Найти в Дзене
Апология чуда

Темперамент. Алхимия человеческой психики

Гуморальная теория (от лат. humor – «жидкость») – это система представлений о здоровье и болезнях, основанная на учении о четырёх телесных жидкостях (гуморах) и их балансе. Зародившись в V в. до н.э., гуморальная теория стала каноном античной и средневековой медицины, сохранив значение в Европе и на Ближнем Востоке вплоть до научной революции XVII века, когда её постепенно заменила механистическая модель медицины. Окончательно система 4 темпераментов утвердилась в Средние века, благодаря авторитету Галена и Авиценны. Позже её переняли европейские врачи (например, Парацельс) и философы (Кант). Основатель древнегреческой медицины. Основные тезисы его теории сохранились для нас в медицинских трактатах V–IV вв. до н.э. – так называемом «Гиппократовом корпусе» («лат. Corpus Hippocraticum»). Впрочем, авторство части этих работ приписывают скорее ученикам Гиппократа. Гиппократ адаптировал аристотелевское учение о стихиях к медицине, связав стихии с четырьмя человеческими соками (гуморами) –
Оглавление

Гуморальная теория (от лат. humor – «жидкость») – это система представлений о здоровье и болезнях, основанная на учении о четырёх телесных жидкостях (гуморах) и их балансе.

Зародившись в V в. до н.э., гуморальная теория стала каноном античной и средневековой медицины, сохранив значение в Европе и на Ближнем Востоке вплоть до научной революции XVII века, когда её постепенно заменила механистическая модель медицины.

Периоды развития гуморальной теории

  1. Гиппократ (V–IV вв. до н.э.) – ввёл идею 4 гуморов, но не связывал их с психологией,
  2. Гален (II в. н.э.) – впервые чётко выделил 4 темперамента как психофизиологические типы,
  3. Авиценна (XI в.) – сохранил 4 основных, но добавил смешанные варианты.

Окончательно система 4 темпераментов утвердилась в Средние века, благодаря авторитету Галена и Авиценны. Позже её переняли европейские врачи (например, Парацельс) и философы (Кант).

Гиппократ (460–370 гг. до н.э.)

Основатель древнегреческой медицины. Основные тезисы его теории сохранились для нас в медицинских трактатах V–IV вв. до н.э. – так называемом «Гиппократовом корпусе» («лат. Corpus Hippocraticum»). Впрочем, авторство части этих работ приписывают скорее ученикам Гиппократа.

Гиппократ адаптировал аристотелевское учение о стихиях к медицине, связав стихии с четырьмя человеческими соками (гуморами) – трактат «О природе человека» («Peri physeos anthropou»).

  • Кровь (воздух) – горячая и влажная,
  • Флегма (слизь) (вода) – холодная и влажная,
  • Жёлтая желчь (огонь) – горячая и сухая,
  • Чёрная желчь (земля) – холодная и сухая.

Здоровье человека зависит от баланса этих жидкостей в организме. Дисбаланс гуморов приводит к болезням – трактаты «Эпидемии» (Epidemiai) и «Афоризмы» (Aphorismoi). Причиной дисбаланса может стать воздействие среды, например, неподходящий климат (трактат «О воздухе, водах и местностях» («Peri aeron, hydaton, topon»)).

Клавдий Гален (129–200 гг.)

Римский врач, развивший учение Гиппократа. До наших дней сохранилось около 150 его работ по медицине, философии и логике.

Ввёл представление о связи гуморов с темпераментами (трактат «О натурах» («De temperamentis»), о пневме – жизненной силе, которая циркулирует в теле, соединяя его с духом. Развил теорию лечения противоположностями.

Систематизировав идеи Гиппократа, Гален связал гуморы с психофизиологическими типами организма (темпераментами). Он выделил 4 типа темперамента: Сангвинический, Флегматический, Холерический, Меланхолический.

В его теории темперамент являлся врождённым свойством, но мог поменяться из-за болезни или образа жизни. Определение темперамента происходило по внешним признакам и поведению. Лечение основывалось на тех же принципах изменчивости темперамента под влиянием внешних обстоятельств (трактат «О методах лечения» («De methodo medendi»)). Для того, чтобы избавиться от «плохих соков» применялось кровопускание.

Авиценна (Ибн Син, 980–1037 гг.)

Авиценна – один из величайших учёных исламского мира, оставивший огромное наследие в медицине, философии, астрономии и естественных науках.

В труде «Канон врачебной науки» связал западную галеновскую медицину с персидским и исламским врачеванием. Ввёл представление о связи стихий с конкретными органами.

Взяв за основу представление Галена о темпераментах, Авиценна развил его, дополнив смешанными типами, но в практике чаще использовал классические 4 типа.

