Из абсолютно любой ситуации, для кого угодно. Хотя бы один да есть. Просто люди в силу разнообразных завихрений восприятия, ментальных травм или неподходящей породы мозговых тараканов могут его не увидеть. И поэтому человеку нужен человек. Да, даже такому, как Кен, главный герой этой истории. ОСОБЕННО такому, как Кен.
Сеттинг произведения
Что мы имеем среди здесь? Условный средневековый Китай, как и в большинстве книг данного автора. Однако всякий раз он бывает со своими особеннностями. Здесь она в том, что у нас тут внезапно постапокалипсис. Послеядерный мир, скатившийся в феодально-общинный строй и натуральный обмен (клановая система слегка попахивает сянься, хотя кланы как раз-то тут не занимаются боевыми искусствами, а лишь выживанием, но сам принцип организации наверняка заставит улыбнуться с узнаванием тех, кто посмотрел много "халатников").
Имена при этом странным образом некитайские и вообще близко не азиатские. Но это совершенно не принципиальный момент и атмосферу не разрушает. Ибо всё максимально условно, география не привязана ни к чему в реальном мире, национальные особенности как таковые не упоминаются. Местом действия может быть не только не наша планета, но и даже не наша вселенная.
Правдоподобно ли устроено описываемое общество? Относительно, на большом объеме можно было бы проколоться в деталях, но в этой короткой повести, по объему ближе даже к рассказу, автор не утруждает нас особенными подробностями, кроме необходимых по сюжету: объяснений, что такое Хранители, советы кланов и немножко — бандиты-наёмники, громко назвавшиеся ниндзя.
Конечно, это вообще не те ниндзя, какими их знаем мы. Просто слово, оставшееся от старых времен. Но здесь и флейтисты — тоже вовсе не то, к чему мы привыкли.
Мораль, пожалуй, в базе тоже средневековая со знатными перекосами в гуманизм у отдельных персонажей (собственно, это и является по итогу источником всех их личных проблем).
Персонажи, главные и второстепенные
Кен-флейтист. Главный персонаж этой истории, даром что она подаётся некоторым образом с точки зрения Джой. Ниндзя (наёмник для грязных дел, чужие руки любого клана, который заплатит достаточно). В глазах клановых — мр_азь распоследнего разбора. В глазах Стэна и Джой — последняя надежда их клана на выживание. Переживший столь страшные для себя события, что разучился испытывать боль как физическую, так и моральную, хотя про последнюю, мне кажется, всё-таки немного лукавит. Скорее он просто научился выносить её без закономерных для других последствий. А вот испытывать полностью не прекратил, иначе бы его отношение к Хасси было иным.
Джой. Одна из двух молодых Хранителей, которых крайняя нужда заставляет обратиться к тому, кого считают монстром. Чудовищем. Нечеловеком. Сильная и независимая без негативных коннотаций, приданных этому термину женоненавистниками. "Я бы с тобой на дело пошёл" — комплимент от Кена, довольно однозначно говорящий нам о её характере и способностях. Практически признание в любви. Да, собственно, оно и есть, и Джой это довольно быстро понимает, хоть и не перестаёт почти до самого конца удивляться и его, и собственному выбору.
Стэн. Друг детства Джой, юноша бледный со взором горящим. Рациональный до безумия, хладнокровный до изумления, эмпатичный до самоотречения. Второй Хранитель клана в свои-то сопливые годы. Но возраст здесь совершенно не показателен в том смысле, что судить по нему в принципе глупо. А Стэна — глупо трижды.
Лэй. Глава ниндзя. В общем-то наименее важный персонаж в сюжете, нужный только в качестве мебели, однако и он прописан так, что живёт и дышит и меньше всего похож на кусок картона, как это сплошь и рядом бывает с такими персонажами у других авторов.
Хасси. "Чистая душа", которой, по мнению Кена, не место среди ниндзя. По моему мнению — основная причина того, что Кен не сумел забыть, что является человеком, хотя и очень старался. Единственный, о ком Кен волновался, кроме себя самого (так, впрочем, было лишь до его встречи со Стэном, Джой и их кланом), даром что виртуозно умел этого не показать кому не следовало.
