Обвинение в оставлении прихожан и бегстве. Реальность. «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» — Евангелие от Матфея, глава 12, стих 25.
Продолжаю переформатирование канала, и сегодня тема «Бросил страну и прихожан в сложное время и сбежал в Россию». Само слово «бегство» не вызывает у меня никакого отторжения в этом случае, так как человеку свойственно при появлении опасности, например, стае бродячих собак, бежать, если конечно он этим действием не нанесет вред тому, кто не сможет поступить также, и останется наедине с опасностью. Что я имею в виду? То, что на тот момент уже все поняли, куда двигается страна и что будет. Кто-то принял решение уехать, кто-то защищаться, кто-то нападать, а кто-то остался в надежде тихо пересидеть ситуацию. В любом случае, решения принимались индивидуально, и ставить в вину священнику то, что он не разделил чужих взглядов как минимум не корректно. Да и бегством это назвать нельзя, так как, во-первых, это происходило на довольно-таки длительном отрезке времени, а во-вторых, его практически заставили покинуть страну угрозами и провокациями. И прихожане это понимают, и не вменяют ему в вину. Обвинения летят от тех, кто вынудил его это сделать, чтобы насладиться своей властью и еще раз оскорбить на ровном месте. В моем понимании бегство, это действие, ограниченное очень коротким промежутком во времени с момента принятия решения, до его воплощения. Ну то есть испугался, схватил что смог из имущества, если успел, и побежал. Здесь же события разворачивались немного по-другому.
Точкой отсчета к принятию решения об отъезде можно считать его проповедь зимой 2014 года, вполне в христианском стиле, в которой он призывал прихожан не вмешиваться в политику и обходить стороной митинги и протестные мероприятия. Многие из прихожан не вняли его наставлениям, об этом он скажет с сожалением в своей уже прощальной речи в июне 2014 года. Запомните этот момент, мы к нему обязательно вернемся. А пока что продолжим о проповеди. Она не понравилась верхушке, ни церковной, ни мирской. Церковной по манере исполнения, мирской по содержанию, так как это мешало вывести им на площадь большее количество народу. Представляю вашему вниманию ее содержание:
«А сейчас послушаем благодарственные молитвы. И если кого-нибудь из вас по-настоящему тревожит судьба нашего отечества и судьба столичного города, прошу вас не совать свой любопытный нос ни в одну политическую кашу, прошу вас не приходить сюда с политическими вопросами. Потому что сегодня некоторые уже начинают тень на плетень наводить. Запрещаю вам болтать про политику в храме и на исповеди! Если вас волнует гондурас – идите к врачу и покажитесь ему! Или помойтесь! А если вас по-настоящему волнует судьба нашего бедного отечества, его будущее, судьба нашего города, посвященного Архангелу Михаилу, в котором мощи святых лежат и в котором хотят гей парады проводить скоро, то вы должны молиться Богу, его Пречистой Матери, которая избрала это место, как свое место. Это ее место! Это ее земля! Она решает, куда нам идти и что делать! Кого бить кого жалеть! Она хозяйка! Архангелу Михаилу, который является покровителем этого города! Молитесь ему, пусть он своим мечем сечет тех, кого нудно сечь и защищает кого нужно защищать! А вы не лезьте! Пусть он сечет! Преподобным Антонию и Феодосию! И всем отцам Печерским остальным! В молитву включите свою душу! Просите Господа, Богородицу, Архангела и преподобных, чтобы они сделали то, что нужно сделать! Потому что человек наказывается своими желаниями! То, что сегодня человеку кажется хорошим, это его накажет завтра! Или вы не знаете? Или 2004 год вам забылся? Те же беснования! Прекратите бесноваться, будьте христианами! Не лезьте туда, куда лезут те, в ком духа божьего нету! Есть тревога – пусть будет молитва! Нет молитвы – нет тревоги! Телевизор можете выключить! Не рвите себе сердце, не рвите! И обходите десятой дорогой те места, где кипят страсти. Потому что у вас тоже есть страсть. Там кипит, и у вас кипит! В них закипело, а у вас зажглось, и вот и вы уже начинаете дергаться. Тьфу! Не смейте мне сердце мое, приход этот драгоценный превращать в арену каких-то этих самых! Я вам именем Христа воскресшего запрещаю даже думать об этом и говорить! Только молитва, больше ничего! Господь сотрет в порошок всех, кого надо стереть! И Господь своих изберет и помилует! Он знает, как это делать. Сегодня времена милости, пока не времена гнева, не гневите Бога раньше времени! Я думаю, что все поняли все между слов и между строчек. Я очень надеюсь на это. Так будет в нашем храме до тех пор, пока я здесь стою! Христос воскресе!»
