Найти в Дзене

Чего хотят заинтересованные в шахматы родители и их дети, маленькие и взрослые игроки?

Шахматы - мой основной мой вид деятельности на протяжении более 9 лет. Опыт продвижения в шахматной сфере позволяет мне найти ответ на этот вопрос для себя и моих учеников. Так сложилось, что моя мама – открытый человек, и она не скрывала своих эмоций и отношения к проблемам, которые возникали на моем карьерном пути. Это дает мне понимание ожиданий как учеников в самом начале пути, так и родителей, которые их поддерживают. Я не всегда был шахматным тренером. Чтобы осветить весь мой путь, я хотел бы вспомнить разные его периоды: с момента 20 лет назад, когда я начинал движение в своей профессиональной сфере, до сегодняшнего дня, когда я являюсь тренером шахматной игры. 20 лет тому назад В то время не было мобильных телефонов, смартфонов и прочих популярных сегодня гаджетов. Интернет был не у всех, и это не был Wi-Fi. Основная доля развлечений приходилась на очное, «живое» общение, когда дети и взрослые собирались по интересам и проводили время за общими занятиями. Игры, как правило, сод
Иван Кожевников на Чемпионате Москвы по быстрым шахматам
Иван Кожевников на Чемпионате Москвы по быстрым шахматам

Шахматы - мой основной мой вид деятельности на протяжении более 9 лет. Опыт продвижения в шахматной сфере позволяет мне найти ответ на этот вопрос для себя и моих учеников. Так сложилось, что моя мама – открытый человек, и она не скрывала своих эмоций и отношения к проблемам, которые возникали на моем карьерном пути. Это дает мне понимание ожиданий как учеников в самом начале пути, так и родителей, которые их поддерживают.

Я не всегда был шахматным тренером. Чтобы осветить весь мой путь, я хотел бы вспомнить разные его периоды: с момента 20 лет назад, когда я начинал движение в своей профессиональной сфере, до сегодняшнего дня, когда я являюсь тренером шахматной игры.

1 этап Кубка Москвы 2025 года
1 этап Кубка Москвы 2025 года

20 лет тому назад

В то время не было мобильных телефонов, смартфонов и прочих популярных сегодня гаджетов. Интернет был не у всех, и это не был Wi-Fi. Основная доля развлечений приходилась на очное, «живое» общение, когда дети и взрослые собирались по интересам и проводили время за общими занятиями.

Игры, как правило, содержат в себе элементы соперничества, будь то футбол, вышибалы, крестики-нолики или шахматы. И, как мне видится, участники (как и общество) можно условно распределить по группам: лидеры, средние группы и трудящиеся. В то время для многих было удовольствие соперничать во всем: в спортивных играх, интеллектуальных, в знаниях, творчестве и т.д

детские игры в прошлом
детские игры в прошлом
детские игры в прошлом
детские игры в прошлом

Сегодняшняя тенденция в обществе -

меньше появляться на людях, быть анонимным, работать в одиночестве. У этого пути есть как положительные, так и отрицательные стороны. Но раньше возможности как можно меньше контактировать с другими людьми не было. Работа и свободное время подразумевали встречи и очные контакты.

-5

Эта тенденция в век цифровизации влияет на детей и молодежь с малых лет. В свободное время они в одиночестве смотрят телевизор или мультики на планшете, играют одни в смартфоне, а встречаясь с трудностями – часто бросают дело, потому что не видят необходимости бороться, работать над сложностями. На мой взгляд, причина в том, что нынешний мир позволяет людям так существовать.

Возвращаясь к вопросу о том, чего хотят дети, выбирая шахматы, отвечу, но я буду говорить исключительно про большую массу людей и субъективно свой опыт. Мой опыт основывается на обучении и тренировке начинающих игроков – преимущественно детей.

Ребятам, которым интересна шахматная игра, но при этом они не имеют опыта, только начинают знакомиться с шахматами, в основном хотят комфорта. Это проявляется в нежелании слышать критику, желании слышать больше похвалы.

