Найти в Дзене

Как советские мультфильмы пережили своих создателей

В старом чемодане на чердаке лежали не просто пленки – а целые миры. Миры, где ёжик боится тумана, Чебурашка ищет друзей, а волк вечно дымит на лестнице. Но за каждым кадром скрывалась правда, о которой не говорили в титрах... Здравствуйте мои дорогие и любимые читатели, подписчики и гости канала. Смотрите старые мультфильмы – они несут добро! Продолжаю экспериментировать с текстами. На этот раз вместо обычной статьи и мультфильмах – рассказ. История полностью выдуманная, но мне показалось вполне интересная. Поэтому, как там обычно пишут? – «Имена, даты названия улиц и городов прощу считать случайными». Подмосковье, загородный дом. Комната пахла старыми книгами и яблочным вареньем. Скрипучие половицы вздыхали под ногами, когда я пробирался к чердачному люку. Наверху, в пыльном треугольнике пространства под крышей, ждал тот самый чемодан – коричневый, с оторванной ручкой, перевязанный бельевой веревкой. - Опять полез? - донесся снизу бабушкин голос. – смотри потолок мне не проломи! Я не
Оглавление

В старом чемодане на чердаке лежали не просто пленки – а целые миры. Миры, где ёжик боится тумана, Чебурашка ищет друзей, а волк вечно дымит на лестнице. Но за каждым кадром скрывалась правда, о которой не говорили в титрах...

Здравствуйте мои дорогие и любимые читатели, подписчики и гости канала. Смотрите старые мультфильмы – они несут добро!

Продолжаю экспериментировать с текстами. На этот раз вместо обычной статьи и мультфильмах – рассказ. История полностью выдуманная, но мне показалось вполне интересная. Поэтому, как там обычно пишут? – «Имена, даты названия улиц и городов прощу считать случайными».

Проектор в бабушкиной комнате

Подмосковье, загородный дом. Комната пахла старыми книгами и яблочным вареньем. Скрипучие половицы вздыхали под ногами, когда я пробирался к чердачному люку. Наверху, в пыльном треугольнике пространства под крышей, ждал тот самый чемодан – коричневый, с оторванной ручкой, перевязанный бельевой веревкой.

- Опять полез? - донесся снизу бабушкин голос. – смотри потолок мне не проломи!

Я не ответил. Пальцы сами нашли заветную защелку. Внутри, аккуратно завернутые в газету «Правда» за 1982 год, лежали пленки. Не цифровые диски, не кассеты — настоящие кинопленки, которые бабушка когда-то приносила со студии, где работала монтажером.

Первый рулон был помечен кривым детским почерком: «Чебурашка, 1971».

Спускаясь, назад в комнату, я задел локтем этажерку с бабушкиными статуэтками. Фарфоровые балерины закачались, но не разбились – никогда не разбивались, будто и они были частью этого мультяшного мира, где ничего плохого не могло случиться по-настоящему.

- Сейчас бычок упадет... – прошептал я, настраивая старый проектор.

Бум! Упал, таки, но не разбился.

На стене ожила знакомая заставка – скрипучий «Союзмультфильм», нарисованный так, будто художник торопился к обеду. Потом – первые кадры: дождь в кукольном городе, где каждая капля была подвешена на тончайшей леске.

- Видишь вон ту лужу? - неожиданно сказала бабушка, появляясь в дверях с подносом. - Ее делали из расплавленного целлулоида. Три дня мучились, пока получилось.

Она поставила передо мной стакан парного молока – точно такого же белого, как туман в том самом мультфильме, который мне предстояло посмотреть.

Пока Чебурашка неловко карабкался в телефонной будке, бабушка рассказывала то, чего не было в титрах и в историях про мультфильмы.

- Голос ему дала Клара Румянова. Записывали ночью, когда на студии наконец стихали. Она сидела в углу, обняв колени, и представляла, каково это – быть таким непонятным существом, которого все принимают за игрушку...

На экране Гена заводил свою гармошку. Бабушка вдруг засмеялась:

- Знаешь, почему у него такие грустные глаза? Потому что кукловоду приходилось держать его на вытянутой руке. По шесть часов съемки! Рука немела, и эта боль... она как-то передавалась кукле.