Чем же так не понравились проповеди отца Андрея? Чтобы это понять, обратимся к статистике. Семьдесят процентов населения страны считают себя православными и верят в бога. Двадцать процентов хотя бы раз в месяц посещают храм и стоят на службе. Если учитывать, что население страны на тот момент составляло почти сорок три миллиона, и двадцать процентов от этого количества составляет почти девять миллионов, то цифра впечатляющая, и на нее следует исключить возможность влияния таких проповедей. А если еще учесть родственников этого количества людей, на которых они могут повлиять в принятии решения, то цифра завораживающая. Вот это и зацепило организаторов этого бардака, они банально испугались. А если еще взять фразу отца Андрея на счет событий 2004 года, то ситуация может усугубиться еще больше. Кто запамятовал, напомню, что в этом году в результате оранжевой революции был осуществлен первый переворот. Это конечно же тоже могло не понравиться некоторым. После одной из таких проповедей, где священник открыто сказал:
«Молюсь, чтобы Господь вселил страх и трепет в сердца и кости мятежников. Чтобы Бог послал им болезнь в доме и на улице, страх на улице и страх в доме, чтоб они покоя не имели, чтобы они сожрали друг друга, пусть гад сожрет гада – я жалеть о них не буду. Это страшные враги нашего будущего, и страшные враги сегодняшнего, настоящего. Я их не жалею, я о них не молюсь...».
протоиерей в начале февраля был вызван на ковер в киевскую метрополию и получил нагоняй. Думаю, что инициаторами этого стали отнюдь не церковные власти. Хотя в итоге священник утверждал обратное:
«Церковь отреагировала на это — вслед за бурей, поднявшейся в интернете. И это справедливо. Теперь Церковь рассмотрит возможность моего наказания или поставит мне на вид, что я приму, в любом случае, смиренно как священник, как христианин. Что Церковь решит, так и будет. Простит – скажу: "Слава Богу!", накажет – скажу: "Слава Богу!". Я послушен Церкви и благодарен Богу, что Церковь не оставляет без внимания какие-то вещи – частные или общие, если они угрожают общему миру».
Кто участвовал в этом собрании по воспитанию и что там говорилось знают только участники, но похоже, что именно тогда священник и понял, что все катится в тартарары, если даже церковь лояльно относится к протестным митингам, и принял решение об отъезде.
Вот как комментирует свой отъезд сам отец Андрей:
Его прощальная проповедь прошла 1 июня 2014 года, где он сделал наставления прихожанам и представил своего преемника. Надеюсь всем понятно, что преемник не готовится за одну ночь перед бегством. Кандидатуры на такие посты проходят отбор и согласовываются не один день, и новый настоятель назначается на должность на основании соответствующего указа епархиального архиерея. Какое время занимает это процедура я не знаю, но думаю, что не пару дней точно. Но известен дальнейший порядок действий. После понадобится нотариально заверенное заявление нового настоятеля на регистрацию изменений юридического лица, нужно еще сделать и прошить его копию, как и копию указа, с ними надо обратиться в отделение юстиции по региону. Срок рассмотрения заявления от трех недель до месяца. После этого получается выписка из реестра юридических лиц и только после этого новый настоятель может приступить к своим обязанностям. Так что это длительная процедура, и ни о каком скором бегстве, повторюсь, речь идти не может.
