Найти в Дзене
Библио Графия

Как спасали животных в зоопарке блокадного Ленинграда — «Мы шли под грохот канонады» Юрия Иванова

«Война. Столько лет прошло, и не пора ли нам забыть о ней? Не хватит ли ворошить память и без конца вспоминать всех, кто погиб, кого нет рядом с нами?.. Нет! Забыть — это значит отступить в борьбе против тех, кто мечтает о реванше, о новой войне: фашизм живуч, и мы всегда должны помнить об этом». Такими словами заканчивается повесть Юрия Иванова «Мы шли под грохот канонады». Мысль правильная, актуальная, как никогда. Вы читаете отзыв читательницы Людмилы Смоляковой, написанный в рамках марафона «Дорогами памяти», который проходил на канале в мае 2025 года. Это потрясающая книга. Читая все книги «Речи» о блокаде, и подумать не могла, что в промерзшем городе, где кусочек хлеба был величайшей ценностью, работники зоопарка смогли спасти доверенных им животных. Об этом подвиге говорят сегодня, но мало, путано и никто не может доподлинно рассказать, как это удалось. Что предпринимали обессиленные люди, чтобы накормить голодных животных, спасти их от холода? Юрий Иванов не понаслышке знал об

«Война. Столько лет прошло, и не пора ли нам забыть о ней? Не хватит ли ворошить память и без конца вспоминать всех, кто погиб, кого нет рядом с нами?.. Нет! Забыть — это значит отступить в борьбе против тех, кто мечтает о реванше, о новой войне: фашизм живуч, и мы всегда должны помнить об этом».

Такими словами заканчивается повесть Юрия Иванова «Мы шли под грохот канонады». Мысль правильная, актуальная, как никогда.

Вы читаете отзыв читательницы Людмилы Смоляковой, написанный в рамках марафона «Дорогами памяти», который проходил на канале в мае 2025 года.

Это потрясающая книга. Читая все книги «Речи» о блокаде, и подумать не могла, что в промерзшем городе, где кусочек хлеба был величайшей ценностью, работники зоопарка смогли спасти доверенных им животных. Об этом подвиге говорят сегодня, но мало, путано и никто не может доподлинно рассказать, как это удалось. Что предпринимали обессиленные люди, чтобы накормить голодных животных, спасти их от холода? Юрий Иванов не понаслышке знал об этом и донес память о подвиге, рассказав о буднях блокадного зоопарка. Изможденные его сотрудники собирали траву, желуди, ходили к линии фронта, разыскивая убитых лошадей, при этом подвергая ежесекундно свои жизни смертельной опасности. А как согревали бегемотиху Красавицу, как смазывали ее трещины жиром. Тем самым, который могли бы съесть сами. Но не съели. Потому что была государственная задача: спасти зоопарк, не смотря ни на что. И весной изумленные полуголодные дети с взрослыми смотрели на это чудо, не веря глазам и радуясь. А много ли радостей было у ленинградцев в блокаду?

Я потом нашла еще замечательную книгу, документальную, о Ленинградском зоопарке, зоосаде. Его истории создания. Немало страниц посвящено и блокадному времени… И вот бегемотиха Красавица – уникальное животное. Она пережила Войну, блокаду. Конечно, благодаря своему ангелу-хранителю Евдокии Ивановне Дашиной.

«Евдокия благодарила судьбу за то, что ее подопечная осталась в живых, однако блокадные обстоятельства стали складываться так, что служба при бегемоте стала напоминать каторгу. Сначала отключили электроэнергию, затем водопровод — бассейн в бегемотнике стал пустым, а гиппопотам не может существовать без воды».

Чтобы увлажнить тело животного и приготовить еду, нужно было почти 400 литров воды в день. Самым ближайшим к зоосаду был Кронверкский канал с крутым спуском к воде. Евдокия Ивановна ежедневно спускалась и поднималась по крутому берегу с ведрами, чтобы набрать бочку для своей любимицы.