Критика VS Похвала
Критика VS Похвала

Критика, если она по делу и конструктивная, позволяет задуматься, сделать работу над ошибками и изменить свою игру, мышление, себя! Адекватное отношение и даже благодарность за критику и ценные советы – составляющие роста. К сожалению, современные ребята боятся критику и внутренне закрываются, если слышат о своих ошибках.

Выход из зоны комфорта – единственный путь для всестороннего развития личности.

Есть разные ученики, не по возрасту развитые, и еще совсем дети. Однако по моему мнению, в сравнении, 20 лет назад дети были морально более устойчивы к критике как к небольшому стрессу. Обиды и неприятное ощущение быстро проходили, на смену приходило осознание ценности указания на ошибки и желание их исправить, стать сильнее, лучше. Тренера уважали за строгость и твердость, потому что тренер дает не то, что ты хочешь, а то, что тебе действительно нужно.

-7

Тенденция сегодняшнего воспитания в семье и школе -

создавать детям максимальный комфорт, который не всегда полезен для роста и развития. Пресловутый «европейский» или «свободный» подход, на который ссылаются некоторые родители моих учеников, возможно, несет в себе меньше стресса, но и не несет ничего полезного детям. Родители стали больше ценности отдавать процессу, а не результату. Удовольствию, а не достижению цели. Вроде как, ребенок занят – и ладно, главное, что не бездельничает. Но кто знаком с основами педагогики, то знает, что у образовательного и воспитательного процесса должен быть результат.

-8

Если по окончании какого-либо занятия нет контроля результата, то ученик не будет видеть смысла ни в концентрации, ни в усердии, ни в достижении цели.

Многие мои коллеги – преподаватели, тренеры и наставники остерегаются говорить правду детям, чтобы это не было воспринято как критика, давление и стресс ими и их родителями. Родители создают условия, при которых тренер вынужден снять с себя ответственность за результат и делать ровно то и так, как от него ожидают его клиенты, которые платят деньги. Это, в свою очередь, способствует росту числа тренеров и преподавателей, которые работают исключительно ради денег «на процессе».

При этом дети, получают удовольствие и не развивают целеустремленность.

Родители довольны, что довольны их дети.

Тренеры довольны, потому что у них есть средства к существованию.

Тренд?
Тренд?

В долгосрочной перспективе это приведет к катастрофе: некому и некого будет учить

Особенности тренировки взрослой аудитории

Известно, что дети – растущий организм, они постоянно находятся во внутреннем и внешнем движении, они внутренне гибкие, готовы слушать и меняться. До какого возраста человек может сохранять такие качества – дело индивидуальное. Среднестатистический взрослый многое из этого уже не может.

Гибкость взрослых людей?
Гибкость взрослых людей?

К примеру, руководитель, который привык командовать подчиненными, или преподаватель в какой-либо сфере, который привык учить, или взрослый любой другой профессии, который считает, что никто уже не вправе ему говорить, что делать.

Это относится ко многим из нас: часто мы хотим быть уверены в своей правоте и задаем вопрос, не чтобы услышать мнение другого человека, а чтобы подтвердить свою точку зрения.

-11

Взрослые ученики относятся к занятиям шахматами поверхностно, именно поэтому у них тяжело получается учиться, играть и развивать свои умения и навыки. Умение слушать и прислушиваться теряется с годами, и поэтому роль ученика дается тяжело. Выход – понять, что если есть цель развиваться в шахматной игре, и есть тренер, который получает оплату за свою работу, то нужно принять роль ученика и приложить максимум усилий и старания для обучения.

Моя миссия – помогать ученикам расти, развиваться в шахматной игре, строить карьеру – если такая цель. Я готов обучать как детей, так и взрослых, которые замотивированы и готовы трудиться для достижения успехов. Мы преодолеем трудности вместе, главное – не создавать препятствий в образовательном и воспитательном процессе. Выбирая тренера – доверяй ему.

Пишите свои комментарии по этой теме, всем добра)