Помните, чуть раньше я вас просил запомнить момент, когда отец Андрей в своей зимней проповеди просил своих прихожан не вмешиваться и не участвовать в протестах? Сейчас, спустя почти полгода в своей прощальной проповеди он констатирует факт, что многие его тогда не послушали и тем самым способствовали падению страны, веры и его отъезду. Уже тогда он понимал, что в церкви полезут под видом новых пастырей шипящие гады, о чем и предупреждает прихожан и просит верить только настоятелю, которого он представил прихожанам и которому все передает. Он уже тогда знал, что грядет в этом плане, но то, что две страны так разделятся, он тогда даже и не думал, поэтому и не считал свой отъезд какой-то большой проблемой. Как видно из речи, он собирался часто приезжать, а теперь представьте, что он приехал в это время туда. Думаю, что он пропал бы без вести. Но тогда о таком и думать никто не мог.
Так что все вышеизложенное говорит о длительной подготовке к этому шагу. И шаг он этот сделал, думая еще и о своих близких, чувствуя свою ответственность за них. И прихожан он тоже оповестил, и попрощался с ними открыто, перед лицом церкви и Бога в конце своего последнего богослужения, а не сбежал, как требуют это признать недоброжелатели, желающие опорочить не только его, но и веру, и которые сами же этого добивались и придумали это обвинение.
Для тех, кто думает, что в то время все было еще нормально приведу личный пример. У моей дочери был молодой человек из Киева. Он был у нас, дочь ездила к нему, все шло к определенному финалу. И вот дочь поехала знакомиться с его мамой (отца нет у него). Это как раз было, по-моему, весной или в начале лета, уже точно не помню, 14-го года, десять лет все-таки прошло. К сожалению, она курит, и когда вышла в магазин чтобы купить сигарет, по привычке, как в России, достала паспорт чтобы подтвердить свое совершеннолетие. Сзади в очереди оказались два молодых человека, на которых вид этого паспорта подействовал как красная тряпка на быка. В общем, если бы не продавщицы, которые вступились за нее, все могло закончиться плохо. Так что не рассказывайте мне некоторые, сидящие на диванах тут, что тогда все было нормально там, вы об этом ничего не знаете. Исходя из всего этого видно, что отец Андрей принял верное решение, и ушел как подобает священнику, попрощавшись с паствой.
И отец Андрей не единственный, кому в то время пришлось покинуть страну. В апреле этого же года, Украину покинули секретарь Одесской епархии протоиерей Андрей Новиков
который в последствии был назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве, а также глава отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии протоиерей Олег Мокряк
который стал клириком Аргентинской и Южноамериканской епархии, настоятелем храма Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в г. Кампина-дас-Мисойнс и храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Санта Роза в Бразилии. Оба в беседе с корреспондентом «Интерфакс-Религия» заявляли, что подвергались преследованию со стороны украинских правоохранительных органов. Вы скажете, а что же многие другие священники так не поступили, они же тоже были в таких условиях. Так может рассуждать человек, не знающий манеру и прямолинейность проповедей отца Андрея. Там, где один скажет мягко - «нежелательно», он скажет - «не смейте», и еще вдобавок кулаком погрозит. В тот период священники, проявляющие лояльность или нейтральность, не вызывали интереса со стороны людей, затеявших все это, так как та том этапе им было не до них. Под первые санкции попадали такие, как отец Андрей. Это доказывают факты о теперешнем преследовании священников повсеместно, посмотрите мои ролики о событиях в Черкассах, где бесы уже не прячутся и ничего не боятся. И так уже по всей стране. Так что прежде чем судить подумайте немного.
На этом все. Всем добра.