Я пригляделся. Действительно – в пластиковых глазах крокодила было что-то грустно-человеческое.

Когда пленка закончилась и экран погас, в комнате остался только свет настольной лампы - той самой, под которой, как я теперь знал, художники ночами перерисовывали кадры.

- Почему они так старались? - спросил я, вертя в руках пустую бобину. – Зарплата-то небось маленькая была…

Бабушка поправила платок на голове, в котором всегда ходила дома:

- Потому что верили. Что если сделать по-настоящему хорошо – это останется навсегда, - бабушка грустно хмыкнула. – Мы работали тогда не за зарплату… Была вера в то, что мы делаем действительно нужное дело!

За окном стемнело. Где-то вдалеке гудел поезд – совсем как тот голубой вагон, что качался на экране час назад.

Завтра я достану следующую пленку. Ту, где живет ёжик. Но это уже другая история.

-2

Тайна стеклянных глаз ёжика

На следующее утро я проснулся от странного звука – будто кто-то осторожно перебирал стеклянные шарики. Солнечный луч, пробивавшийся сквозь занавеску, поймал в свою ловушку миллионы пылинок, танцующих над открытым чемоданом с плёнками.

- Искал вот эту, - бабушка протянула мне бобину без надписи, только с нарисованным маркером грибом.

Бабушка сама поднялась на чердак и достала из чемодана бобину? Это что-то новенькое!

Плёнка оказалась старше других — её края были изъедены временем, как осенние листья. Когда я осторожно разматывал её у проектора, от неё пахло целлулоидом и чем-то ещё... ванилью? Или это просто пахли бабушкины руки?

Экран вспыхнул синим. Не привычной заставкой, а просто цветом — глубоким, как вода в лесном озере. Потом появились титры: «Ёжик в тумане. 1975 год».

Не такая уж и старая плёнка. А что же с ней происходило, что она выглядит как старая?

Хотел спросить у бабушки, но глядя на экран вдруг понял, что это была не та версия мультфильма, что показывали по телевизору.

- Это же...

- Черновая работа, — кивнула бабушка. – Ты же знаешь, Норштейн делал 32 варианта тумана? Вот один из первых.

На экране ёжик шёл не через привычный молочный туман, а сквозь что-то похожее на кружево. Потом кадр дернулся – и я увидел то, чего не должно было быть: руку художника, поправляющую куклу за кадром.

- Они специально оставили?

Бабушка улыбнулась той особой улыбкой, когда вспоминает что-то дорогое:

- Это был четвертый дубль. Кукла зацепилась за проволоку, и Юра Борисович так разозлился, что чуть не разбил световой стол. Но потом посмотрел на плёнку и сказал: «Пусть останется. Пусть видят — он же настоящий».

Во время сцены у реки бабушка вдруг встала и вышла. Вернулась с маленькой коробочкой, оклеенной пожелтевшим скотчем.

- Держи, — сказала она просто.

В коробке лежал... нет, не ёжик. Каркас из тонкой проволоки, несколько стеклянных бусин вместо глаз и клочок меха, выцветший до рыжего.

- Это...

- Пробный вариант. Глаза не те – в мультфильме они из чешского стекла, специально заказывали. Но этот... – она осторожно провела пальцем по проволоке, - ...этот держал в руках сам Норштейн.

Я вдруг представил, как великий режиссёр, тогда ещё молодой, нервно теребит эту проволоку, пытаясь поймать то самое выражение – не испуг, не удивление, а то особенное состояние, когда понимаешь, что мир больше, чем казалось.

Когда вечером я осторожно положил каркас ёжика обратно в коробку, бабушка неожиданно сказала:

- Завтра покажу тебе самое ценное.

- Что?

- Ты увидишь, - она прикрыла крышку проектора, и в комнате сразу стало темнее. - Только предупреждаю – это не совсем мультфильм. Вернее, это мультфильм, который так и не стал мультфильмом.

За окном зашумел дождь – тот самый, что стучал по крыше студии в далёком 1978-м, когда художники засиживались допоздна, рисуя наши сны.

