«В руководстве проектом есть особая магия»
Меня зовут Анна Тархова. Я руководитель проектов с опытом работы в сфере консалтинга, инвестиционно-строительных проектов и ГЧП, внедрения информационных систем и менеджмента знаний. Также имеется значительная практика проведения маркетинговых мероприятий, ивент-менеджмента и публичных выступлений.
Сейчас я руковожу проектом Wiki K2B и являюсь Главным редактором портала «Межотраслевая база рынка знаний WikiK2B.ru». Это проект, который входит в экосистему Интеллектуальная биржа, платформу для заключения сделок с интеллектуальными услугами и продуктами.
О проекте Wiki K2B
Проект WikiK2B — это проект создания базы знаний рынка интеллектуальных услуг в России. База знаний ведется онлайн, на доступном в сети Интернет портале www.WikiK2B.ru. Портал начал свою раоту в 2020 году.
WikiK2B, как отраслевая база знаний, собирает информацию об участниках рынка, их продуктах и услугах, а также статьи о профессиональной терминологии и методиках работы рынка. Проект реализуется на принципах «открытости» — каждый участник рынка имеет право на создание профиля, публикации статей на Вики, с учётом прохождения модерации на предмет непротиворечия текущему законодательству и «интернет-троллингу».
По состоянию на конец мая 2025 года на портале WikiK2B.ru было опубликовано 2630 статей и зарегистрировано 1932 пользователя. Рынок интеллектуальных услуг представлен в виде профилей 286 компаний, разместивших 1363 интеллектуальных продукта на портале.
Клиентами WikiK2B являются организации любого типа — от индивидуальных предпринимателей и самозанятых до компаний. Наши продукты — это профессиональные решения для бизнеса в сфере интеллектуальных услуг, то есть knowledge to business (K2B). Например: аудит, финансовый консалтинг, дизайн, маркетинг, научно-исследовательская работа, инжиниринг. Сейчас на платформе WikiK2B представлено 15 секторов.
Изначально этот проект был задуман Идеологами как аналог «жёлтых страниц» — большого каталога компаний, где можно было найти исполнителя для конкретных задач, например, для бухгалтерских услуг, и связаться с ним. Вики-формат был выбран потому, что проект задумывался как энциклопедия, также нам важно было описать рынок и его профессиональную терминологию.
Движок Википедии
Также важным является то, что поставщики услуг могут раскрыть свой профиль, знания и компетенции в удобном, достаточно лаконичном формате — в виде вики-страниц. За основу мы взяли движок большой Википедии — MediaWiki. Погружаясь в техническую сторону проекта, можно сказать, что у нас есть стандартная структура сайта. Это определённая логика построения портала. Мы используем такую же структуру, как в большой Википедии. Это в первую очередь, возможность выстраивания системы ссылок между страницами, а также структура связей категорий и подкатегорий понятий — семантической структуры данных. Она даёт нам важные преимущества в функциональности, позволяя раскрывать знания поставщиков для потенциальных потребителей. Кроме того, что особенно важно, система обеспечивает возможность совместной работы нескольких пользователей одновременно над одной статьей.
Мы предоставляем пользователям доступ к их профилям: они самостоятельно заполняют свои данные, могут публиковать документы, материалы, размещать ссылки на ресурсы. Мы, в свою очередь, отвечаем за логику построения сайта и модерируем тексты.
При этом мы стараемся быть достаточно лояльными, проверяя контент в основном на соответствие нашей редакционной политике и общей структуре сайта. Наша цель заключается в создании «живого» проекта; мы хотим вовлечь рынок, чтобы участники самостоятельно создавали и размещали контент.
Проект имеет коммерческую основу: если сделки заключаются с использованием наших сервисов, в том числе информации о компаниях и оферт на продукты, биржа получает комиссию с этих сделок.
Организация мероприятий в Wiki K2B и Интеллектуальной бирже
Если мы говорим об организации событий, у нас есть event-направление, которое относится к продвижению. В частности, раньше у нас был цикл мероприятий под названием «Дни открытых дверей». Мы приглашали участников рынка к взаимодействию и совместно обсуждали, какой должна быть структура этого проекта.
Сейчас мы перешли к формату бизнес-завтраков, где обсуждаем продвижение конкретных продуктов и услуг. У нас есть сотрудник — эксперт по коммуникациям. Она занимается непосредственной организацией, а я, как руководитель проекта, участвую в этом процессе и координирую его на своем уровне.
Образование в сфере менеджмента
Я училась на международном менеджменте в БГТУ «Военмех» имени Д. Ф. Устинова, а затем — в магистратуре по информационному менеджменту в Норвегии. У нас была программа по обмену: я уезжала в Норвегию, там защищала магистерскую диссертацию, сдавала экзамены и даже учила норвежский язык на английском. В общем, это был неоценимый опыт.
Когда я приехала учиться в магистратуру, для меня открылось, что менеджмент — это очень серьёзная дисциплина, самостоятельная наука и отдельная сфера деятельности.
