«Пусть нам повезёт». Сутки до матча «Краснодар» – «Динамо»
Жителям Москвы и Санкт-Петербурга крайне трудно понять, чем живут регионы в исторические спортивные моменты. Столица делится по районам – часть за ЦСКА, часть за «Спартак», часть за «Динамо» и «Локомотив» – проще говоря, никакого единения. Одна часть будет недовольна другой – и всё это превращается в замкнутый круг.
В Питере же ситуация иная. Там люди за несколько последних лет к успехам попросту привыкли. Шестилетняя гегемония «Зенита» убивает спортивный азарт, даже если он второй год кряду выковывается в захватывающей чемпионской гонке.
Так что понять легкий трепет перед чемпионским матчем «Краснодара» и «Динамо» могли разве что жители Казани или Владикавказа, следившие за Чемпионатом России в 1995, 2008 и 2009 годах. В тех сезонах региональные команды рискнули бросить вызов столичным клубам и ценой невероятных усилий одержали победу в неравной борьбе.
Впрочем, то было настолько давно, что даже вспоминать страшно. 2008? 2009? 1995? Что было в те годы? Один бог разберёт, а вот майские воспоминания 2025 пока ещё можно вспоминать покадрово.
Я уходил из амфитеатра Парка Галицкого после игры 29-го тура с «Оренбургом» в хорошем и чуть взбудораженном состоянии. Команда одержала тяжелую и нервную победу над аутсайдером, подойдя к последнему туру не в лучшей форме, но с преимуществом в 1 очко над «Зенитом».
Люди брели домой. Кричалки обволакивали Парк Сергея Галицкого, а в голове крутилась одна мысль: что же будет в последнем туре? И крутилась она, вероятно, у большей части южного города-миллионника.
Люди жили с этой мыслью всю неделю. Даже за сутки до матча волнение не отпускало. В диалогах по городу всё чаще проскакивали фразы о «Краснодаре», причём в совершенно разном контексте. Одни возмущались ценам на билеты, вторые просто радовались покупке. Третьи же размышляли, где они, наконец, будут смотреть исторический матч: в амфитеатре или в одном из сотен краснодарских баров.
Город по-настоящему бредил игрой с «Динамо». В нём не было ни единого уголка, где люди могли бы упрятаться от назойливых новостей. Даже на балконах жилых комплексов скрыться от «чёрно-зеленого» волнения оказалось невозможно.
Рассматривая краснодарские дворики с высоты четвёртого этажа, я размышлял над тем, как закончится матч. Мыслей оказывалось слишком много. В конце концов, переживать за то, что от тебя не зависит – это самое благородное убийство нервных клеток. И на него жители Краснодара уверенно шли. Причём даже те жители, которые могли от матча дистанцироваться.
Вслед за мной, на балкон моего ЖК вышел сосед – мужчина в футболке «Кубани». Ещё со старой, но родной эмблемой. Встав в задумчивую позу, он мирно закурил и завёл неприметный диалог на самую логичную и ожидаемую тему.
– На матч идёшь? – спросил он, не поворачиваясь.
– Иду, – ответил я, осознавая, что речь явно не об игре «Кубани» против «Велеса».
– Желаю удачи. Пусть нам повезёт, – сказал сосед и сделал свою последнюю затяжку.
После он ушел молча. Я снова один, снова смотрю на бегающих внизу людей и размышляю на тему матча «Краснодар» – «Динамо», словно нет в этом мире ничего важнее футбола.
Хотя почему же «словно». Вероятно, для города за сутки до матча и впрямь не было ничего важнее. Ведь если некогда «заклятые враги» желают удачи – значит, ты делаешь благое дело. Объединяющее всех и каждого.
«Пусть нам повезёт» звучало, как приговор вражде. Город объединялся ради победы. Город ждал и верил. А потому действительно хотелось надеяться, что всем нам повезёт.
Всем нам.
«Это история, я хочу быть там». День матча «Краснодара» и «Динамо»
День решающего матча люди воспринимали по-разному. Кто-то был уверен в итоговой победе, а кто-то без устали волновался, не жалея собственного здоровья. Впрочем, и те, и другие с напряжением решили бороться одинаково, приехав в Парк «Краснодар» задолго до старта матча.
Удивительно, но на разных арт-объектах то и дело появлялись фанаты с разноцветными подушками. «Возможно, я не знаю о какой-то акции», – подумалось мне, но на деле же ответ был куда прозаичнее. Подушки люди взяли из амфитеатра, считая, по всей видимости, что это поможет им хоть как-то удержать место.
Только как же они ошибались…
«Тут некоторые люди с 8 утра», – говорит одна из работниц парка своим коллегам, раскладывая подушки в преддверии матча. Она ещё не знала, что эти же самые подушки полетят в воздух, когда Эдуард Сперцян забьет третий гол в ворота «Динамо».
