Найти в Дзене

Шитые оклады на иконы

Шитые оклады, по мнению исследователей, соединяют принципы двух видов церковного искусства — лицевого шитья и металлических иконных уборов. Хотя первая техника была распространена главным образом в монастырях, а вторая была достаточно дорогостоящей, но с развитием иконописи и с распространением икон в народной среде у людей всё больше проявлялось желание их украсить, а шитье всегда имело популярность. Шитые бисером и стеклярусом оклады назывались «рубашкой», полностью закрывали фон и поля иконы, оставляя открытыми лишь фигуры, а зачастую лишь лики святых. Иконы в шитых окладах востребованы на антикварном рынке, если шитый оклад находится в хорошей сохранности. Шитые оклады преобладают на старообрядческих иконах Ветки и Урала. В основе «рубашки» кожаная пластина, на которую натянут льняной холст или более дорогая ткань, как бархат или парча, с вышивкой стеклярусом, цветными стеклянными бусинами, перламутром и речным жемчугом. Шитый оклад изготавливался женскими руками. Мастерицы сп
Богородица Казанская в шитом жемчугом бархатном окладе, вторая половина 19 века.   Автор: неизвестен.
Время создания: вторая половина 19 века. 
Место создания: Центральные регионы. Российская Империя.
Размер 51*33,5*2,5 см. 
Материал и техника: Дерево, левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. 

Риза на икону «Богородица Казанская в шитом жемчугом бархатном окладе»
 Ажурная вышивка речным жемчугом по бархату с декоративными вставками из стразов.
Автор: неизвестен
Время создания: вторая половина XIX века
Место создания: Центральные регионы. Российская Империя.
Размер 51*33,5 см.
Материал и техника: Малиновый бархат, жемчуг, стразы в цатах, холст, стеклярус, бисер, бусы, цветные камни, металлическая крученая нить, картон, низание.
Богородица Казанская в шитом жемчугом бархатном окладе, вторая половина 19 века. Автор: неизвестен. Время создания: вторая половина 19 века. Место создания: Центральные регионы. Российская Империя. Размер 51*33,5*2,5 см. Материал и техника: Дерево, левкас, яичная темпера, сусальное золото, лак. Риза на икону «Богородица Казанская в шитом жемчугом бархатном окладе» Ажурная вышивка речным жемчугом по бархату с декоративными вставками из стразов. Автор: неизвестен Время создания: вторая половина XIX века Место создания: Центральные регионы. Российская Империя. Размер 51*33,5 см. Материал и техника: Малиновый бархат, жемчуг, стразы в цатах, холст, стеклярус, бисер, бусы, цветные камни, металлическая крученая нить, картон, низание.

Шитые оклады, по мнению исследователей, соединяют принципы двух видов церковного искусства — лицевого шитья и металлических иконных уборов. Хотя первая техника была распространена главным образом в монастырях, а вторая была достаточно дорогостоящей, но с развитием иконописи и с распространением икон в народной среде у людей всё больше проявлялось желание их украсить, а шитье всегда имело популярность.

Шитые бисером и стеклярусом оклады назывались «рубашкой», полностью закрывали фон и поля иконы, оставляя открытыми лишь фигуры, а зачастую лишь лики святых. Иконы в шитых окладах востребованы на антикварном рынке, если шитый оклад находится в хорошей сохранности. Шитые оклады преобладают на старообрядческих иконах Ветки и Урала. В основе «рубашки» кожаная пластина, на которую натянут льняной холст или более дорогая ткань, как бархат или парча, с вышивкой стеклярусом, цветными стеклянными бусинами, перламутром и речным жемчугом.

Шитый оклад изготавливался женскими руками. Мастерицы специально посещали ярмарки, покупая бисер, рубленный перламутр, цветные камешки и жемчуг. В сёлах или малых городах оклады делались в зимне-осенний период. До глубокого вечера при свете лучины или уже позднее - керосиновой лампы.

Помимо местных мастериц шитые оклады изготавливали женские монастыри, украшая его золотным шитьём. Однако, монастырские изделия себе могли позволить лишь немногие люди: дворяне, купцы, зажиточные мещане. Для этих социальных групп шитый оклад являлся как культовой, так и статусной вещью. Оклад могли преподносить в качестве ценного подарка, дополняя дарственной подписью.

Подобно металлическим, шитый оклад закрывает определённую часть живописи, сохраняя личные части: лики, ладони, контрактуры (сокращённые подписи святых). Шитый оклад мог закрывать только одежды - в таком случае оклад называют ризой - в этом случае она могла быть дополнена металлическим окладом. Основой шитого оклада выступала часто очень дорогая ткань - парча или шёлк. На неё нашивались серебряная, либо золочёная прядёная нить, «канитель» (крученная проволока), бисер, металлические блёстки, или стеклянные «камушки» с перламутром и жемчугом, металлические блёстки. А под шитые нимбы часто подкладывали золочёную фольгу.

Изделие с обратной стороны могло дублироваться второй более дешёвой тканью - лён или хлопок. Шитые оклады довольно разнообразны в колористике, поэтому они являлись ярким украшением дома. Ризы, так и оклады, шитые разными материалами - как высокого достатка, с жемчугом, так и более дешёвые, бисерные – все имеют весьма эффектный вид.

И.Ю. Дрождин

Главный эксперт НИИ «РусКультурЭкспертиза»