У некоторых наших преподавателей я наблюдала мнение, что чаще всего руководителями становятся самые опытные профессионалы. В Европе, в частности в Норвегии, подход был иной: такой вариант действительно возможен, когда талантливые эксперты со временем становятся способны руководить, но это происходит не всегда. Это не правило, и часто оказывается, что эксперт в своей области может быть плохим руководителем.
Более того, там подчёркивали, что менеджмент — это именно отдельная наука и сфера деятельности. То есть ты можешь не быть выдающимся экспертом, но при этом стать отличным руководителем. Однако верно и обратное: нельзя стать руководителем, совершенно не разбираясь в своей области. Чтобы управлять больницей, нужна медицинская специализация, но кроме этого необходимо профильное образование и навыки медицинского администрирования.
Сейчас я вижу, что ситуация на рынке изменилась. Российская практика пришла к пониманию, что для руководящей работы нужно специальное образование. В моду вошли и проектное управление, и MBA, и администрирование, различные управленческие навыки вроде тайм-менеджмента — то, что составляет суть работы руководителя.
Первая работа
Моя первая работа была в Военмехе, в отделе международных образовательных программ, который курировал программу по обмену с Норвегией. Именно там я получила первый опыт в event-менеджменте.
К нам приезжали норвежские делегации, в том числе норвежский принц Хокон. Существовал очень сложный нюанс: Военмех — это оборонный ВУЗ с жёсткими требованиями к безопасности и контрольно-пропускной системе. А мы принимали иностранных гостей, поэтому каждое согласование их визита было сложным, но важным и необходимым процессом.
В отделе международных образовательных программ я была одним из ключевых организаторов. Также там работали Начальница отдела и её заместитель, от которых я получила неоценимый опыт и знания в сфере организационной работы.
Роль руководителя
Если говорить непосредственно о роли руководителя проекта, то я познакомилась с ней в Комитете по инвестициям Санкт-Петербурга, где мы занимались проектами государственно-частного партнёрства. Это были очень крупные инфраструктурные проекты, такие как развитие и реконструкция аэропорта Пулково.
К работе привлекались иностранные консультанты по юридической, финансовой и технической части. Это были компании с высокой экспертизой и отличной репутацией, «большая четвёрка», английские инженерно-технические консультанты, юридический консалтинг с мировой практикой. Там я, пожалуй, впервые увидела «магию» проектного управления — когда из хаоса (множество людей, массы разрозненных знаний, огромного количества сложных интеллектуальных задач) внезапно рождается нечто действительно новое, важное и значимое.
Также же присутствовал серьёзный event-менеджмент, поскольку мы организовывали инвестиционные семинары и роуд-шоу. В частности, роуд-шоу по развитию аэропорта Пулково правительство Санкт-Петербурга проводило в Лондоне. Я участвовала в подготовке некоторых роуд-шоу: мы готовили презентационные материалы, согласовывали PR-составляющую, взаимодействие с новостными агентствами и журналистами.
Позже я перешла в IT-проекты, начав погружаться в техническую часть. Есть IT как чистая разработка, а есть — как внедрение готовых продуктов, чем я и занималась.
Могу сказать, что руководство проектами — это невероятно увлекательное занятие, меня всегда к этому тянуло. В этом есть особая «магия»: ты выступаешь как связующее звено, можешь собрать команду, спланировать её работу, синхронизировать усилия так, чтобы получить единый результат. Конечно, неизбежны трудности, конфликты и ошибки, но когда чувствуешь эту энергию — это по-настоящему вдохновляет. Можно сказать, что руководство проектом – это искусство создать синергию действий команды.
Наставники
Чаще всего моими наставниками и людьми, которые меня вдохновляли, становились более опытные коллеги. Когда я пришла в Комитет по инвестициям, то увидела, как люди работают с глобальными проектами и иностранными консультантами, я впервые ощутила, что такое системное мышление. Его можно попытаться развить через образование, но не менее важны изначальные склонности и практический опыт.
Сейчас примера вдохновляющих людей для меня являются идеологи и основатели Интеллектуальной биржи: Валерий Платонов, Павел Савченко и Олег Лавров. Они поразили меня свободой мышления, новаторскими идеям и «интеллектуальным бесстрашием» как говорят в Бизнес объединении Кубит. Я всегда работала по найму, и хотя у меня иногда возникали мысли: «А вот бы попробовать что-то творческое, запустить свой проект», но серьёзных шагов в этом направлении я так и не сделала, так как понимала, что предпринимательство требует готовности брать на себя риски, в том числе финансовые.
Когда я начала работать над проектами Интеллектуальной биржи, то впервые столкнулась с частными предпринимателями, которые с нуля построили свои бизнесы самостоятельно. Они совершенно по-другому относятся к задачам и ожидают иных результатов. Это был поистине ценный и вдохновляющий опыт.
У меня были определённые базовые установки, сформированные опытом работы по найму: «так делать нельзя, потому что так не принято». А тут ты начинаешь работать с предпринимателем, который говорит: «Выбрось все эти установки в мусорку — нет правил, которые нельзя пересмотреть». Это помогло мне снять барьеры в мышлении.