Рими. "Всеобщая мать". Как такая мягкая и добрая женщина смогла сформироваться в этом жестоком мире, да ещё и дожить в нём до своих лет — тайна сия велика есть. Впрочем, чудеса всё-таки иногда случаются, поэтому не будем сразу же кричать о неправдоподобности. Тем более что она нужна и важна: именно в основном её стараниями Кен и "оттаял", одна лишь любовь к Джой, тем более не сразу им осознанная и признанная, того результата, что был нужен, дабы всё вышло как вышло, достичь не помогла бы, уж слишком тяжело, да ещё и неоднократно, данный товарищ был травмирован.
Лори. Наивный мальчишка, чья простота хуже воровства. Главный раз_дол_бай на районе, то есть в клане. Нужен для того, чтобы вместо стены текста обойтись парой штрихов в описании внутриклановых порядков и дать знать лёгкими намёками о фундаментальной разнице между кланом Стэна и Джой и бывшим кланом Кена.
Конт. Рисковый парень, смелый до такой степени, чтобы не только иметь обо всём собственное мнение, но ещё и высказывать его вслух, за что и поплатился изгнанием и вынужден был прибиться к ниндзя. Тёмная лошадка, который год ходит в служках, не пытаясь пробиться в наёмническую элиту, как остальные его "коллеги". Не клановый. Не отречённый. Не ниндзя... если продолжу, будет жирный спойлер. Читайте и всё узнАете.
Толлер. Главный антагонист, эталонная мр_азь и св_оло_чь, сто сорок шесть процентов истинного флейтиста (Кен только притворяется из жизненной необходимости; он вообще виртуозно умеет притворяться, в тексте это не раз подчёркивается, и неспроста, всё для того, чтобы указать, что эта сова не та, кем кажется). Тот, кому на самом деле надо было адресовать все "милые" определения и бурные негативные эмоции, какими по незнанке Джой при первой встрече окатила Кена. Нужен для того, чтобы на его фоне окончательно стала ясна истинная природа главного героя и отпали все вопросы на тему, как Джой могла его выбрать, да ещё и с первого взгляда. Ну, и до кучи — чтобы Кену было с кем как следует заняться антагонизмом.
Сюжет повести
Как я уже говорила, перед нами своеобразный постапокалипсис. По определённым признакам и намёкам, разбросанным по тексту — таки однозначно послеядерный.
Период до катастрофы, разумеется, очень волнует и интересует всех жителей описанного мира, ведь их выживание буквально построено на оставшихся от него знаниях. То, как их берегут и сохраняют, довольно логично для описываемого положения вещей, на мой взгляд. В средневековье, да и позже открывшие какой-либо секрет мастера хранили его с таким рвением, что зачастую он уходил в могилу вместе с ними. Знание всегда было силой, а уж когда на это завязаны буквально вопросы жизни и смерти — это сила, с которой приходится не просто считаться, а буквально носиться, как с тухлым яйцом.
Именно жажда знаний в неожиданной для нас, но не для описанного персонажа, являющегося её носителем, итерации жадности до власти и материального благополучия как раз и запускает всю цепочку событий — задолго до обстоятельств, с которых началась повесть, но именно благодаря им находящую своё завершение. Пожалуй, можно сказать, что и хэппиэндовое. По крайней мере, каждый в конце концов в финале получает именно то, чего заслужил, даже если и представить не мог, что заслужил действительно это.
Но я слегка забегаю вперёд. А начинается всё с того, что Стэн и Джой нанимают ниндзя. Кена. Флейтиста. Такого, который один стоит дороже целого отряда. Потому что нужда у них вышла крайняя, да и не у них одних, а у всего клана, которому, если в ближайшее время не разрешить проблему, грозит смерть в любом случае: либо медленная от голода, либо быстрая от других кланов, которые вскоре уже должны понять, на каких богатствах сидит слабый клан, и возжелать забрать их себе, воспользовавшись этой слабостью.