Добытую из Невы воду Евдокия нагревала. Для этого пилили на дрова разрушенные немецкими бомбами деревянные постройки.

Утром и вечером она обмывала животное теплой водой, слегка обсушивала, а потом втирала камфорное масло и тюлений жир, чтобы не трескалась кожа.

Немного об авторе. Юрий Николаевич Иванов — учёный-океанолог, писатель, член Союза писателей СССР с 1966 года, общественный деятель. В 1957 году переехал в Калининград, работал председателем областного совета спортивного общества «Труд». С 1959 года начал ходить в море на судах Атлантического отделения Всесоюзного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии матросом, а затем в должности помощника капитана «Мортрансфлота», стал научным сотрудником АтлантНИРО, был основателем и первым руководителем Научного морского музея. Умер 22 июля 1994 года, похоронен в Калининграде.

Повесть «Мы шли под грохот канонады» (1978), посвящённая блокадникам, была переведена на японский язык и под названием «900 дней в осаде» на XXIX Всеяпонском конкурсе читательского мнения была признана лучшей книгой года, рекомендована для включения в школьную программу по литературе.

Начинается история «Мы шли под грохот канонады» 1 марта 1941 года в Ленинграде. Главный герой, семиклассник Володя Волков, живёт обычной жизнью городского подростка: он учится в школе, вместе с другом Жекой мечтает стать моряком и повидать дальние страны, дерётся с местным «хулиганом» Геркой, влюбляется в «новенькую» Нину. Мама Володи работает ветеринарным врачом в Ленинградском зоопарке, поэтому мальчик проводит много времени среди зверей: кормит, ухаживает за животными и птицами, помогает маме их лечить. Многие звери из ленинградского зоопарка любят Володю и с нетерпением ждут его: слониха Бетти, верблюжонок Майк, медвежата Катька, Любка и Гуго и другие. Юрий Иванов ярко и красиво описывает первую любовь Володи и его новой одноклассницы Нины. Тут и свидания, и походы в кинотеатр, и катание на качелях, и первый поцелуй. И даже первая серьезная драка-дуэль с хулиганом Геркой, оскорбившем девушку…

А потом… Начинается страшное… Война! Блокада!

Юрий Иванов был ленинградским подростком во время блокады города, поэтому знал, о чем пишет. Ужасы и трагедии Ленинграда писатель видел своими собственными глазами. Сложно остаться человеком, когда вокруг тебя смерть, но его герой, Володя Волков, в образ которого писатель вложил много автобиографичного, смог это сделать. Мальчик всегда помнил завет ушедшего на фронт отца и не позволял страху и отчаянию завладеть его сердцем. Кажется, когда вокруг тебя умирают люди, какое дело до животных в зоопарке? Но Володя чувствует своё призвание: жизнь зверей зависит от него и он должен попытаться их спасти. Ведь звери не виноваты в том, что оказались в ленинградском зоопарке во время блокады.

Юрий Иванов показывает гибель зверей от голода и обстрелов также пронзительно и трогательно, как и гибель людей. Животные безропотно принимают смерть, но они верят людям, которые заботятся о них в зоопарке. Можно ли осуждать голодных ленинградцев, которые украли из зоопарка, горных козлов и зарезали их на мясо? Наверное, нельзя. Они просто пытались выжить. И Володя их не осуждает, но он хочет спасти хотя бы часть животных. Ведь эти животные были вокруг мальчика с самого раннего детства, когда он впервые пришел в зоопарк, чтобы помочь маме лечить зверей.

От души рекомендую и взрослым, и детям!

***

Огромное спасибо Людмиле за прекрасный отзыв о книге, которую нужно прочитать всем! Согласны?

Чтобы быть первыми в курсе новостей «Библио Графии», подписывайтесь на мой Телеграм! Если хотите получить доступ к эксклюзивным материалам канала и ранний доступ к отзывам о книгах, оформите подписку на мой Премиум здесь.