25 июля 1547 года прошла коронация 28-летнего Генриха II. Торжества состоялись в Норт Дам де Реймс (Notre-Dame de Reims) или Реймсском соборе, который с раннего средневековья использовался для коронации французских монархов. Мы уже упоминали этот собор в статье о Жанне д’Арк, где при непосредственном участии Орлеанской девы был коронован дофин Карл VII. Эту статью можно прочитать здесь https://dzen.ru/a/ZWX355w2Ux2XAYTB
Однако, церемония Торжественного въезда Генриха II в Париж прошла только зимой 1549 года. Само это мероприятие - Торжественный въезд короля в подвластный ему город – в средневековье имело большое значение. Оно было символом легитимации королевской власти и актом взаимного признания короля подданными и поданных королем. Как правило церемония представляла собой пышное театрализованное представление с учетом политической ситуации. Для создания декораций привлекались самые известные художники, в работе над сценарием принимали участие самые именитые писатели и композиторы. Все-таки речь шла о государе. Так, например, при Торжественном въезде королевы Изабеллы Баварской в Париж не только все дома в городе были украшены гобеленами, прекрасными коврами и тканями, но и коровы на полях укрыты тканями с королевскими гербами и колокольчиками. В общем, такая средневековая инаугурация со всеми соответствующими символами и атрибутами.
Церемония Торжественного въезда Генриха II в Париж превзошла все до этого момента существовавшие подобные празднества. Английский гуманист Джон Стюарт, присутствовавший на церемонии, сравнил ее с античными римскими триумфами. А Европа еще долго рассыпалась в похвалах этого необыкновенно пышного и богатого торжества. Главным ответственным за церемонию был французский писатель, гуманист, один из ярких интеллектуалов своего времени Жан Мартен. В оформлении городских улиц и создании декораций участвовали поэт, эссеист и грамматик-неоплатоник Томас Себилле, скульптор Жан Гужон, архитектор Пьер Леско, художники Жан Кузен и Шарль Дорильи и латинист Салмон Макрин. В общем, хорошо образованная и талантливая компания. Для церемонии были сооружены несколько триумфальных арок, обелиски, пятым сооружением на пути следования торжественной процессии был фонтан у церкви Невинно убиенных младенцев на улице Сен-Дени. Это единственный объект этого театрального действа, который дошел до наших дней. Он был исполнен в камне, а не в дереве, как другие объекты. Фонтан был построен по проекту Пьера Леско и Жана Гужона. Сегодня он является старейшим монументальным парижским фонтаном.
Вообще эпоха Возрождения превратила фонтаны в феерический театр из великолепных скульптур и каскадов воды. Однако, далеко не все фонтаны, созданные в этот период, дошли до нас в первоначальном виде. В 1630 году по заказу Марии Медичи, вдовы короля Франции Генриха IV, в Люксембургском саду возвели «Фонтан Медичи» в стиле итальянского маньеризма. На протяжении истории фонтан неоднократно перестраивался, менял свой вид и даже переносился с места на место. Так сначала исчезли две нимфы, пьющие воду из кувшинок, их место заняли новые скульптуры, представляющие реки Рону и Сену, затем появилась мраморная статуя Венеры. Однако она тоже чем-то не угодила последующему скульптору-реставратору, и вместо нее появилась скульптурная группа из циклопа Полифема и влюбленных Акида и Галатеи. Причем в связи со строительными работами в Париже фонтан несколько раз переносили с места на место, пока, наконец, он не занял свое нынешнее место. Так что от задумки Марии Медичи осталось только название.
Надеемся, вы помните, что античная Галатея никакого отношения к скульптору Пигмалиону не имела, в нее был влюблен циклоп Полифем, а она любила юношу Акада. Если забыли, то прочитайте нашу статью о скульпторах и скульптурах https://dzen.ru/a/ZdN8VcYYfS-To27M
Эпоха барокко - поистине золотой век фонтанов. Началась она с Рима. Именно в этот период в итальянской столице были созданы уже упомянутые фонтаны Треви, фонтан Тритон, фонтан Четырех Рек, фонтан Боркачча и другие фонтаны, представляющие собой объемные картины, наполненные аллегорическими фигурами, где вода является оживляющим элементом и украшением скульптурной композиции. Она больше не несет своей основной функции – питьевого источника. Она – часть произведения искусства, которым нужно любоваться.
