Глубокая психологическая драма, которую отчего-то отнесли к триллерам. Такой вариант абсолютно фестивального кино, которое многие назовут «чернухой», порочащей честь и достоинство русского человека и России в целом. Мол, знаем, проходили уже - все эти ваши депрессивные истории в духе Балабанова и Звягинцева. Но, объективно говоря, «Кончится лето» - такое же хорошее кино, остросоциально-значимое, как тот же «Майор» или «Дурак» Юрия Быкова. Тяжелое? Да, безусловно. Но качественное.
Другое дело, что наш зритель почему-то негодует, что в массы несут ТАКОЕ, дескать, неправда всё это. При этом это те же люди, которые Данилой Багровым восхищаются уже почти тридцать лет, а я так до сих пор и не поняла, в чем его геройство, и почему персонаж «Брата» выставлен в положительном свете. Говорят, что «Кончится лето» снят основе реальной истории. Что ж, вполне верю.
🎬Кончится лето (2025)
Тут сразу хочется сказать о символизме названия. Это не только песня группы «Кино», которая и звучит-то только в финале, на последних минутах. Окончание лета – как окончание юности. Здравствуй, ответственность и взрослая жизнь. Ведь один из главных героев, Тимофей, только что окончил школу, но вместо ВУЗа у него случилось то, что случилось. «Приключение», которое он не забудет никогда и отзвуки которого будет слышать до конца жизни.
Коротко о сюжете, начале всей истории: в какое-то небольшое и, по всей видимости, глухое якутское село, возвращается двадцатисемилетний Кеша (Юра Борисов). Возвращается не из отпуска, а с зоны. За что сидел, непонятно, но очевидно, что за что-то мелкое. Дома у Кеши отец (Дмитрий Поднозов) и младший брат Тима (Макар Хлебников). Пока Тимофей собирает чемоданы, чтобы улететь в институт из этой явной дыры, Кеша пытается устроиться на работу, что в его случае совсем непросто – с сидельцем дела иметь никто не хочет. Но Кеше везёт, и он пристраивается на предприятие по добыче золота. Казалось бы, всё неплохо. Старший брат трудоустроен, младший – абитуриент. Впереди только светлое и хорошее, мечты сбываются, надежда есть. Но жизнь не так проста, как кажется.
Кешу подставляют, обвинив в воровстве, и выставляют за дверь, не заплатив за работу. И вот если бы не этот факт, быть может, ничего и не случилось бы. Несправедливость стала триггером, и у Кеши сначала сорвало крышу, а потом и вовсе паранойя развилась.
Чтобы восстановить справедливость и вернуть честно заработанное, Кеша решает украсть золотые слитки, что и проворачивает при помощи товарища, который охраняет предприятие старателей. Но быстро становится понятно, к кому ведут следы, на Кешу выходят хозяева и предлагают решить вопрос мирно – просто вернуть краденое. Да вот беда, Кеша уже продал золото китайцам и решил смыться из родных мест, сев на самолет, на котором улетает Тимофей. И это решение становится фатальным. Решение, которое разрушит жизнь всей семьи – и Кеши, и Тимы, и отца.
Младший брат, после звонка отца, домой к которому заявились старатели-бандиты, узнав, что Кеша украл золото, логично просит его всё вернуть. И ехать домой, ведь там папа. И Кеша соглашается, словно пелена с глаз упала. В этот момент он чётко понимает, что натворил, какие последствия могут быть не только для него, но и для его семьи, и вместе с Тимой, который пообещал отцу проконтролировать процесс, едет к китайцам. Как вы понимаете, те были не рады. И понеслось.
Несправедливость порождает жесткость.
Старатели и не планировали отпускать Кешу после того, как он вернет золото, отец ценой своей жизни спасает сыновей от расправы (момент очень драматичный и показательный) – теперь у Кеши есть только Тима, а у Тимы – Кеша. Они должны выбираться сами из той каши, которую заварил старший. Братья пускаются в бега. Кеша пытается спасти Тимофея, но получается у него плохо. Он оставляет после себя цепочку трупов, и бессмысленность смертей с ужасом наблюдает Тимофей. Наблюдает, и не знает, что вообще делать: и выжить хочется, и в тюрьму не хочется, и остановить брата надо, потому что страшно от того, что он творит. Но он же брат. И никого, кроме него, у семнадцатилетнего парня больше нет.
Для Кеши уже всё решено, он это понимает и убивает так, словно это не люди, а назойливые комары, мешающие ему наслаждаться последними летними деньками в походе. Но все жертвы Кеши автоматически переносятся на Тиму, он становится безмолвным соучастником. При этом слепо веря, что вот сейчас они доберутся туда-то, пересидят там-то и выберутся, наконец, убив всё, что встретится на пути и помешает надежде на спасение.
Почему Тимофей не улетел – понятно, а вот почему Кеша не оставил брата, чтобы не подставлять – вот в чем вопрос. Верил в справедливость? Думал, что на этот раз обойдется? Любил Тима и боялся, что до него доберутся старатели?
Что же хотели сказать режиссеры своим фильмом, на какие болевые точки надавить?
- Трудности для «сидельцев», вернувшихся после отбывания срока. Даже если человек хочет встать на путь исправления, как правило, ему просто не дадут это сделать, начиная от неустроенности в быту, заканчивая отношением общества. При этом положительного героя из Кеши никто не делает.
- Как одно неверное решение может запустить механизм трагических и необратимых событий, и как отдельные и случайные события, не зависящие от тебя лично, влияют на ход жизни. Сюда же можно отнести противопоставление невесомости мечты и жестокой реальности.
- Сложность выбора. В данном случае речь не о Кеше, а Тиме, которому приходится выбирать между «плохо» и «очень плохо».
- Ну и, разумеется, всё тайное становится явным, а всё зло должно быть наказано. Как-то так.
В завершении пару слов о Борисове – абсолютно его роль, сыграно отлично, потому и смотреть больно.
«За окном идёт стройка, работает кран
И закрыт пятый год за углом ресторан
А на столе стоит банка, а в банке тюльпан, а на окне стакан
И так идут за годом год, так и жизнь пройдёт
И в сотый раз маслом вниз упадёт бутерброд
Но может, будет хоть день, может, будет хоть час, когда нам повезёт
Я жду ответа
Больше надежд нету
Скоро кончится лето
Это».
Кто смотрел фильм, какие впечатления?
Напоминаю, что у меня есть ТГ-канал, вдруг кому-то удобнее общаться там: КиноБуква в ТГ