(не Антон Семёнович Макаренко, но тоже на "эм")
Тетрадки пухнут от черновиков с педагогическими наблюдениями и злопыханиями. Анонсирован объёмный труд по педагогике. Опережая переход от бесплатного освещения системы отечественного образования к платному, успеваем знакомиться безвозмездно с основными идеями нашей педагогической женщины с начатым, но незаконченным верхним образованием в данной отрасли.
Образовательное учреждение (школа) - это в советском прошлом колыбель знаний, мир детства и юности, важная часть нашей жизни, наших детей и внуков.
Современная школа - ад, сгнивший корабль, который обречён. Один из филиалов пропаганды, что само по себе является недопустимой грубейшей педагогической ошибкой.
Участниками образовательного процесса являются учащиеся, родители, педагоги.
Первичное незамутнённое представление об учителе, вынесенное из детства. Он словно бог, что-то неземное. Учитель не жарит картошку, не моет пол и посуду, не ходит в туалет и в магазин, не закатывает банки на зиму.
Гордое имя Учитель не каждый имеет право носить.
Советские педагоги - лучшие в мире педагоги. Ни о ком не может сказать плохо. Уважает, любит, помнит, обнимает, кланяется до земли памяти уже ушедших. До самой земли.
Это первая учительница в начальной школе, строгая, спокойная, со взглядом из-под очков, который говорил обо всём;
классный руководитель в 4 классе, учитель математики, использовавшая в качестве педагогического приёма фразу: "А ты встань в угол";
учитель истории с пятого по девятый, не способный держать дисциплину до такой степени, что нашей педженщине, в ту пору юной и незрелой, приходилось бить зачинщика по голове книжкой,
разумеется, в два прыжка, а тот глумливо смеялся, пытался обнять заступницу и посадить к себе на колени, выкрикивая похабные шутки. Идейная учительница ничего не сделала, тогда как будущая педженщина пыталась вытолкать нехорошего ученика (заменено однокоренное слово к слову "скотоводство") из класса и плакала от бессилия;
учитель физкультуры, после школьной спартакиады поверивший в спортивный талант Васи.
После 1991 года в школе работают даже те, кого надо гнать прочь. Случайные люди, напрочь лишённые призвания, эмпатиии, человечности. Работать некому. Есть школы, куда можно устроиться на работу даже без образования. А тех, кто действительно имеет педагогический талант, призвание, любит детей, всё время ломают, прогинают (?), выживают. Автор относит себя к последним.
Рыдают все. Студентка педагогического факультета по окончании практики. От счастья, что этот страшный сон закончился. Директор школы, уговаривающая студентку остаться. От безысходности. Наша педженщина от созерцания обеих рыдающих и прочих школьных ужОсов.
Атмосфера внутри педколлективов - это беда любого коллектива: на складе, на почте, в офисе, в супермаркете. У нас так везде. Это небесная кара за грехи древних славян. То есть, если бы не грешили наши предки, была бы у нас и достойная педагогика, и достойная медицина. О последней тоже предполагается объёмный авторский труд. Но пока недостаточно медицинских наблюдений по разным, не зависящим от медженщины причинам. А именно: непризнание госуслуг движущей силой прогресса и, как следствие, ручное управление талончиками, стирание в памяти пациентов даты посещения врача.
Вернёмся к педагогике. Учителя новой эпохи не достойны звания Учитель. Педженщина их не уважает и не желает участвовать в этом балагане. И, как приговор, учитель - давно уже не интеллигенция. Последняя фраза взята из фильма "Простой карандаш", о котором педженщина постоянно думает. Он её не отпускает до сих пор, потому что "в нём всё, всё сказано." Что сказано, про это "всё", как всегда не поясняется.
Вчера я посмотрела этот фильм.
Попробую пояснить. Молодая, красивая женщина, художник-график из Петербурга, приезжает в глубинку (съёмки проходили в Карелии) . Долго тащит чемодан на колёсах по грязи. Кругом бараки, дымит труба карандашной фабрики. Заселяется в жуткую барачную комнату без электричества. Устраивается учителем черчения и рисования. Учит детей видеть прекрасное в обыденном. Знакомится с провинциальным педколлективом на дне рождения учителя русского языка и литературы, истории и физкультуры, живущем в соседнем бараке и положившем на неё глаз (Старцев, превратившийся в Ионыча). Посёлок в страхе держат братья Пономарёвы (у меня близкие родственники с такой фамилией). Старший сидит, младший, восьмиклассник, собирает дань со школьников. Все об этом знают, но боятся и бездействуют: учителя, родители, полиция. Столичная художница, смелая, непуганая, противостоит. В конце фильма лежит с проломленной головой меж брёвен, готовых стать простыми карандашами. Младший бандит убегает от старшего: у них идейные разногласия относительно добра и зла. Местный талантливый мальчик, которого народоволка спасает от рук бандитов, один уплывает по реке в новую жизнь.
Так какое "всё" показано? О чём я должна долго думать? Хождение в народ оказывается ложным: дама поехала за мужем, тоже художником, которому сидеть на зоне за пятнадцать километров ещё восемь лет. Жена декабриста. А он, пустозвонная богема, ждёт сигарет и любовницу, тоже художницу. За неимением первого и второго инфаркт, и нет художника. Законная жена пакует чемодан. В общем, безысходность и чернуха в нескольких сюжетных линиях.
И в эту картинку российской действительности вкрапляются беседы столичной штучки о том, что мы верим телевизору, что нас обманывают, что нельзя верить, нельзя так жить. Последние кадры повторяют первые: по конвейеру ползут карандаши, одинаковые, простые, тупые. Их везут на тележке вертикальным полотном, а те, что выпирают, прихлопывают ладонью, чтоб были как все.
Первая мысль. Я где-то этот кинематографический приём видела. Документальный фильм "Самсара". Удивительные места планеты. Жизнь людей по кругу. Человеческий конвейер. Вот этот фильм действительно не отпускает.
Вторая мысль. Все статьи педженщины, кроме партнёрских, - калька с фильма "Простой карандаш". Беспросветная действительность, орки во всей красе, и на этом фоне заветы олёши об обмане, неправильности жизни, необходимости нести правду в народ, остановить расчеловечевание.
Третья мысль. Педженщина судит о провициальном учительстве по этому фильму. Выводы делает о всей России. Я по должности бывала во многих северных поселковых школах. Они - очаг культуры, просвещения, защиты детства. Провинциальное учительство - истинная интеллигенция. Они знают друг друга и жителей с детства, поколениями. Никогда не дадут в обиду ученика. Там до сих пор народное, общинное, роевое сознание. И не нам, городским, и тем более столичным залётным и южным дивнодарским птицам учить их жизни и судить. Они на месте, не ищут лучшей доли. Их жизнь - подвижничество. Они и есть интеллигенция, а не простые карандаши, как пытается всех убедить огрызок этого простого карандаша.
* * *
(Предлагаю рассмотреть остальных участников образовательного процесса: учащихся и родителей, а также авторскую методику воспитания подрастающего поколения. Продолжаем?)
Директор НИИ филологии, доктор филологических наук, профессор, заслуженный учитель Российской Федерации
Юлия Наумова.