Чуть позднее во Франции во дворце Версаля Людовик XIV начал возводить прекрасные сады в классическом стиле регулярного французского парка, где фонтаны стали центральным элементом. В Версале около 2000 фонтанов и бассейнов. Основные это фонтан Апполона, Флоры, Сатурна, Дракона, Нептуна, Дианы, Энцелада и другие. С мая по октябрь каждые выходные посетители парка становятся свидетелями потрясающего зрелища – Праздников фонтанов. В это время можно наблюдать всю мощь и возможности фонтанов в музыкальном сопровождении.
С самого начала строительства парка и фонтанов возникла огромная проблема нехватки воды. Для решения проблемы и насосной подачи воды из Сены в Версальский дворец Людовик XIV построил машину Марли. Это была огромная система, состоящая из четырнадцати гигантских водяных колёс 11,5 метров в диаметре, приводивших в движение более 250 насосов, которые поднимали воду на 162 метра вверх по склону холма от Сены к акведуку Лувесьен. Машину Марли строили 3 года, ее стоимость составила гигантскую сумму - 5 500 000 ливров, она стала самым сложным инженерным объектом XVII века. Проработала машина 133 года, а затем была разрушена. На ее месте сначала появился паровой двигатель, а в ХХ веке – электромеханический насос.
В 1715 году русский царь Петр I подумал, подумал и решил: а чем мы хуже Версаля? Да ничем! И построил на южном берегу Финского залива великолепный дворцово-парковый ансамбль, названный в честь него любимого Петергоф, буквально «двор Петра».
Получился всем дворам двор! Этот парковый ансамбль возводился на протяжении нескольких столетий, он состоит из нескольких садово-парковых ансамблей: «Нижний парк», «Верхний сад» и «Английский парк», «Александрия», «Колонистский парк», «Луговой парк», «Александринский парк», «Сергиевка», «Собственная дача». И конечно в этом чудесном парке огромное место уделено фонтанам.
Одним из первых стал фонтан «Сноп» - центральной композицией является связка колосьев. Всего в Петергофе 147 действующих фонтанов. Наиболее известные: «Самсон», «Шахматная гора», «Нептун». «Межеумный», впрочем, все 147 фонтанов перечислять нет смысла, их нужно видеть. А это потрясающее зрелище! Кстати, свой дворец Марли Петр тоже построил. Он находится в западной части ансамбля. В 1717 году Петр посетил это место во Франции, где своими глазами увидел фонтаны парка Марли и «Машину Марли». Однако, для бесперебойной подачи воды в фонтаны Петр создал свою систему – фонтанный водовод. В отличии от «Машины Марли», вода в фонтаны поступала самотеком от Ропшинских высот. Строителем стал инженер-гидравлик Василий Григорьевич Туволков, работы вели солдаты Нарвского, Выборгского, Псковского и Петербургского гарнизонов. Такой вот стройбат Петра Великого. Впоследствии водовод достраивался и модернизировался, и, в отличии от «Машины Марли», дожил до наших дней снабжает водой не только фонтаны, но и население.
А еще Петр построил фонтан-шутиху – «Диванчики», а Екатерины II в 1784 году добавила «Елочку».
Фонтан-шутиха — это такой фонтан с сюрпризом. Вот идет какая-нибудь дама, обмахиваясь веером, и вдруг бац – и уже стоит вся с ног до головы мокрая под струями откуда-ни возьмись взявшейся воды. Весело, чего не говори. А если не весело, то надо сделать вид, что весело. Ибо именно для этого и создавались фонтаны-шутихи.
Петра предположительно вдохновили фонтаны-шутихи в парке Хелльбрунн под Зальцбургом. Это летняя резиденция архиепископа Зальцбургского. Принц архиепископ Маркус Ситтикус фон Хоэнемс, как показывает история, был еще тот шутник. Дворец Хельбрунн он построил в 1613-1617 гг. в стиле маньеризма. Архитектором выступил Сантино Солари. Дворец включал большой парк с фонтанами, прудами и гротами, украшенными античными фигурами. Фонтаны-шутихи спрятаны в самых разных уголках парка, иногда очень неожиданных. Вот сели вы отдохнуть на каменную скамью за большой каменный стол со специальными углублениями для охлаждения вина, и тут неожиданно из-под скамьи начитают бить струи воды. Этот фонтан называется «Княжеский стол».
Там архиепископ принимал дорогих гостей, причем из его скамьи вода не била. Или вот красуется на стене голова оленя с ветвистыми рогами. Стоило вам поравняться с головой, как из рогов ни с того ни с сего начинает литься вода, причем исключительно на вас. Прекрасная возможность охладиться в жаркий летний денек!