Параллельно я занимаюсь научной деятельностью, в частности, пишу кандидатскую диссертацию. И в этой сфере есть признанный эксперт — Татьяна Альбертовна Гаврилова, которая меня вдохновляет. Она Руководитель Санкт-Петербургского отделения Российской Ассоциации Искусственного Интеллекта, а также занимает ещё ряд важных должностей. Меня особенно воодушевляет её пример в контексте гендерных вопросов, ведь и в менеджменте, и в управлении проектами, и в IT до сих пор сохраняется неофициальное предубеждение против женщин.
Важно обрести уверенность в себе — почувствовать себя женщиной-руководителем проекта или ивент-менеджером.
Выученные уроки
Урок номер один: «Не нужна идеальная работа — нужна достаточно хорошая работа».
Достаточно хорошая для той цели, для которой она предназначена. Когда я начинала свой путь, во мне был определённый идеализм, идущий от внутренних стандартов: нужно сделать всё идеально, чтобы никто не мог меня раскритиковать, чтобы никто никогда не нашёл ошибку.
Надо бороться с «синдромом отличницы». Расскажу историю в качестве примера:
Нам предстояло провести Roadshow инвестиционно-строительного проекта. Неожиданно начальница, курировавшая мероприятие, уехала в командировку. Я, год проработавшая с ней, осталась за главную.
Синдром отличницы взял верх — я выжала из себя все 150%, чтобы доказать, что справлюсь. К приезду начальницы всё было идеально: она осмотрела площадку, похвалила и доверила проведение.
Но цена оказалась высокой — несколько бессонных ночей, тотальная проверка всего. В кульминационный момент, когда выступал важный чиновник, я решила проверить последние детали. При этом я открыла дверь в зал, где проходило мероприятие и раздался жуткий скрип! Все обернулись, выступающий замолчал. Я испытала сильный стыд, так как в публичных мероприятиях такие вещи очень важны.
Позже у меня были ещё подобные случаи, но со временем я сделала вывод: не так важно всё идеально проверить. Гораздо важнее «быть в ресурсе» во время самого мероприятия. На мой взгляд, в «ивентах» невозможно всё просчитать со стопроцентной точностью — всегда остаётся поле неопределённости. Чтобы мероприятие получилось крутым, лучше выспаться, отдохнуть и быть в форме — тогда сможешь правильно среагировать в нужный момент, а не наломать дров от усталости.
Второй урок: «Любая дорога начинается с маленьких шагов». Очень часто в проектном управлении ставят глобальные цели — масштабные, долгосрочные. Можно, конечно, написать план на пять лет, на 10 лет или прогноз развития на несколько десятилетий. Но если пытаться детализировать его на весь этот срок, то неизбежно всё пойдет «не по плану», здесь мы снова попадаем в поле неопределённости: жизнь сложнее любого планирования. Каким бы хорошим менеджером ты ни был, жизнь всё равно богаче на события, чем ты себе это представляешь.
Меняется политика, вводят санкции — и все пятилетние и даже годовые планы можно выбрасывать. Поэтому для достижения цели нужно двигаться небольшими шагами. Не пытаться объять необъятное, не стремиться сразу прийти к финальной точке. Даже не стараться расписать всё слишком подробно. Нужно определить вектор, поставить ориентиры, но детально планировать только ближайший этап. Сделать небольшой шаг — протестировать его. Пройти отрезок пути — осмотреться.
Конкретный пример вспомнить сложно, но этот урок я усвоила во многих проектах, в том числе в Wiki K2B.
Планы на будущее
Мне хочется реализовывать значимые проекты, создавать синергию управления проектом, также чтобы результаты работы действительно были востребованы людьми. Безусловно, есть момент, когда ты стремишься развиваться как профессионал и зарабатывать деньги. Но сейчас для меня большую ценность приобрела социальная значимость — я хочу, чтобы мои проекты были по-настоящему полезны, помогали людям, развивали и приносили пользу.
У меня есть шестилетняя дочь, и у неё начался период вопросов: «Мама, а чем ты занимаешься? А зачем? А почему?». Когда слышишь эти детские «почему», невольно задумываешься о смысле своей работы — появляются новые приоритеты.
Ещё мне хотелось бы продвинуться в научной работе. У меня есть желание защитить диссертацию и совмещать практику с теорией. Преподавание мне в принципе нравится — был период, когда я помимо основной работы вела курсы по маркетингу, инвестиционно-строительным проектам, государственно-частному партнёрству и проектному управлению.
Правда, это были скорее разовые выступления в роли приглашённого эксперта. У меня нет учёной степени, и я хотела бы защититься, получить признание в научном сообществе и параллельно заниматься исследованиями. Я считаю, что для профессионала это важный этап развития — не только применять знания на практике, но и формализовать их, «упаковывать» знания и передавать студентам, создавать что-то новое и в академической сфере.
Автор статьи — Гинтова Мария Сергеевна