициалами «В. М.» обнаружить не удалось. Возможно, это не родные братья. Поиск продолжается…

Работа П. К. Констанди
Работа П. К. Констанди

Ещё один фотограф Крымкино был арестован по тем же пунктам ст. 58, что и Кердемелиди П. И. Так же через год после ареста обвинения в шпионаже были сняты, а по другим пунктам обвинения его заключили «в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет». Это Нафанаилиди Аристотель Константинович, который родился в 1909 г. в турецком селе Адисса (Трапезунд), образование имел низшее («окончил сельскую школу, учился 2-3 года»). Проживал в «дер. Симеиз» вместе с женой Тоней Георгиевной 19 лет и «мамашей» 58 лет. В родственниках ещё перечислены сестра Мария 34 лет (домохозяйка), которая живет на иждивении мужа и родной брат Пантелей Константинович. Работ А. К. Нафанаилиди пока обнаружить не удалось (вернее, они может и есть, но не подписанные), а вот работы родного брата Пантелея известны краеведам и коллекционерам, ибо фамилия брата (что странно) – Констанди. И он тоже был фотографом! Сведений о том, что П. К. Констанди был репрессирован нет, как нет сведений о репрессиях в отношении ещё одного фотографа греческого происхождения – Андреади, который подписывал свои работы лишь фамилией. Правда, на дореволюционных фотографиях есть надпечатка «Фот. Г. Андреади, Крымъ, Алупка». И ещё существует фотография с мокрым штампом «Фотограф Ф. Андреади. Крым». Отец и сын, братья?..

 Работа Г. Андреади
Работа Г. Андреади

От житейских судеб перейдём к небольшим находкам, косвенно связанным с фотографами Южнобережья. В Ялтинской Центральной городской библиотеке имени А. П. Чехова обнаружился уникальный раритет.

Лицевая сторона читательского билета И. Г. Ностица
Лицевая сторона читательского билета И. Г. Ностица

Как-то в Отделе редкой книги этой библиотеки, просматривая чудом сохранившиеся книжные формуляры, которые заводили, видимо, в период жесточайшего дефицита бумажных бланков (сложно сказать какой это период), на обороте формуляра на книгу Фридриха Шлоссера «Всемирная история, т. IV» оказался титульный лист читательской книжки № 6503 графа и фотографа Ивана Григорьевича Ностица, который уплатил сумму первоначального взноса 975 рублей. Конечно, очень жаль, что нет перечня книг, которыми интересовался Иван Григорьевич, но, вероятнее всего, среди них были и новинки литературы по фотографии.