Фонтанов-шутих история оставила нам не так много, например, в Версале ничего подобного не было. Как-то не прижились эти водные забавы. Зато очень популярными стали музыкальные фонтаны. Это целое музыкально-световое шоу. Первые такие фонтаны приводились в действие вручную, а музыка звучала вживую. В1822 году в трансильванском городе Марошвашархей (ныне Тыргу-Муреш, Румыния) венгерский инженер-механик Петер Бодор запустил музыкальный фонтан. На куполообразной крыше возвышалась вращающаяся статуя Нептуна, и каждые 6 часов включалась музыка. К сожалению в 1836 году фонтан был разрушен снежной бурей, его так и не восстановили. Но начало было положено. В 1939 году на Нью-Йоркской Всемирной промышленной выставке был представлен музыкальный фонтан, который управлялся тремя операторами. Это было фантастическое зрелище! 3 млн ватт освещали бассейн с 1400 фонтанных форсунками, 40 газовых горелок создавали различные цветовые решения, 350 пусковых установок запускали фейерверки, а музыка исполнялась вживую оркестром и звучала через динамики.
ХХ век стал поворотным в эпохе фонтанов. На планете Земля появилось множество невероятно красивых и значительных фонтанов. Для строительства стали использовать не только новые материалы, но и новые технологии. Эти сооружения больше не являются предметом роскоши и богатства. Их даже может установить любой дачник на своем участке, используя современные технологии. Сегодня фонтаны есть почти в каждом городе как декоративный элемент городской архитектуры, а не только в столицах.
А закончить статью мы хотим рассказом об одном небольшом фонтане, который расположен в курпарке города Баден недалеко от Вены в Австрии. (Не путать с немецким Баден-Баденом и швейцарским Баденом) Это милый небольшой городок в альпийских предгорьях. Когда-то он был водным курортом, и каждое лето кайзер со свои двором приезжал сюда. Здесь писали музыку Моцарт и Бетховен - знаменитая 9-я симфония, которая является гимном ЕС, написана именно здесь.
1 июля 1903 года в курпарке Бадена был открыт фонтан «Ундина». За основу композиции скульптор Йозеф Валентин Кассин взял сказку Фридриха де ла Мотта Фуке «Ундина». Это печальное повествование о любви русалки к рыцарю Хульдбранду фон Рингштеттену, который сначала женился на Ундине и даже поклялся в верности до последнего вздоха, но затем встретил земную женщину Бертальду и покинул русалку. Да еще и двоеженцем стал, решил жениться на Бертальде. Этого Ундина стерпеть не смогла, и в первую брачную ночь пришла за мужем-изменником, который на ее руках умер. Вот так обманывать водных женщин!!! Впрочем, не водных тоже.
Кстати, не только Йозеф Кассин впечатлился историей обманутой Ундины, вот Перт Ильич Чайковский написал оперу по мотивам книги, к сожалению опера сохранилась лишь частично. Это вообще было одно из любимых произведений в семье Чайковских. Не закончил оперу "Ундина" Сергей Прокофьев, музыку к этому сюжету написали Дворжак и Карл Рейнеке, существует 3 балета хореографов Жюля Перро, Фредерика Аштона и Поля Тальони. В стороне не осталось и кино. Самый первый фильм "Ундина" вышел в 1916 году и был немым. Для русских читателей перевод книги сделал Василий Жуковский.
Однако, вернемся к фонтану. Каменная Ундина стоит в центре композиции в окружении морских обитателей. А моделью для Ундины послужила Адриана Мануэла Рамона Еллинек, дочь австрийского банкира и совладельца автомобильной фирмы «Готтлиба Даймлера» Эмиля Еллинека. Домашнее имя у девушки было Мерседес. Именно в честь нее и названа знаменитая марка автомобиля. Первым в серии стал автомобиль «Mercedes 35 PS» 1901 года. 23 февраля 1902 года слово «Mercedes» было зарегистрировано в качестве официальной товарной марки, а на автомобильной выставке в Париже был вывешен на стенде портрет Мерседес. Вот такое неожиданное переплетение истории фонтанов и автомобилей, или сказ о том, как простая девушка из простой семьи банкира и внучка главного раввина Вены увековечила себя в названии автомобиля и в мраморной скульптуре фонтана в парке небольшого курортного городка.