Этому предшествовало ещё несколько затяжных часов, между которыми была тонкая нить из волнения и ожидания. Чем ближе было к матчу – тем больше людей толпились у входов. Входов любых: у стадиона, у баров и, конечно, у всё того же амфитеатра, в стенах которого собралось более тысячи человек.
Я пришел туда по рабочим задачам за четыре часа. Опросил людей, почему они решили смотреть встречу «Краснодара» и «Динамо» именно здесь. Большая часть, не стесняясь в выражениях, говорила: «Билетов не было». Из чего становилось ясно: если бы стадион «быков» вмещал миллион человек, то и в таком случае он был бы заполнен до отказа.
Но повезло лишь 33 тысячам счастливчикам. Остальные сотни тысяч остались у телеэкранов или нашли другой способ наблюдать за легендарной игрой.
По мере приближения часа X город гудел всё сильнее. Уши закладывало от количества единовременно звучащих голосов – и речь даже не о ситуации на стадионе. Гигантские очереди расползались по парку вместе с множащимися криками: «КРА-СНО-ДАР».
Краснодар горел игрой и объединял судьбы. Каждый готов был мириться с мелкими неудобствами. Каждый человек, которого мне доводилось опрашивать в преддверии матча словно дополнял другого.
«Зачем вам там быть?», – спрашивал я у одного из фанатов, стоявшего в конце гигантской очереди. На мой вопрос ответил просто: «Это история, я хочу быть там. Встретимся после матча».
Но после матча мы с ним не встретились. Как не встретились и с другими опрошенными, затерявшимися в толпе ликующих людей. Зато и я, и все мы прикоснулись к великой истории, которая завершилась разгромом «Динамо» со счётом 3:0.
«Он обнял меня. Я не знаю, кто это». Как Краснодар праздновал чемпионство?
Мужчина вышел на оживленную дорогу и начал размахивать флагом «Краснодара» перед машиной ДПС. Решив окончательно перевернуть миф о «злых русских», полицейские не задержали радостного мужчину – даже наоборот. Правоохранители охраняли счастье города и через громкоговоритель кричали: «Чёрно-зелёные».
В заведениях на улице Красной не было ни одного места, куда бы ни ступила нога человека в шарфе «Краснодара». Каждый делал маленький шаг для человека и огромный шаг для человечества, выискивая свободные места то в одном, то в другом заведении.
И пускай посидеть удавалось не везде, отовсюду слышались до боли знакомые кричалки: «Чёрно-зелёные», «вперёд, «быки» и, конечно, «чемпионы, оле-оле-оле». Город вошёл в состояние праздника и загулял так, как не делал это очень давно.
Последний раз, вероятно, столь масштабно и долго что-то отмечали после победы России над Испанией в 2018, но и тогда гуляний по городу было не так много. В ночь с 24 на 25 мая повсюду, куда ни шли горожане, они натыкались на спортивную символику, постоянные радостные гудки автомобилистов, которые, как кажется, впервые не слишком расстраивались из-за 10-балльных пробок.
Большие группы охватывали маленькие группки, после чего они сливались и шли по Красной уже в едином порыве. Болельщики обнимали случайных прохожих и поздравляли с победой. Некоторым могло показаться, будто все в ту ночь были знакомы со всеми, но после очередных случайных объятий люди выдавали: «Я не знаю, кто это».
Да и не надо. Краснодар стал единым целым и отмечал так, словно не было в этом мире ничего важнее футбола. Хотя почему «словно»…
Южное безумие разрасталось от часа к часу. На Главной городской площади, под развивающимся флагом ФК «Краснодар», без умолку звучали кричалки. По загруженным дорогам центра города продолжали ехать счастливые автомобилисты, поздравляя прохожих криками из окон.
Единственными пострадавшими от происходящего стали, вероятно, жители близ лежащих домов. Однако в такую ночь о победе клуба должны были знать все. И не было никого, кто остался бы вдалеке от праздника футбола.
Веселье тянулось заслуженно долго, но и оно, однако, имеет свойство угасать. Улицы тихо пустели к рассвету, сопровождаясь вызовом такси и счастливой поездкой с накрученной из-за возросшего трафика стоимостью.
В полуразрушенном и всецело счастливом состоянии я выходил из авто и снова поднимался на четвёртый этаж. Я вновь выходил на тот самый балкон, где ещё сутки назад гадал над тем, как же завершится матч «Краснодара» и «Динамо».
Теперь гадать было не над чем. Казавшаяся неумолимо важной игра растворилась, и о ней не осталось даже сторонних мыслей. Лишь приятное ощущение выполненного долга – как фанатского, так и журналистского.
Легендарный сезон заканчивался легендарной победой. Кто-то вдалеке продолжал праздновать, но то были маленькие островки безумия. В общем и целом город тихо засыпал после дикой ночи, сохраняя с собой одну лишь фразу: «Чемпионы, оле-оле-оле».
«Краснодар» – чемпион. Сергей Галицкий – чемпион. Южный город, исполнивший свою мечту, – чемпион.
Мы – чемпионы.
И этого уже никто не отнимет.