Даже будучи уверенными в своём выборе, считая, что нашли нужного человека для решения своих проблем, Стэн и Джой и близко не подозревали, НАСКОЛЬКО нужного, и не только сиюминутно, человека они нашли на самом деле. При том, что и человеком-то поначалу его вовсе не считали...
Конечно же, Кен, как истинный супермен, каковым и нарисован, решает и поставленную задачу, и попутно кучу неочевидных сопутствующих, и для полного и окончательного счастья — ещё и собственную давнишнюю проблему, эпично раздав всем сестрам по серьгам. И получает свой затребованный в шутку приз внезапно на полном серьёзе. Потому что судьбу не перешутишь.
Собственно, всё это не спойлер. Главное в данном произведении — совсем не происходящие события, а отношения и взаимодействия персонажей. Даже второстепенных. Даже нарисованные парой смазанных, но ярких штрихов. ОСОБЕННО нарисованные так. Потому что именно они говорят нам то, ради чего, собственно, повесть и написана.
О чём нам говорит эта повесть. Зачем её читать?
Чтобы помнить, что, как я написала в названии статьи, выход есть всегда. Что жизнь стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать, как пел русский парень с корейским лицом.
Что человеку нужен человек. Что основу личности нельзя переделать, через что бы эта личность ни прошла, и при благоприятно сложившихся обстоятельствах, когда не нужно притворяться не собой ради выживания, всё возвращается на круги своя. Что истинная любовь внезапна и беспощадна, не имеет объяснений и не знает преград, и ей бесполезно сопротивляться, да и незачем, ибо она несёт всегда только хорошее.
Чтобы согласиться с автором в том, что на первый взгляд совершенно разные люди могут быть похожи внутри до мурашек. И что когда они это поймут, их никто и ничто не сможет остановить.
Чтобы лишний раз убедиться, что для выживания все средства хороши. Посмотреть на это с разных сторон и ракурсов, как на примере Кена, так и клана Стэна и Джой. Подивиться тому, что с виду последняя свол_очь может оказаться великим гуманистом. Даже если не может упустить шанса ещё один (думаю, что последний) раз в жизни сыграть на флейте, потому что избавить мир от зла, каким бы то ни было способом, — тоже в конечном итоге милосердие. Пусть даже этот резон лишь на втором месте после залечивания таким образом личных травм.
Чтобы поверить, что для каждого есть хотя бы один свой человек и правильное место в жизни. Весь вопрос в том, чтобы не проморгать их, когда с ними встретишься.
Заключение: личные размышлизмы и пара слов об авторе и других её книгах
То, что в итоге делает Кен, для него с самого начала не просто оплаченная работа, пусть даже он это понимает далеко не сразу. И не "бей своих, чтобы чужие боялись", потому что ниндзя никогда не были для него своими. Кроме Хасси, но тот тоже оказался там по ошибке. Как в своё время и сам Кен. Я только так до конца и не поняла, он видит в Хасси себя самого или своего потерянного друга. Результат, конечно, один, Хасси единственный, до кого Кену в этом мире есть дело (хоть он и скрывает этот факт даже от себя, и у него есть на то весомая причина), пока он не встречает Стэна и Джой. Но всё-таки хотелось бы яснее понимать резоны, так как они немножко разные в зависимости от того, какой вариант верный. Хотя есть ещё вероятность, что верны сразу оба.
Поделитесь потом своим мнением на этот счёт, когда и если прочтёте, пожалуйста.
В корне не согласна с гуляющим в сети определением повести как романтизации палачества. Хотя бы потому, что была достаточно внимательной, чтобы заметить, как Кен подчёркивает: на флейте он не играл очень давно. И собирается сыграть ещё только раз. Он никогда ничего не делает и не говорит просто так, для него это ЗНАЧИМО. Джой знает более чем достаточно, чтобы уловить этот намёк. Кен даёт ей таким образом понять, что он не чудовище, каким она его посчитала от недостатка информированности о нём лично и от избытка знаний о ниндзя-флейтистах в целом.
