Найти в Дзене

Родители не вставали на нашу сторону

«Сам виноват. Разбирайся сам. Ты эту кашу заварил, ты и расхлебывай. А чего ты хотел? Я тебе помогать не буду. Твои проблемы. И ко мне с этим даже не подходи. Надо было сначала думать, потом делать» Чему учится ребенок?  1. Я сам всегда во всем виноват. Даже если это не так, ребенок привыкает обвинять себя, брать вину за всё подряд.  2. Я беззащитен.  Просить помощи бесполезно, я один.  3. Мне никто не поверит.  Мое слово ничего не стоит. Мои потребности не важны.  4. Проще подчиниться.  Любые усилия сделают только хуже.  5. Я заслуживаю плохого. Это мое наказание, потому что я плохой человек, не достойный хорошего отношения.  6. Другим виднее, что для меня лучше. Я не могу доверять себе.  А теперь давайте соберем из этих убеждений портрет взрослого человека. Какой он? В терапии порой приходится по крупицам собирать воспоминания, хранящие опыт ПОДДЕРЖКИ, принятия, валидации чувств и потребностей - бесценный опыт, на который важно опереться! «Нас так боялись вырастить эгоист

«Сам виноват. Разбирайся сам. Ты эту кашу заварил, ты и расхлебывай. А чего ты хотел? Я тебе помогать не буду. Твои проблемы. И ко мне с этим даже не подходи. Надо было сначала думать, потом делать»

Чему учится ребенок? 

1. Я сам всегда во всем виноват. Даже если это не так, ребенок привыкает обвинять себя, брать вину за всё подряд. 

2. Я беззащитен. 

Просить помощи бесполезно, я один. 

3. Мне никто не поверит. 

Мое слово ничего не стоит. Мои потребности не важны. 

4. Проще подчиниться. 

Любые усилия сделают только хуже. 

5. Я заслуживаю плохого.

Это мое наказание, потому что я плохой человек, не достойный хорошего отношения. 

6. Другим виднее, что для меня лучше. Я не могу доверять себе. 

А теперь давайте соберем из этих убеждений портрет взрослого человека. Какой он?

В терапии порой приходится по крупицам собирать воспоминания, хранящие опыт ПОДДЕРЖКИ, принятия, валидации чувств и потребностей - бесценный опыт, на который важно опереться!

«Нас так боялись вырастить эгоистами и хамами, что сделали безвольными тревожными самоедами, которые не способны принять более-менее серьёзное решение, не словив приступа панической атаки. А из-за вбитого в голову " надо делиться и уступать " мы не мо­жем взять даже своё»

Эмоциональные травмы оставляет не только то, что было плохое, но и то ХОРОШЕЕ, ЧЕГО С НАМИ НЕ СЛУЧИЛОСЬ

Услышав от клиента что-то типа: «Меня не били, папа не пил, в школе не булили, все, вроде, ок, нет никаких причин…» Начинаешь спрашивать, выясняется, что для родителей родительство ограничивалось обязанностью одеть, накормить и выучить, всё остальное - лишнее баловство. 

И да, понятно, что послевоенные дети наших дедушек и бабушек так научились - главное жив. И совесть их в связи с отсутствием достаточного эмоционального контакта с детьми не мучила. Они считали себя прекрасными родителями. И до сих пор недоумевают, чего это наше поколение по психологам ходит и на них «жалуется», неблагодарные. 

И травма здесь оказывается неочевидной. Как можно увидеть то, чего не было? 

А это травмирует не меньше, чем агрессивное или насильственное поведение, если не больше. Агрессию и насилие их хоть заметить можно и увидеть в них явную причину, а также объект, который несет ответственность. 

В случае же НЕДОСТАТОЧНОСТИ внимания, человека сопровождает постоянное ощущение, что что-то не так, но что непонятно. С чем идти к психологу, если не с чем? Это будто выглядит, как «я все придумал» или «чего мне не живется спокойно, вот у других проблемы». 

Важно доверять своим чувствам, интуиции, ощущениям. Важно поверить самому себе, прислушаться, чтобы смочь услышать тихий внутренний голос ребенка, голодного по человеческому теплу. 

С заботой, Котова Олеся, психолог, EMDR - терапевт, член Национальной Ассоциации EMDR (ДПДГ) России