Найти в Дзене

За что протопопа Аввакума сожгли заживо — и почему он не отрёкся, даже стоя на костре?

Оглавление

Когда читаешь о судьбе протопопа Аввакума, становится немного не по себе. Потому что это не просто церковный спор XVII века — это история человека, который добровольно прошёл сквозь ад, но не предал ни себя, ни свою веру. Его казнили не за заговор, не за политику, не за деньги. Его сожгли заживо за то, как он крестился. Звучит абсурдно, но именно в этом и была суть раскола.

Ревнитель не в моде: как начался раскол

Аввакум родился в 1620 году в Нижегородской земле. С ранних лет — молитвы, посты, строгость. Уже в зрелости стал священником, примкнул к «ревнителям благочестия». Эти люди считали, что церковь разболталась, и пора возвращаться к «древней чистоте». Тогда это казалось почти модой — многие говорили о покаянии, поклонах, апокалипсисе.

Но когда патриарх Никон начал реформы — от двух перстов перешли к трём, изменил тексты молитв и порядок обрядов — Аввакум взбунтовался. Для него это была не мелочь, а предательство веры. Он писал, спорил, кричал, проклинал. И пошёл наперекор всей церковной машине.

Аввакум Петров (1620–1682)
Аввакум Петров (1620–1682)

Тюрьмы, ссылки, изгнание — но не молчание

За свою дерзость его не сразу казнили. Сперва — арест, потом ссылка. Его бросали то в Сибирь, то в Даурию, а позже — в Пустозерск, далеко за полярным кругом. Там, в промёрзлой земляной яме, он провёл 14 лет. Без окон, без печки, с короткими письмами к жене и странными снами, в которых ему являлись святые и бесы.

Но даже в яме он продолжал писать. Его «Житие» — не просто биография, а крик, стон, философия и исповедь одновременно. Это была первая в России автобиография — с эмоциями, юмором, злостью, болью. Удивительно живой текст, особенно написанный в буквальном смысле при свете лампадки и в пелене морозного пара.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме
Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме

Костёр как последняя точка — и как начало культа

К 1682 году власти поняли: переговоры не помогут. Аввакум отказывался отрекаться. Более того — называл патриархов антихристами, а реформаторов — предателями. Тогда его приговорили к сожжению заживо. Вместе с тремя сподвижниками. Казнь состоялась в Пустозерске. По свидетельствам, Аввакум не молчал даже в пламени. Он говорил до самого конца.

Старообрядцы считали его мучеником. Для них он был не просто священником, а новым пророком. Его тюремные записки хранили как святыню, его имя вписывали в родословные, будто он мог защитить от бед. Церковь же долгое время старалась о нём не вспоминать.

Сожжение протопопа Аввакума, Мясоедов, 1897.
Сожжение протопопа Аввакума, Мясоедов, 1897.

Почему эта история до сих пор важна

Аввакум — фигура, которая слишком неудобна для гладкого рассказа. Он был сложным человеком: фанатичным, непримиримым, резким. Он мог быть невыносим в жизни, но без таких, как он, не бывает истории. Это был человек, который не просто верил — он готов был за веру умереть. И умер.

В эпоху компромиссов и гибкости, его жёсткость пугает и вдохновляет одновременно. Вопрос, на который он ответил в огне: «что для тебя важнее — жизнь или убеждение?» — до сих пор стоит перед многими. Только выбирать его приходится не в костре, а в куда более комфортных обстоятельствах.

-4

А вы как считаете: был ли Аввакум героем — или фанатиком, который не хотел идти на компромисс? Можно ли быть правым настолько, чтобы умереть за форму креста?