Я перечитала эту вещицу очень вовремя и в кассу, как, впрочем, происходит в последние полгода вообще со всем, что я делаю. То, что я смогла почувствовать себя Кеном, в то время как в случае прежних прочтений дальше Джой дело не шло, дорогого стоит. Ну и ещё забавный нюанс, как новое в нашей жизни приносит любопытные апгрейды ассоциаций. Потому что Кена я визуально прежде как-то особо не рисовала себе, а нынче он у меня обрёл лицо одного из маттеловских Кенов серии Лукс, так называемого "индейца" Кэма (можете прояндексировать, если захотите, картинку уж не стану вставлять, поймите меня правильно, это, по-моему, немного лишнее). А роль Лэя теперь в моём представлении исполняет Чжан Исин (Лэй — его сценический псевдоним), причём на редкость органично в ней смотрится. Забавная штука мой мозг, я уже упоминала об этом, но никогда не устану удивляться его выкрутасам.
Я уже говорила и повторю, Элеонора Раткевич на сто сорок шесть процентов МОЙ автор. Во-первых, у неё очень многое завязано на тему учительства и ученичества, что является и для меня одним из основных жизненных мотивов, через призму которых я и рассматриваю окружающую действительность.
Во-вторых, она удивительно психологически точно и тонко умеет показывать любовь во всех её смыслах, гранях и проявлениях, обходясь при этом лишь парой выразительных штрихов то там, то сям (истинную любовь только так и можно описывать, ибо она из этого и состоит, "в лоб" это всегда получится натянуто и неестественно, я оттого и романтику-то не люблю, что там как в книгах, так и в фильмах почти никогда не получается это изобразить правильно, чтобы я поверила, прямо крайне редко бывает как нужно).
В-третьих, у неё потрясающее чувство юмора, местами удивительно согласующееся с моим собственным (то есть я бы примерно так и сказала в таких обстоятельствах, как порой изволят делать её герои с неповторимым неядовитым сарказмом). Надеюсь, вы по достоинству оцените шуточку Кена и Джой про "занятия смыслом жизни". Так (по крайней мере — в моей картине мира) и должны разговаривать предельно близкие, беспредельно любящие друг друга люди. Личный пример: я как-то пообещала одному человеку по приходу домой надеть ему на голову кастрюлю — и словила немало завистливых взглядов от окружающих, сумевших просечь, что это было высокопоэтичное признание в любви, отражающее всю силу моего чувства.
К слову о чувствах, лучшее вообще в моей жизни произведение о любви принадлежит также перу Раткевич и дало название всему сборнику, в котором опубликовано наряду с рассмотренной повестью. "Ближе смерти и дальше счастья" — совершенно потрясающая вещь, которую я и взялась теперь перечитать тоже. И на неё тоже напишу обзор, а уж затем возьмусь за "Парадоксы Младшего Патриарха", о которой непременно расскажу, как уже обещала, и бонусом — почему я Шенна Дайр, так как именно с этой книгой оно и связано.
Обещала и исполню. Я всегда держу слово, вы ещё не раз в этом убедитесь. Вопрос всегда лишь в том, какой срок мне для этого потребуется. Я предусмотрительно не называю конкретного почти никогда, и надеюсь, вы за это не будете в претензии. Ибо жизнь непредсказуема, а моя — так и втройне, даром что обычно не изобилует внешними событиями.
Благодарю всех за прочтение. Я писала эту статью дольше, чем вы будете читать повесть, она в самом деле небольшая, её прочтение займёт не более полутора часов. Выделите для неё это время каким-нибудь тихим солнечным вечером, я обещаю вам, что вы не пожалеете, потратив его именно так.
Всем желаю найти своё место и своих людей. А тем, кто уже нашёл — сохранить. Потому что это одни из самых важных вещей в жизни.