Руководство автомобильной компанией — задача не из лёгких. Но у вас есть ключевые операционные директора и их заместители, которые могут справиться с ней. Некоторые генеральные директора погружены в расчёты, для них важна каждая копейка.
Другие же, напротив, тратят деньги компании без оглядки, словно у них в подвале есть станок для печатания денег. Однако даже самые талантливые руководители не всегда достигают успеха. Но их влияние на индустрию остаётся значительным. Вот список из десяти самых влиятельных генеральных директоров в автомобильной сфере.
Оливер Блюм
В условиях экономической нестабильности многие руководители предпочитают избегать таких задач, как значительная экономия средств и конфликты с профсоюзами. Но только не Оливер Блюм.
Председатель правления Volkswagen Group с энтузиазмом принимает эти вызовы. Он пришел в компанию с должности планировщика на производстве Audi, что дало ему глубокое понимание всех этапов производственного процесса.
Блюм не просто оперирует цифрами. Он знает, как эти цифры формируются и как их использовать. Этот опыт позволил ему заключить в конце 2024 года крупную сделку «Zukunft Volkswagen» («Будущее Volkswagen»).
Блюм сумел объединить всех заинтересованных сторон для реализации амбициозного плана по превращению VW в технологического лидера к 2030 году. Возможно, после нескольких непростых лет Volkswagen Group наконец-то вернулась на верный путь.
Карлос Гон
Карлос Гон родился во Франции, но детство провёл в Ливане. Свою карьеру он начал в шинной компании Michelin, быстро продвигаясь по служебной лестнице. В 30 лет он стал генеральным директором крупного подразделения Michelin в Южной Америке, успешно управляя им. Затем он вошёл в управленческую команду французской автомобильной компании Renault.
В 1999 году, после слияния Renault и Nissan, Гон стал генеральным директором и президентом Nissan. Компания была в долгах, и Гон представил жёсткий план по сокращению расходов. План включал увольнение 21 тысячи сотрудников и закрытие нескольких заводов в Японии, что вызвало недовольство среди работников.
Несмотря на протесты, план сработал, и Nissan начала приносить прибыль. Позже Renault-Nissan под руководством Гона приобрёл компанию Mitsubishi.
Гон отказался от предложения стать генеральным директором Ford. Но в 2018 году его карьера рухнула. В Японии его арестовали по обвинению в фальсификации отчётности. Ему грозило длительное тюремное заключение, но после освобождения под залог он сбежал в Ливан. Это была сложная операция, в ходе которой его тайно перевезли в большом ящике.
Карлос Гон, который всё ещё может быть привлечён к ответственности, стал одним из самых влиятельных и противоречивых руководителей в истории.
Мэри Барра
В 2014 году Мэри Барра стала первой женщиной-генеральным директором в одной из крупнейших автомобильных компаний «большой тройки». Она заняла эту должность в General Motors.
Как и многие другие успешные руководители, Барра начинала карьеру с должности контролёра качества. Она получила её в 18 лет. Поддержка GM позволила ей получить диплом инженера-электрика и продолжить рост, занимая руководящие позиции.
После назначения на пост генерального директора Барра столкнулась с различными вызовами. Среди них были слушания в Конгрессе, отзыв продукции и необходимость сокращения расходов, включая закрытие заводов и увольнения.
Этот путь был непростым и сопровождался спорами, но сегодня Барра входит в десятку самых влиятельных женщин мира и получила множество наград. Её также включили в Зал автомобильной славы.
Фердинанд Порше
Фердинанд Порше — создатель легендарного «Фольксвагена Жука» и эмблемы «Порше» — был выдающимся инженером и новатором. Однако его личность вызывала споры.
Порше был членом нацистской партии и, по некоторым данным, близким соратником Адольфа Гитлера. Тем не менее его вклад в автомобильную индустрию был огромен. Он разработал первый в мире гибридный автомобиль и электромобиль еще до начала Второй мировой войны.
Во время войны Порше занимался созданием танков, в том числе знаменитого «Тигра». После войны его и сына Ферри арестовали французы и заключили в плен как военных преступников. Ферри освободили через полгода, но только после того, как его семья собрала необходимую сумму. По некоторым сведениям, Порше заставили сотрудничать с французскими автопроизводителями после ложных обвинений в мошенничестве.
После войны «Фольксваген Жук» стал всемирно известной маркой. Маленькая гоночная команда, основанная Порше и его сыном, превратилась в одну из самых великих автомобильных компаний. Несмотря на спорную репутацию, Фердинанд Порше оказал колоссальное влияние на развитие автомобильной промышленности.
Энцо Феррари
Энцо Феррари, известный итальянский предприниматель, не сразу нашел свое место в автомобильной индустрии. После потери семейного бизнеса его родители, он стал водителем-испытателем и гонщиком. К 1920 году он уже выступал за заводскую команду Alfa Romeo и одержал первую победу в Гран-при.