Типы темпераментов:

  • Сангвинический – Кровь (воздух – тёплый и влажный) – энергичный, жизнерадостный, склонен к воспалениям
  • Флегматический – Слизь (вода – холодная и влажная) – спокойный, медлительный, склонен к отёкам, болезням лёгких
  • Холерический – Жёлтая желчь (огонь – тёплый и сухой) – вспыльчивый, активный, склонен к лихорадкам, болезням печени
  • Меланхолический – Чёрная желчь (земля – холодная и сухая) – грустный, задумчивый, склонен к депрессиям, болезням селезёнки
Типы темпераментов
Типы темпераментов

Конкретизация темперамента в смешанных типах позволила Авиценне разработать более индивидуальных подход к лечению пациентов. Коррекция того или иного свойства осуществлялась в соответствии со степенью его выраженности в организме или в характере.

13 темпераментов Аверроэса
Ещё более сложная система темпераментов, включающая 4 основных и 9 комбинированных типов, была предложена в XII веке арабским врачом Аверроэсом (Ибн Рушду).
Градация происходила и по доминирующему гумору, и по степени его выраженности (например, умеренно холерический или резко меланхолический).
Эта система не прижилась, с одной стороны, из-за своей сложности, а с другой – из-за авторитета Галена и Авиценны.

Мизаджи

Различием качеств, приписываемых тому или иному темпераменту (тепло, холод, влажность, сухость), Авиценна объяснял конституцию организма (мизадж): его физиологию, предрасположенность к болезням, психологические черты, реакцию на лечение.

Критериями определения мизаджа выступали частота и сила пульса, цвет кожи, сухость кожи, температура тела, психологические особенности человека.

В соответствии с мизаджем назначалось лечение:

  • Сангвинику (избыток тепла и влаги) прописывали охлаждающие и подсушивающие средства (например, цитрусы, мяту).
  • Флегматику (холод и влага) – согревающие и сушащие (имбирь, корица).
  • Холерику (жар и сухость) – охлаждающие и увлажняющие (огурцы, арбуз).
  • Меланхолику (холод и сухость) – согревающие и увлажняющие (мёд, шафран).

Упадок и наследие гуморальной теории

Роль Парацельса

Уже в эпоху Возрождения гуморальная теория стала подвергаться критике. Так Парацельс – один из самых радикальных реформаторов медицины и алхимии XVI века – считал, что современная ему медицина слишком зависима от древних догм Галена и Авиценны, чьи труды веками переписывались без критического переосмысления.

«Теории – это не более чем плод воображения учёных. Истинный врач должен учиться у Природы, а не у книг».

Будучи мистиком, последователем герметизма Парацельс воспринимал человеческое тело как микрокосм – уменьшенную копию Вселенной, а не просто сосуд для жидкостей. Образующие элементы человеческого тела – это не слизь да жёлчь, а Сера (душа), Ртуть (дух) и Соль (тело).

Такой подход был продиктован увлечением Парацельса алхимией. Подробнее о ней в статье.

Пример: По Галену, лихорадка – это избыток «горячей» крови, который лечится кровопусканием. По Парацельсу, лихорадка – это нарушение серы (горючего начала в организме). Лечить его следует охлаждающими минералами (например, селитрой).

Причиной болезней, по мнению Парацельса, могли быть астральные влияния планет, влияние внешних токсинов или внутренних химических сбоев организма.

Его лекарства (арканумы) больше не состояли из «охлаждающих» или «увлажняющих» трав, а создавались алхимическим путём (например, соединения ртути для лечения сифилиса, сурьмы, мышьяка). Кровопускание он считал бесполезной и даже вредной процедурой:

«Если в доме пожар, надо тушить огонь, а не выливать воду в канализацию» (намёк на бесполезность кровопусканий).

Вместо него предлагались следующие методы исцеления:

  • Ятрохимия – медицина, основанная на химии (прообраз фармакологии).
  • Алхимическая диагностика – анализ мочи с реактивами (прототип биохимических тестов).
  • Гомеопатия – подобное лечится подобным (влияние герметизма).

Новое и новейшее время

В XVII–XVIII вв. гуморальная теория была опровергнута достижениями научной медицины, в частности – открытием кровообращения Гарвеем, микробной теории Пастера.

Несмотря на своё устаревание с научной точки зрения, идея гуморов оказала огромное влияние на культуру, искусство, алхимию, и медицину, став символом гармонии четырёх начал. В XX веке Карл Юнг использовал гуморальную теорию как архетип темпераментов. Её отголоски можно найти даже в современной психологии и нетрадиционной медицине.