Тогда совсем ещё молодая бабушка решила не выбрасывать черновые плёнки, а смонтировала в один уникальный фильм…

-3

Последняя плёнка

Проснулся я оттого, что по крыше стучал дождь – ровно такой же, как вчера вечером. Только теперь капли оставляли мокрые следы на стекле, похожие на те, что оставались на целлулоидных плёнках после монтажа. И звук ударов капель о стекло был громче чем вчера. Наверное специально, чтобы меня разбудить. Бабушка уже сидела у окна с той самой коробкой – большой, плоской, перевязанной бечёвкой.

- Это...

- Не торопись, - её пальцы развязывали узел медленно, будто боялись спугнуть то, что хранилось внутри. – Знаешь, что такое «полочный фильм»?

Я покачал головой, хотя и знал. Пусть бабушка расскажет. Я же вижу, как ей хочется самой всё рассказать. Коробка открылась с тихим шорохом. Внутри лежала плёнка, но не обычная - какие-то листы прозрачной кальки с нарисованными карандашными эскизами, несколько фотографий, и... письмо. Конверт пожелтел по краям.

- 1979 год. «Большой Тылк» - кукольный фильм по сказке Виталия Бианки, - бабушка достала один лист кальки. На нём был нарисован лисёнок с огромными, грустными глазами. – Делали два года. Полностью завершили. И... положили на полку.

Проектор жужжал тревожно, будто чувствовал, что ему покажут что-то особенное. На экране оживали карандашные наброски – лес, поляна, маленький лисёнок, который учился выживать один.

- Почему не выпустили?

- Сказали – «слишком меланхолично для советских детей». Хотя... – бабушка достала письмо, - ...реальная причина была в этом.

Письмо было от какого-то чиновника. Фраза обведена красным: «Персонаж вызывает нездоровую жалость, вместо воспитания стойкости».

- Видишь ли, - бабушка провела пальцем по экрану, где лисёнок прижимался к замёрзшему дереву, - они боялись, что дети почувствуют... слишком много. А мультфильмы должны были учить только хорошему. Простому хорошему.

Кадры сменялись. Лисёнок находил друзей – раненую сороку, старого крота. Но финал... его не было. Последний кадр был пуст.

- Что случилось в конце?

Бабушка молча достала фотографию. Группа людей в студийном павильоне — все в рабочей одежде, уставшие, но улыбающиеся. В центре – кукла того самого лисёнка. А позади...

- Это же...

- Декорации к последней сцене. Лисёнок должен был уйти в лес. Навсегда. Но плёнку разрезали прямо перед финальным монтажом.

Поздно вечером, когда бабушка уснула, я снова открыл коробку. Под всеми эскизами лежал маленький кусочек плёнки – всего три кадра. Я поднёс его к свету.

На первом — лисёнок оборачивается.

На втором — его глаза (такие же стеклянные, как у ёжика) ловят свет.

На третьем...

Третий кадр был засвечен. Только силуэт, только намёк на движение. Но мне показалось, что он машет лапой.

Я так и не узнал, преднамеренно ли сохранился этот обрывок. Может быть, кто-то из монтажёров тайком вынес его из студии. Может быть даже бабушка это сделала. Или, может быть, он просто затерялся среди других плёнок, чтобы однажды найтись в старой коробке под бабушкиной кроватью.

На следующее утро дождь закончился. Я аккуратно сложил всё обратно, но оставил на столе ту самую коробку – чтобы бабушка поняла.

Она посмотрела на меня, потом на коробку, и вдруг улыбнулась той самой улыбкой, которая бывает только у людей, знающих настоящую цену чуду.

- Значит, будем смотреть следующую?

В её руках уже блестела новая бобина. Но это уже совсем другая история.

Все картинки данной публикации сгенерированы нейросетью Шедеврум по запросу автора канала
Все картинки данной публикации сгенерированы нейросетью Шедеврум по запросу автора канала

У меня к вам всего один вопрос, дорогие мои читатели подписчики и гости канала, стоит ли продолжать писать о мультфильмах в рассказах или лучше в статьях?

Вот ссылки на статьи о мультфильмах:

О разных мультфильмах | Записки трудного ребёнка | Дзен

До свидания! Если вы вдруг найдёте негативы, не спешите их выбрасывать, ведь это всё же история!