После успешной гоночной карьеры Феррари решил создать свою команду, привлекая лучших гонщиков и используя автомобили Alfa Romeo. Эта команда быстро завоевала множество побед, и в 1947 году появился Ferrari 125 S.
Феррари развивал свой бизнес, участвуя в гонках по выходным, а по понедельникам продавая автомобили для повседневной жизни. Эта традиция продолжается и сегодня, хотя современные болиды Формулы-1 не предназначены для дорог.
Энцо был известен своим сложным характером. Он был уверен в себе и не терпел критики. Но его инновационные идеи и великолепные гоночные автомобили сделали бренд Ferrari одним из самых узнаваемых в мире.
Фердинанд Пиех
Как бы нам хотелось оказаться в одном помещении с Энцо Феррари и Фердинандом Пиехом! Оба этих выдающихся человека славились своей сложностью в общении, но при этом не боялись нарушать общепринятые нормы.
Фердинанд Пиех, представитель известной династии Порше-Пиех, создал Audi Quattro — автомобиль с полным приводом и пятицилиндровым двигателем с турбонаддувом. Несмотря на недостаток навыков общения и социальных умений, он сделал блестящую карьеру и стал председателем правления VW Group.
В качестве главы компании он приобрёл Lamborghini, Bugatti и Ducati, а также подарил миру Bugatti Veyron — самый быстрый автомобиль на тот момент. Этот шедевр родился благодаря грубому эскизу двигателя W16, который Фердинанд набросал на обратной стороне конверта во время поездки на поезде в Японию.
Фердинанд Пиех — гениальный инженер, который видел будущее в автомобилях. Он стал символом автомобилестроения и воплотил в жизнь свои смелые идеи, оставив неизгладимый след в истории.
Илон Маск
Представьте: Энцо Феррари, Фердинанд Пиех и Илон Маск в одном пространстве. Это было бы не просто столкновение, а настоящая битва титанов!
Илон Маск, как и Феррари с Пиехом, может быть резким в общении. Но за его кажущейся грубостью скрывается гениальность и способность реализовывать невозможное. Кто бы мог подумать, что ракеты смогут возвращаться на Землю?
Хотя Илон Маск не основал Tesla, именно его видение и предпринимательский дар превратили компанию в глобальную силу. SpaceX и другие его проекты также стали знаковыми. Благодаря его идеям, Tesla опередила конкурентов на десятилетие. Его влияние на автопром и будущее технологий огромно, независимо от политических взглядов.
Акио Тоёда
Киитиро Тоёда основал Toyota в 1937 году и продолжил дело своего отца, управлявшего машиностроительной компанией. Но именно его внук Акио превратил Toyota в мировую автогиганта.
С 1937 года Toyota выпустила более 300 миллионов машин. Получив юридическое образование, он работал в подразделениях Toyota по всему миру, изучая разные рынки, производство и корпоративную культуру.
В 2000 году Акио, будучи региональным менеджером, убедил совет директоров создать уникальный автомобиль LFA. Он предложил сосредоточиться не на массовом продукте, а на автомобиле, который станет символом бренда. Удивительно, но его идею поддержали. В 2009 году Акио стал президентом Toyota и участвовал в гонках Toyota GR.
Юрист с многолетним опытом в автомобилестроении и страстью к машинам, Акио доказал, что у Toyota всё получается благодаря его усилиям и видению.
Генри Форд
Генри Форд не был изобретателем автомобиля, но его инновации сделали машину доступной для широких масс. С 1908 по 1927 год он выпускал модель T в огромных объемах. Его успех впечатлил даже за пределами страны: коллеги-новаторы, включая Фердинанда Порше, приезжали на завод Форда, чтобы изучить его методы.
Сборочный конвейер и взаимозаменяемые детали произвели революцию в автопроме, превратив его в мощный бизнес. Интересно, что конвейер придумал не Форд. Первооткрывателем стал завод Oldsmobile. Однако Генри Форд усовершенствовал процесс, сделав его эффективным.
Карл Бенц
Если бы не Карл Бенц, автомобиля могло бы не быть. Но не менее важна роль Берты, его супруги.
Берта унаследовала значительное состояние и использовала его, чтобы помочь Карлу начать производство автомобилей. Она была увлечённым инженером-любителем, но не могла получить инженерное образование из-за своего пола.
Вместе с Карлом Берта вывела Benz Patent-Motorwagen на дорогу. Однако потенциальные покупатели и инвесторы с опаской отнеслись к этому изобретению.
Тогда Берта взяла инициативу в свои руки. Она с двумя детьми отправилась на «Патентном автомобиле» в первое в истории путешествие на дальние расстояния. По пути у машины возникли проблемы, но благодаря инженерным навыкам и участию Берты в создании автомобиля, она смогла его починить. Это впечатлило людей, и вскоре поступил первый заказ на автомобиль.
Так, благодаря Карлу и Берте Бенц, автомобиль официально поступил в продажу.